Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Башкирская лошадь"»
Урок-конференция на тему "Башкирская лошадь" по культуре Башкортостана в 7-м классе
Цели урока:
Образовательные
- познакомить учащихся с историей башкирской лошади;
- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни башкир.
Развивающие
- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал к уроку;
- развивать умение конспектировать основные моменты урока;
- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме.
Воспитательные
- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям башкирского народа;
- формировать чувство гордости национальной культурой;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Задачи урока:
1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности башкирской лошади.
2. Организовать исследовательскую работу учащихся.
3. Формировать умения:
- излагать грамотно свои мысли;
- прослеживать причинно-следственные связи;
- творчески подходить к выполнению домашнего задания;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
Оборудование: альбом А.Костин «Рассказы о лошади», альбом «Башкирская лошадь», карта Башкортостана, плакаты, портреты, магнитофон, Медео проектор, картины с изображением лошадей.
Ход урока:
I. Организационный момент (настройка учащихся на урок)
II. Сегодня урок у нас необычный, объединяющий экологию, историю, экономику, культуру.
Мы проведем сегодня конференцию на тему «Башкирская лошадь».
Я хочу представить наших гостей (в ролях выступают учащиеся класса):
- историк – этнограф
- ремесленник
- агроэколог
- медик
- спортсмен
- артист
Учитель: Закончилось ХХ столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке – неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить о башкирской лошади. И эпиграфом к нашей конференции я взяла слова
Г. Рамазанова:
«Что сила лошадиная! Порой
Твердят, что кони не для наших дней,
И я не против скорости сверх звука,
Но сверх того – за добрых лошадей».
Несколько веков назад башкирским кочевникам удалось создать экосистему, которая служила в процессе этногенеза башкир мощным источником физической и духовной энергии. Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав неповторимую башкирскую лошадь.
(Описание башкирской лошади: по внешнему виду она резко отличается от других пород: низкорослая, коренастая, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого цвета), по спине проходит, как ремень, темная полоса. Ноги ниже колен чёрные, грива и хвост – тоже черные. Она походит на дикую лошадь. К зиме обрастает длинной и густой шерстью, а весной линяет. Башкирская лошадь отличается от других пород и своим поведением. Она очень вынослива, легко переносит и суровую зиму с трескучими морозами, и знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и легко карабкается с седоком на каменистые горы).
Без лошади невозможно представить историю Башкортостана.
Благодаря табунам полудиких лошадей башкир не был закрепощен на клочке вспаханной земли, а свободно кочевал на огромных пространствах, что позволило башкирам постоянно общаться с другими народами, успешно защищаться от захватчиков. Сегодня мы можем встретить только остатки табунов башкирской лошади в нескольких хозяйствах Зауралья.
Учитель: А сейчас дадим слово историку-этнографу. Тема выступления: «Происхождение и история башкирской лошади».
Историк–этнограф: О происхождении башкирской лошади существует несколько мнений. По мнению некоторых ученых, башкирские лошади - потомки монгольских лошадей. Вторая группа ученых считает, что башкирская лошадь приведена из Азии во II – VII веках кочевыми племенами. Но археологические раскопки показывают, что народы, живущие на территории Башкортостана, ещё до нашей эры занимались охотой и скотоводством. В пещере Шульганташ найдены рисунки с изображением коня эпохи палеолита.
Это доказывает, что лошади давно живут на территории Башкортостана и происходят они именно из местных пород.
В эпических преданиях сказано, что башкирская лошадь берет начало от табунов, вышедших из озера Шульган.
Живая память аксакалов довела до нас более правдивую информацию. В далекие времена в наших краях обитали дикие лошади – тарпаны. От скрещивания тарпанов и домашних лошадей получались гибриды, которые назывались аргыны.
Потомство аргынов сохраняло самое ценное для кочевников качество диких лошадей - косячный инстинкт. Второе ценное качество – тибенляу – инстинкт кормодобычи под покровом снега, который они разгребали копытами.
Среди современных башкирских лошадей можно выделить три, несколько отличающихся одна от другой породы:
Горная – вьючно-верхового склада
Степная – верхового склада
Равнинная – упряжного склада
Учитель: Воин и охотник на коне во всем великолепии боевого убранства – любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре. Башкиры уделяли особое внимание убранству коня. Для освещения этой темы я хочу дать слово Ремесленнику.
Ремесленник: По достоинству коня, по качеству и отделке и убранства коня и оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению конского снаряжения придавалось первостепенное значение. В седле в основном декорировали переднюю луку, украшая резными узорами или посеребренными накладками. Накладки украшали серебряной насечкой. Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и технике изготовления – литые, кованые, массивные и легкие, полуовальные и арочного вида. Все ременные части сбруи, кроме поводьев, украшались посеребренными металлическими накладками – пластинами разной формы и круглыми бляхами. Необходимо отметить, что предметы убранства коня украшались не только с целью создания красоты. По поверью башкир, седло с серебряными украшениями охраняло батыра и его коня от неприятностей.
Учитель: Далее тему продолжает Агроэколог – «Цепь питания в традиционной экосистеме».
Агроэколог: Башкиры для своих лошадей корм не заготавливали. Основной базой для данной экосистемы были ковыльные и ковыльно–типчакские степи, характерной особенностью которых является устойчивость против вытаптывания. Степная растительность быстро восстанавливается после стравлевания и дает питательный подножный корм – ветошь.
Поэтому в животноводческом стаде у башкир первыми всегда шли лошади.
В период целинной эпопеи башкирская степь на равнинах была распахана. Вследствие этого популяции полудиких лошадей практически были уничтожены. Это вопиющий факт экологической неграмотности и настоящего геноцида против лошадей. Но имеется некоторый опыт хозяйств республики по селекционной работе и восстановлению традиционного способа разведения башкирских лошадей.
Как ученые, так и хозяйственники все больше убеждаются в том, что восстановление традиционных экосистем с башкирскими лошадьми – это один из перспективных путей оптимизации хозяйственно-экономической деятельности и экологического оздоровления регионов.
Разминка для глаз по плакату «Лошадь в квадрате»
Учитель: Нашу конференцию продолжает Медик, тема его выступления «Кумыс – богатырский напиток».
Медик: Кумысоделие – одно из древнейших ремёсел башкир.
Кумыс – это продукт, получаемый из кобыльего молока путём брожения. Способ приготовления кумыса кочевниками засекречивался и передавался из поколения в поколение в пределах семьи. Кумыс хранился в специальных кожаных сосудах. К столу выносили в резных кадках тэпэн и наливали ковшом ижау в тонкостенные, изящные чаши тустак. (все выделенные слова записываются учащимися в словарь).
Кумыс обладает высокими лечебными свойствами. Первую кумысолечебницу основал в 1858 г. в 8 километрах от Самары врач В.Н. Постников. Первая кумысолечебница в Башкирии была построена в 1880 г. внучкой С.Т. Аксакова при станции Аксаково. Высокие питательные свойства кумыса объясняются составом кобыльего молока, которое приближается к женскому не только по содержанию молочного сахара, но и по качественному составу жира, белка, наличию витаминов и других веществ, выполняющих важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.
Кумыс - древний и излюбленный напиток башкир – сейчас переживает своё новое рождение. В Башкирии расположены кумысолечебницы: «Шафраново», «Юматово», «Алкино», «Глуховская», им. Аксакова.
Учитель: А кто из известных русских людей лечился кумысолечением в Башкирии, и что они говорили об этом?
Ответы учащихся:
Л.Н. Толстой: «В продолжении года я занимался школами и так измучился, что заболел. Потом бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать воздухом и пить кумыс».
В.И. Даль: «Кумыс охлаждает, утоляет и жажду, и голод, и придаёт особую бодрость. Кумыз никогда не переполняет желудок, его можно пить сколько угодно. Кумыз приносит пользу во всех тех болезнях, где тело требует сытного и детского питания… Последовательное действие кумыза обнаруживается через неделю и ранее. Чувствуешь себя бодрым, здоровым, дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь пищу, которая заменила бы кумыз?»
С.Т. Аксаков: «Весной черноземная степь покрывается свежей, ароматной, сочной растительностью. Кобылицы, отощавшие за зиму, нагуляют жир. И тогда во всех кошах начинается приготовление кумыса. И все, кто может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют богатырский напиток. После этого исчезают недуги голодной зимы и даже старости. Полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щёки».
Н.В. Постников (врач): «Я был поражён действием кумыса на одном чахоточном больном, посланном мною на башкирскую кочёвку. Больной до лечения кумысом был в крайнем изнурении от каверны в легких. Возвращаясь же с кочевки, представлял он совершенно здорового человека».
Минутка отдыха
(учащиеся прослушивают отрывок произведения, исполняемого на кубызе; какие ассоциации возникли, какие образы отобразились?)
Учитель: Лошади сыграли большую роль в развитии спорта в Башкирии. Слово предоставляется Спортсмену, тема его выступления «Конный спорт».
Спортсмен: Башкиры приучали своих детей езде на лошадях с 3-х летнего возраста, и к семи годам они становились хорошими наездниками-джигитами.
Один арабский ученый писал: "Тюрк сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли". Поэтому в Башкирии очень популярен конный спорт.
Крупным очагом конного спорта в республике является конно-спортивный комплекс «Тулпар» в Мелеузовском районе. (Открыт в 1975 году).
С каждым годом увеличивается число поклонников конного туризма. Башкортостан располагает двумя базами с конными маршрутами «Арский камень» в Белорецком районе и «Зеленые дубки» в 15 км от города Мелеуз.
В конных походах туристы испытывают глубокое чувство единства со всем живым, что нас окружает, и ещё раз воочию убеждаются, что лошадь является надежным помощником и верным другом.
Учитель: Ребята, а какие состязания на лошадях известны вам?
Ответы учащихся:
Бэйге – это состязание скаковых лошадей по просёлочной дороге на длинную дистанцию.
Аударыш (переваливание) – конно-спортивная игра, суть которой состоит в том, что два всадника должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю.
Кук – буре (серый волк) – конно–спортивная игра, возникшая в X веке, известная также под названием «козлодрание», суть игры в том, что всадник с козлом на седле пускается вскачь, а остальные стараются догнать его и отнять козла.
Кот – алыу (догони меня) – конно–спортивная игра, суть которой состоит в том, что всадник одной команды на самой лучшей лошади предлагает команде-сопернице отнять у него большой кашемировый платок, а сам пускается вскачь по полю.
Кыз – кыуыу (догони девушку) – свадебное состязание – игра состоит в том, что по прямому отрезку 300 – 400 метров дистанции стремительно скачет всадница, а за ней – джигит, который, начав скачку чуть позже, пытается догнать и поцеловать девушку (иногда снять с её руки шарф или платок).
Джигитовка - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на неё, поднимая с земли различные предметы и выполняя ряд гимнастических упражнений и акробатических трюков.
(Примечание – все ответы сопровождаются развернутым рассказом о данном виде состязаний.)
Учитель: Следующий гость нашей конференции Артист. Тема, с которой он выступит – «Стихи и песни о лошадях».
Артист: Вы убедились, что лошадь использовалась человеком во всех областях жизни. Естественным было создание огромного количества произведений о лошадях.
- Скажите, как звали самого известного коня у башкир, и что вам о нем известно?
(Ответ: Акбузат - конь Урал–батыра, он из семейства небесных крылатых коней тулпаров).
- В каких эпических произведениях встречаются упоминания о коне?
(Ответ: эпос «Урал батыр»).
