kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справочный материал для педагогического тестирования Инновационные образовательные парадигмы: деятельностное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал для педагогического тестирования Инновационные образовательные парадигмы: деятельностное обучение»

Справочный материал для педагогического тестирования Инновационные образовательные парадигмы: деятельностное обучение

Справочный материал для педагогического тестирования Инновационные образовательные парадигмы: деятельностное обучение

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил Дж.Дьюи Американский учёный Дж. Дьюи определил основные принципы деятельностного подхода в обучении учет интересов учащихся

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил Дж.Дьюи

Американский учёный Дж. Дьюи определил основные принципы деятельностного подхода в обучении учет интересов учащихся

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Основные принципы деятельностного подхода в обучении: •  учёт интересов учащихся; •  учение через обучение мысли и действию; •  познание и знание как следствие преодоления трудностей; •  свободная творческая работа и сотрудничество.

Основные принципы деятельностного подхода в обучении:

• учёт интересов учащихся;

• учение через обучение мысли и действию;

• познание и знание как следствие преодоления трудностей;

• свободная творческая работа и сотрудничество.

Программа деятельностного обучения, построенная на интенсивных игровых технологиях, меняет принцип «сядь и прочитай это / посмотри на это» на принцип «встань, пересядь на другое место в команду, сделай это и действительно научись». «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал» — это известное изречение, которое приписывают Конфуцию, часто приводят в подтверждение ценности обучения путем опыта. В его высказывании содержится зерно правды, но более точной является иная формулировка: «Лучше всего я разберусь, если увижу, услышу и сделаю». После многократного повторения действий вырабатывается навык. Навык — это система действий, которая может быть применима во многих типах ситуаций.

Программа деятельностного обучения, построенная на интенсивных игровых технологиях, меняет принцип «сядь и прочитай это / посмотри на это» на принцип «встань, пересядь на другое место в команду, сделай это и действительно научись». «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал» — это известное изречение, которое приписывают Конфуцию, часто приводят в подтверждение ценности обучения путем опыта. В его высказывании содержится зерно правды, но более точной является иная формулировка: «Лучше всего я разберусь, если увижу, услышу и сделаю». После многократного повторения действий вырабатывается навык.

Навык — это система действий, которая может быть применима во многих типах ситуаций.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского – это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского – это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.

Вопрос №3 Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Принцип _______ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Материал для справок Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

Вопрос №3

Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Принцип _______ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

Материал для справок

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

Вопрос №4 Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Принцип _____ означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей; обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики . Материал для справок Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения, содержания и методики.

Вопрос №4

Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Принцип _____ означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей; обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики .

Материал для справок

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения, содержания и методики.

Вопрос №5 Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Материал для справок Принцип целостности предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Вопрос №5

Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

Материал для справок

Принцип целостности предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Вопрос №6 Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума. Материал для справок Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Вопрос №6

Укажите, о каком принципе деятельностного подхода идет речь:   Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Материал для справок

Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Вопрос №7 Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения . Материал для справок Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения

Вопрос №7

Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения .

Материал для справок

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения

Вопрос №8 Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Материал для справок Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

Вопрос №8

Укажите, какой принцип деятельностного подхода предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Материал для справок

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

Особенности учебной деятельности: 1. Учебная деятельность проектируется и организуется не для себя, не субъектом деятельности, а другим человеком — обучающим . 2. Цель учебной деятельности задается другим человеком (обучающим) и может быть не известна субъекту деятельности, т.е. обучаемому. Как правило, обучаемому дают задачи, и цель для обучаемого – решение этих задач. 3. Цель и продукт учебной деятельности — не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (обучаемый переделывает, преобразует, изменяет себя).

Особенности учебной деятельности:

1. Учебная деятельность проектируется и организуется не для себя, не субъектом деятельности, а другим человеком — обучающим .

2. Цель учебной деятельности задается другим человеком (обучающим) и может быть не известна субъекту деятельности, т.е. обучаемому. Как правило, обучаемому дают задачи, и цель для обучаемого – решение этих задач.

3. Цель и продукт учебной деятельности — не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (обучаемый переделывает, преобразует, изменяет себя).

Особенности учебной деятельности: 4.Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом. 5.Продукт учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта. Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач.

Особенности учебной деятельности:

4.Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом.

5.Продукт учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта.

Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач.

Особенности учебной деятельности: Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом. Продукт учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта. Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач.

Особенности учебной деятельности:

Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом.

Продукт учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта.

Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач.

В учебной задаче утилитарное значение имеет не ответ (единственное требование к нему — быть правильным), а процесс его получения, так как способ действий формируется только в процессе решения учебных задач. Учебная деятельность — это и цель (желание), и продукт (результат) деятельности обучаемого (обучения). Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.

В учебной задаче утилитарное значение имеет не ответ (единственное требование к нему — быть правильным), а процесс его получения, так как способ действий формируется только в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность — это и цель (желание), и продукт (результат) деятельности обучаемого (обучения).

Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.

Вопрос №10 Прочитайте утверждения. Какое утверждение верно? Утверждение 1.  Организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы. Утверждение 2.  Организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.

Вопрос №10

Прочитайте утверждения. Какое утверждение верно?

Утверждение 1.  Организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы.

Утверждение 2.  Организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.

« Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег). Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

« Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег).

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая такие учебные действия, как: •  целеполагание; •  программирование; •  планирование; •  контроль и самоконтроль; •  оценивание и самооценивание.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая такие учебные действия, как:

• целеполагание;

• программирование;

• планирование;

• контроль и самоконтроль;

• оценивание и самооценивание.

Материал для справок Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание (проблему), которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия

Материал для справок

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание (проблему), которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия

Вопрос №12 Функция педагога при деятельностном подходе проявляется в: А. Деятельностный подход лежит в основе  многих педагогических технологий: проектной деятельности; интерактивных методов обучения; проблемно-диалогового обучения; витагенного подхода в преподавании; интегрированного обучения на основе межпредметных связей . В. Функция педагога при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения. С. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя»

Вопрос №12

Функция педагога при деятельностном подходе проявляется в:

А. Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:

проектной деятельности; интерактивных методов обучения; проблемно-диалогового обучения; витагенного подхода в преподавании; интегрированного обучения на основе межпредметных связей .

В. Функция педагога при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения.

С. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя»

  Вопрос №13 Три постулата заложены в основание новой технологии урока как формы деятельностного обучения. Какой назван неверно?  А. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью и выступает в роли средства» В. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: учебная задача ; учебные действия ; действия самоконтроля и самооценки . С. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»

  Вопрос №13

Три постулата заложены в основание новой технологии урока как формы деятельностного обучения. Какой назван неверно?

А. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью и выступает в роли средства»

В. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

учебная задача ;

учебные действия ;

действия самоконтроля и самооценки .

С. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»

Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 1 . «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

1 . «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока: 3. « Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».    «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» (Н. Щуркова).

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

3. « Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».   

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» (Н. Щуркова).

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой: на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой:

на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 16.05.2018

Номер свидетельства: 469800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства