Учебно-методический комплекс в дополнительном образовании. Этапы его разработки.
Учебно-методический комплекс в дополнительном образовании. Этапы его разработки.
Учебно-методический комплекс
Система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации общеобразовательных программ, согласно учебного плана.
Основная цель создания УМК
¢Предоставить учащемуся комплекс учебно-методических материалов для полного изучения дисциплины.
¢При этом, помимо непосредственного обучения, задачами педагога являются: оказание консультационных услуг; стартовая, промежуточная и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Структура УМК ?
Учебные пособия
• Дидактические материалы
• Методические материалы
• Мониторинг по дополнительной образовательной программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации общеобразовательных программ, согласно учебного плана.
Основная цель создания УМК
Предоставить учащемуся комплекс учебно-методических материалов для полного изучения дисциплины.
При этом, помимо непосредственного обучения, задачами педагога являются: оказание консультационных услуг; стартовая, промежуточная и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Структура УМК ?
• Учебные пособия
• Дидактические материалы
• Методические материалы
• Мониторинг по дополнительной образовательной программе.
Учебные пособия:
видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам общеобразовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)
Дидактические материалы:
раздаточный материал для учащихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
Методические материалы:
планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых учащимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;
методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
Мониторинг по дополнительной образовательной программе
диагностики, тесты, карты индивидуального маршрута, портфолио.
Этапы разработки УМК
Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану
- Разработка конспектов занятий. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
- Разработка структуры и содержания практических занятий.
- Планирование текущего контроля знаний учащихся.
- Разработка заданий для контроля.
Этапы разработки УМК
- Разработка методических рекомендаций к практическим занятиям.
- Разработка тестовых заданий для определения уровня ЗУН учащихся.
- Оформление документации УМК.
- Апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе.
- Согласование и утверждение УМК.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
- учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
- предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
УМК дисциплины и его компоненты должны:
- соответствовать современным научным представлениям в определенном направлении деятельности;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для преподавателей и учащихся;
- иметь предполагаемые результаты.
Документы
- Нормативные документы для подготовки УМК
- Образовательные стандарты по направлениям обучения
- Общеобразовательные программы
- Учебно-календарные планы
Вывод: разработка УМК включает в себя следующие этапы:
- Разработка общеобразовательной программы, учебно-календарных планов по дисциплине.
- Разработка модели выпускника по дисциплине, включающая: цель; задачи; содержание; компоненты; формы, методы и средства обучения; функции, реализуемые в процессе обучения.
- Разработка конспектов занятий, методики их проведения, наглядных материалов, заданий для учащихся и пр.
- Оформление документации по УМК в печатном и электронном виде.