Отрывок из башкирского эпоса "Урал-батыр"
Вот царевна майдан созвала,
Акбузата к себе призвала;
С громом в небесной глубине,
Вызвав бурю по всей земле,
Глыбы камней круша на горах,
Всех ввергая в смертельный страх,
Вдруг возник, будто сам собой,
Словно с неба летящей звездой,
Акбузат в мир сошёл земной.
Весь майдан восторгом объят:
Уши - два шила над головой,
Грива развивается гордо,
Вздёрнута точёная морда,
Зубы – как дольки чеснока,
Грудь соколиная, узки бока,
Крут и лёгок в копытах он,
Медью отливают глаза,
Шея тонкая, как змея;
Двойная макушка, впалые щёки,
Словно вытянутые – ноги,
Веки – как у дикого беркута;
Ступает, вздернув голову к верху,
Землю хвостом метет на ходу,
Уши ножницами раздвигает,
Танцует на месте, кося глазами;
Как у волка быстрая кровь,
Так и пылает пара зрачков.
Дрожит под ногами его земля,
Пена стекает из пасти, бела,
А помчится, вспорхнув, как птица, -
Только следом пыль заклубиться;
Любого, кто повстречается с ним,
Поражает величьем своим –
Вот таким был дивный тот конь,
Слетевший вниз, как небесный огонь.
Отрывок из башкирского эпоса "Акбузат"
Выйдет царь табунов Акбузат
За многомастной скотиной той.
Если холку его погладишь,
Он с тобой заговорит,
Все благие пожеланья
Он исполнит твои, егет.
Плетка подвешена к ободку
Позолоченного седла;
Из кожи булгарской сплетены
Позолоченные удила.
Вместе накрепко скреплены
На коне подпруга и плотник,
Чтоб не упали со спины,
Подогнаны надёжно и плотно.
Отрывок из башкирского эпоса " Кузыкурпяс и Маянхылу "
И вот табун за табуном стали спускаться лошади по крутой тропинке к водопою. Первый табун прошёл, второй прошёл. А впереди третьего табуна идет Кук – тулпар. Но, не доходя до места, где притаился Кузыкурпяс, он вздыбил свой хвост и гриву, и, всхрапывая, неожиданно повернул обратно.
(отрывки из эпосов "Урал-батыр", "Акбузат"," Кузыкурпяс и Маянхылу )
Славу себе башкирские лошади заслужили, участвуя в боевых действиях Отечественной войны 1812 года, Великой отечественной войне 1941-1945 гг.
Учитель: Какие песни о лошадях вы знаете, ребята?
Ответы:
«Французская»:
«Вот мы и сели на своих коней,
Скажите все, что вы сказать хотели».
«Иремель»:
«… Перековали лошадей своих
И вышли на московскую дорогу».
«Вторая Армия»:
«…Никакому зверю не осилить
Путь, что под копытами коня».
«Хай, край мой»:
«Урал, ты нас заботливо растил,
Ты на коне держаться нас учил».
«Кахым туря»:
«Был конь его игривый скакун –
Вихор на лбу издалека заметный».
«Сокол птица»:
«…Чей конь копытом рассекает камень,
Тот и в сраженье истинный герой».
(Примечание: некоторые песни сопровождается народными мелодиями).
Учитель: Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям. Они стали друзьями и верными помощниками в разносторонней деятельности. А сколько грации и изящества, когда они мчатся в свободном беге! Вспомним афоризм «Нет ничего прекраснее фрегата под парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку».
Во все времена с глубокой древности до наших дней, поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне.
III. Итог урока.
1. Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?
2. Какие новые слова узнали и вспомнили на уроке? (На доске вывешивается плакат со словами: тарпан, аргын, тибенляу, ветошь, ижау, тустак, тэпэн, кумыс).
3. С каким чувством вы уходите с урока?
IV. Домашнее задание:
Найти и записать в тетрадь башкирские пословицы и поговорки о лошадях; составить кроссворд с использованием значений связанных с темой «Башкирская лошадь».
Урок- конференция в 7-м классе на тему: «Башкирская лошадь»