1. | Организационный момент - Сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного. С хорошим настроением это делать гораздо приятнее, поэтому давайте все улыбнёмся друг другу. Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение. (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка) - Ну что, готовы? Больше века назад английский фантаст Герберт Уэллс придумал машину времени. Садишься в машину, набираешь нужную дату и оказываешься там, где пожелаешь, хоть в далёком будущем, хоть в глубоком прошлом. Я тоже предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на машине времени. - А вот куда мы отправимся вам нужно отгадать самим. На столах у вас лежат лепестки, попробуйте, работая в паре, собрать цветок и прочитайте нужное направление для нашего путешествия. | Познавательные универсальные учебные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности. Регулятивные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные универсальные учебные действия: работа в паре; Умение слушать и вступать в диалог; Управление поведением партнера, коррекция оценка его действий. Общеучебные универсальные учебные действия: моделирование. |
2. | Постановка темы и цели занятия. - Что же у нас получилось? Куда мы сегодня отправимся? (К динозаврам). - Но, ребята, нельзя ведь отправляться неведомо куда. Нужно сначала выяснить, что мы знаем о динозаврах? (Дети рассказывают, что им известно, о динозаврах) -Ребята, сейчас мы проверим все ваши знания. А проверим мы их, отправившись в путешествие. – посмотрите на первую картинку. Как вы думаете что именно мы сегодня узнаем про удивительный мир, мир динозавров? ( Узнаем когда и как жили динозавры, какими они были, и почему их не стало.) | Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении. Познавательные универсальные учебные действия: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. |
3 | Новая тема -Итак, как и когда же жили динозавры? (Ответы детей) - А жили эти удивительные животные очень давно, более 100 млн. лет назад, задолго до появления человека. Это было удивительное время: никогда раньше и вряд ли когда-нибудь в будущем Земля ещё увидит таких чудовищ. И суша, и море, и воздух были отданы им во владение. Бескрайние хвойные и папоротниковые леса были заселены всевозможными ящерами. - А теперь представьте, что мы с вами находимся в том времени. Ох, как страшно! Как вы думаете как переводится слово «динозавры». (Ответы детей с греческого языка переводится как «ужасные ящеры».) - некоторые из вас приготовили дома небольшие сообщение о разных динозаврах. Давайте послушаем. По полянам шныряли юркие и проворные динозавры – компсогнаты. Компсогнат, был ростом с домашнюю кошку, его длина составляла всего 60 сантиметров. Бегал он очень быстро, ловил ящериц, насекомых. А в болоте медленно, переваливаясь с боку на бок, копошилось огромное, как дом, животное. Это был чемпион по росту. Вытянув шею, он мог бы заглянуть в окно 4 этажа. Его высота 12 метров, длина 22 метра, вес 50 тонн. Одним ударом своего длинного хвоста он мог бы на месте уложить слона. Звали этого чемпиона – брахиозавр. Брахиозавр был одним из самых больших и тяжеловесных динозавров изо всех, когда-либо живших на Земле. Вместе с тем он был совершенно неагрессивным и вступал в схватку только при нападении хищников. У таких динозавров был очень маленький мозг, и потому учёные полагают, что они были не очень-то смышлёными. Самым крупным хищником, которого знала Земля, был тираннозавр. Его высота 5 метров, длина 10 метров, вес 10 тонн. Челюсти длиной 1 метр были вооружены сотнями острых, как ножи, зубов. Ими тираннозавр мог бы легко расправиться, например, со слоном или носорогом. Бегал тираннозавр на двух задних ногах. Длина его следа 76 см, а ширина 80 см. Шаги были огромными, длиной до 4 метров. Несмотря на то, что Тираннозавр - очень свирепый хищник, его передние лапы были маленькие и слабые. Трицератопс, означает «трехрогое лицо». Он напоминает нашего носорога, только он был значительно крупнее, его длина составляла 9 метров. Рогом, трицератопс, защищался от врагов-хищников, своим