kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Устное народное творчество жителей с. Отрадинское Мценского района Орловской области»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем! Всем! Всем!

Кто хочет прикоснуться к истокам русской культуры;

Кто стремится понять загадочность русской души;

Кто ратует за возрождение русских национальных        традиций

ПРИЗЫВАЮ

в эпоху духовного кризиса общества и поиска общей национальной идеи начать с изучения и осмысления русского фольклора

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Устное народное творчество жителей с. Отрадинское Мценского района Орловской области»»

«Устное народное творчество жителей с. Отрадинское Мценского района Орловской области »   Воспитатель РАСТОРГУЕВА Т.В.

«Устное народное творчество жителей

с. Отрадинское

Мценского района Орловской области »

Воспитатель РАСТОРГУЕВА Т.В.

Всем! Всем! Всем! Кто хочет прикоснуться к истокам русской культуры; Кто стремится понять загадочность русской души; Кто ратует за возрождение русских национальных        традиций ПРИЗЫВАЮ в эпоху духовного кризиса общества и поиска общей национальной идеи  начать с изучения и осмысления русского фольклора

Всем! Всем! Всем!

Кто хочет прикоснуться к истокам русской культуры;

Кто стремится понять загадочность русской души;

Кто ратует за возрождение русских национальных        традиций

ПРИЗЫВАЮ

в эпоху духовного кризиса общества и поиска общей национальной идеи начать с изучения и осмысления русского фольклора

Цель проекта: исследовать устное народное творчество жителей села Отрадинское.

Цель проекта:

исследовать устное народное творчество жителей села Отрадинское.

Задачи проекта: записать местные частушки, частушки как источник для изучения обычаев, жизни края  записать заговоры, гадания, отражающие народные верования  записать приметы, суеверия жителей села

Задачи проекта:

записать местные частушки, частушки как источник для изучения обычаев, жизни края

записать заговоры, гадания, отражающие народные верования

записать приметы, суеверия жителей села

ЧАСТУШКА

ЧАСТУШКА

ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА? ЧАСТУШКА – это жанр русского словесно-музыкального народного творчества; жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями; народная художественная песня-миниатюра; результат развития других форм устного народного творчества; неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии; поэтическая импровизация; отклик на события времени.

ЧТО ТАКОЕ ЧАСТУШКА?

ЧАСТУШКА – это

  • жанр русского словесно-музыкального народного творчества;
  • жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
  • народная художественная песня-миниатюра;
  • результат развития других форм устного народного творчества;
  • неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
  • поэтическая импровизация;
  • отклик на события времени.

СВОЙСТВА ЧАСТУШКИ    СВОЙСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА Время рождения Место рождения  70-е годы XIX века Качества  в русском фольклоре (в русских деревнях)  краткость, гибкость, простота композиции, прямота высказывания, образность, экспрессия,  афористичность языка, реалистичность, остроумие, разнообразие тематики, наблюдательность, злободневность Обращение  к определённому лицу или слушателям Стих  хореический Рифма  - перекрёстная (обычно рифмуются 2-я и 4-я строки)  - смежная (парная) (реже - 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки) Музыкальная  основа  - короткие одночастные  - двучастные  - мелодии, исполняемые полуговорком или напевно Вид жанра  фольклорная, самодеятельная, литературная Тематика  - любовно-бытовая  - общественного содержания
  • СВОЙСТВА ЧАСТУШКИ

СВОЙСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Время рождения

Место рождения

70-е годы XIX века

Качества

в русском фольклоре (в русских деревнях)

краткость, гибкость, простота композиции,

прямота высказывания, образность, экспрессия,

афористичность языка, реалистичность, остроумие, разнообразие тематики, наблюдательность, злободневность

Обращение

к определённому лицу или слушателям

Стих

хореический

Рифма

  • - перекрёстная (обычно рифмуются 2-я и 4-я строки)
  • - смежная (парная) (реже - 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки)

Музыкальная основа

  • - короткие одночастные
  • - двучастные
  • - мелодии, исполняемые полуговорком или напевно

Вид жанра

фольклорная, самодеятельная, литературная

Тематика

  • - любовно-бытовая
  • - общественного содержания

Эмоциональный тон

мажорный (основной).

ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ЧАСТУШКИ   одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII - XVIII веках;   - другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ ЧАСТУШКИ

  • одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII - XVIII веках;

- другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

ВРЕМЯ И МЕСТО:  впервые слово «ЧАСТУШКА» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;  в русской литературе ЧАСТУШКА появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников;  - ЧАСТУШКИ возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её и названием, то определяющим её характер, то прямо указывающим на место её рождения.

ВРЕМЯ И МЕСТО:

  • впервые слово «ЧАСТУШКА» употребил русский писатель Глеб Иванович Успенский в очерке «Новые народные песни» в 1889 г.;

  • в русской литературе ЧАСТУШКА появляется только в произведениях XX века: в поэме А. А. Блока «Двенадцать», в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Д. Бедного, А. А. Прокофьева и их современников;

- ЧАСТУШКИ возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её и названием, то определяющим её характер, то прямо указывающим на место её рождения.

МОНОЛОГ  РАЗМЫШЛЕНИЕ Не ходите, девки, замуж, Замужем одна печаль: Народятся голопузы, Только охай да качай! ПОВЕСТВОВАНИЕ Гармониста я любила, Гармонист меня любил, Как корова отдоилась, Гармонист меня забыл. ОПИСАНИЕ ОПИСАНИЕ У меня на сарафане Шарики да шарики.  Меня в этом сарафане  Любят комиссарики У меня на сарафане Шарики да шарики.  Меня в этом сарафане  Любят комиссарики

МОНОЛОГ

РАЗМЫШЛЕНИЕ

Не ходите, девки, замуж,

Замужем одна печаль:

Народятся голопузы,

Только охай да качай!

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Гармониста я любила,

Гармонист меня любил,

Как корова отдоилась,

Гармонист меня забыл.

ОПИСАНИЕ

ОПИСАНИЕ

У меня на сарафане

Шарики да шарики.

Меня в этом сарафане

Любят комиссарики

У меня на сарафане

Шарики да шарики.

Меня в этом сарафане

Любят комиссарики

ДИАЛОГ  -Мне милый изменил, Мою подругу полюбил, А я неспесивая,  Гуляй, подружка милая!   -Подружка Анюшка,  Характер один:  Ты ревнуешь, я ревную,  Давай лучше продадим!  -Подружка моя, Я уж продавала, Одна дурочка нашлась, Три рубля давала!

ДИАЛОГ

-Мне милый изменил,

Мою подругу полюбил,

А я неспесивая,

Гуляй, подружка милая!

-Подружка Анюшка,

Характер один:

Ты ревнуешь, я ревную,

Давай лучше продадим!

-Подружка моя,

Я уж продавала,

Одна дурочка нашлась,

Три рубля давала!

Коляда – древний славянский праздник, связанный с зимним солнцестоянием. Позднее Коляду стали праздновать на Рождество – с 6 на 7 января. Неотъемлемые атрибуты праздника – подарки и переодевание, колядование, гадание. Святочные обряды напоминают языческие обряды о чествовании новорождённого солнца. Как и праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров и пожеланиями богатого урожая. Обрядовое посыпание хлебного зерна, мимическое подражание паханию, разнообразные гадания. Основная цель колядок —

Коляда – древний славянский праздник, связанный с зимним солнцестоянием. Позднее Коляду стали праздновать на Рождество – с 6 на 7 января. Неотъемлемые атрибуты праздника – подарки и переодевание, колядование, гадание.

Святочные обряды напоминают языческие обряды о чествовании новорождённого солнца. Как и праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров и пожеланиями богатого урожая. Обрядовое посыпание хлебного зерна, мимическое подражание паханию, разнообразные гадания.

Основная цель колядок — "дим звеселити", выраженная в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Задача русских колядок - прославление лица, которому они поются, выражение ему пожелания и всяческих благ, хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак

КОЛЯДКИ

ДЕРЕВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю, Со скотом и животом,со пшеницей и овсом! Ты, хозяин-мужичок, Полезай в сундучок, Доставай пятачок Нам на орешки, Нам на потешки, Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!  У доброго мужика Родись, рожь, хороша! Колоском густа, Соломкой пуста! У доброго мужика Родись, рожь, хороша! Колоском густа, Соломкой пуста! У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа!

ДЕРЕВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом и животом,со пшеницей и овсом!

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок,

Доставай пятачок

Нам на орешки,

Нам на потешки,

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!

У доброго мужика

Родись, рожь, хороша!

Колоском густа,

Соломкой пуста!

У доброго мужика

Родись, рожь, хороша!

Колоском густа,

Соломкой пуста!