клювом резал жесткие стебли папоротника, а многочисленными зубами пережевывал самые жесткие растения. Динозавры были очень разнообразны. Были даже с парусом на спине. Одного такого динозавра вы видите на экране. Это Диметродон. Парус Диметродона кожаный. Своим «солнечным парусом» он быстро набирает тепло, а в тени он также быстро его теряет. - Почему же вымерли эти удивительные животные? (Дети высказывают известные им предположения.) Точного и однозначного ответа на этот вопрос наука пока не может дать. Объясню почему. Люди узнают о динозаврах по ископаемым находкам, делая раскопки. Количество этих находок растёт, а вместе с ними расширяются наши знания о динозаврах. Каждая новая находка влечёт за собой новые открытия. Представьте себе, что 300 лет назад люди ничего не знали о динозаврах. Потом, с развитием науки и техники, стали появляться удивительные находки. Потом учёные обобщили эти сведения и поведали миру об ископаемых животных, живших на Земле 70 млн. лет назад. Нельзя сказать, что мы знаем о динозаврах всё. Наши знания пополняются и изменяются, думаю, что главные находки и открытия ещё впереди. Может быть, их сделает кто-нибудь из вас? А пока у учёных нет однозначного ответа на вопрос, почему вымерли динозавры. У учёных разных стран существуют на этот счёт разные мнения. Некоторые говорят, что они погибли из-за холода, кто-то говорит, что причиной был голод, другие – наводнения или нападения инопланетян. Но сегодня нам существуют версии, что динозавры были стерты с лица Земли вулканическим извержением или огромным метеоритом. В палеонтологических Музеях собрано много интересных экспонатов, рассказывающих об исчезнувших видах животных и растений. | Познавательные универсальные учебные действия: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение логически рассуждать. Познавательные универсальные учебные действия: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; Формирование умений работать с информацией. |
4 | Работа по иллюстрации - Что находится в руке у человека? (Ответы детей). Рассмотрите этот зуб. Представьте себе размеры самого динозавра. - Давайте представим, что мы ученые – палеонтологи, и мы нашли этот зуб. Проведем исследование и докажем кому принадлежит этот зуб. -Что вы можете сказать о зубе, какой он формы? Что на нем есть? (Ответы детей). -В верхней части картины нарисованы два динозавра: трицератопс и тираннозавр. Кому из этих динозавров принадлежит этот зуб? Почему? (Ответы детей). -Ребята, а как вы думаете, какой из этих динозавров был хищником, а какой питался растениями? (Ответы детей). Молодцы! У динозавров, питающихся растениями, травой, зубы широкие, плоские, как наши коренные зубы. А у хищных динозавров – зубы заострены сверху, как наши клыки. И челюсти у них более мощные, так как им приходится жевать более твердую, грубую пищу. -Если вас интересует что-то еще о динозаврах, вы можете узнать это из книг, фильмов о динозаврах. Несколько книг сегодня я принесла на урок. (Показ книг, картинок). Подробнее вы с ними можете познакомиться на перемене. | Познавательные универсальные учебные действия: умение ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Коммуникативные универсальные учебные действия: умение логически рассуждать. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. |
5 | Практическая работа - Рассмотрите фигурки динозавров, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них похожие на тех динозавров, о которых мы говорили? (ответы детей). По точкам нарисуйте динозавров. (Работа детей). Кто из вас знает их названия? (Ответы детей). Справа находится тираннозавр. А слева – стегозавр.. -А теперь ребята, встали, и каждый ряд подойдите к последним партам вашего ряда. На парте лежит конверт, в конверте разрезанная картинка. Ваша задача собрать картинку и сказать, кто на ней изображен (Работа детей и ответы). | Коммуникативные универсальные учебные действия: формирование умения договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные универсальные учебный действия: использование в своей деятельности простейших приборов: карандаш, ручка, ластик. |