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

Коляда, коляда,

Отворяй ворота,

Медные замочки,

Железные крючочки!

Коляда, уродись коляда,

Кто подаст пирога,

Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки

числа бы вам не знать!

А кто не даст копейки –

Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки,

Кто не даст ветчины –

Так раскалечим чугуны!

Коляда, уродись коляда,

Кто подаст пирога,

Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки

числа бы вам не знать!

А кто не даст копейки –

Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки,

Кто не даст ветчины –

Так раскалечим чугуны!

Коляда, уродись коляда,

Кто подаст пирога,

Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки

числа бы вам не знать!

А кто не даст копейки –

Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки,

Кто не даст ветчины –

Так раскалечим чугуны!

Коляда, уродись, коляда,

Кто подаст пирога,

Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки

числа бы вам не знать!

А кто не даст копейки –

Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки,

Кто не даст ветчины –

Так раскалечим чугуны!

Славите, славите,

Сами, люди, знаете.

-Зачем пришли?

-За копеечкой!

Не дадите пятака –

Мы корову за рога,

Не дадите булку –

Мы хозяюшку на улку!

Ву за рога

Славите, славите, Сами, люди, знаете. Зачем пришли? -За копеечкой. Не дадите пятака – Мы корову за рога,  Коня за хвост,  А самих под мост!

Славите, славите,

Сами, люди, знаете.

  • Зачем пришли?
  • -За копеечкой.
  • Не дадите пятака –
  • Мы корову за рога,

Коня за хвост,

А самих под мост!

ЗАГОВОРЫ Заговор (заклинание, наговор, приворот) это разновидность народной магии, включающий в себя словесную формулу, направленную на то или иное физическое действие посредством запредельных сил. Существует с далекой древности и применяется во всех видах человеческой деятельности, например, в охоте, земледелии, скотоводстве, торговле, судебных исках, воинской повинности, свадьбах, болезнях, любовных или денежных отношениях, зачатии, родах, удаче или неудаче.

ЗАГОВОРЫ

Заговор (заклинание, наговор, приворот) это разновидность народной магии, включающий в себя словесную формулу, направленную на то или иное физическое действие посредством запредельных сил. Существует с далекой древности и применяется во всех видах человеческой деятельности, например, в охоте, земледелии, скотоводстве, торговле, судебных исках, воинской повинности, свадьбах, болезнях, любовных или денежных отношениях, зачатии, родах, удаче или неудаче.

ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки! Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зуб, вот два, вот три, все твои. Возьми мою скорбь. Месяц, ты, месяц, скрой от меня зубную скорбь.

ЗАГОВОР ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ

Месяц, ты, месяц, серебряные рожки, златые твои ножки! Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зуб, вот два, вот три, все твои. Возьми мою скорбь. Месяц, ты, месяц, скрой от меня зубную скорбь.

ЗАГОВОР ПРИ ЯЧМЕНЕ  Смочи указательный палец слюной и помажь больной глаз, сказав трижды: «Господи, благослови! Солнце на запад, день на исход, сучок на глазу на извод, сам пропадёт, так чело почернеет, ключ и замок словам моим!            ЗАГОВОР, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ТАЙКОМ Заметите сор с улицы в избу, в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу своих молодцов, не воров, наезжайте ко мне , женихи, с других дворов.

ЗАГОВОР ПРИ ЯЧМЕНЕ

Смочи указательный палец слюной и помажь больной глаз, сказав трижды: «Господи, благослови! Солнце на запад, день на исход, сучок на глазу на извод, сам пропадёт, так чело почернеет, ключ и замок словам моим!

ЗАГОВОР, ЧТОБЫ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ТАЙКОМ

Заметите сор с улицы в избу, в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу своих молодцов, не воров, наезжайте ко мне , женихи, с других дворов.

ФОЛЬКЛОР - ЕСТЬ ВСЕМУ НАЧАЛО.  М. Горький

ФОЛЬКЛОР - ЕСТЬ ВСЕМУ НАЧАЛО.

М. Горький

"Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время"

В.Аникин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Расторгуева Татьяна Владимировна

Дата: 14.03.2016

Номер свидетельства: 305742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Устное народное творчество жителей  с. Отрадинское Мценского района  Орловской области»"
    ["seo_title"] => string(96) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zhitieliei-s-otradinskoie-mtsienskogho-raiona-orlovskoi-oblasti-1"
    ["file_id"] => string(6) "305743"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457975758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства