kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справочник для аттестации педагогов «Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефле́ксия  - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Справочник для аттестации педагогов «Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности педагога»»

Справочник для аттестации «Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности педагога»

Справочник для аттестации «Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности педагога»

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им.  Франсуа де Ларошфуко

Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Франсуа де Ларошфуко

Рефле́ксия   - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Рефле́ксия   - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Требования, предъявляемые к педагогу 1.) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем; 2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся; 3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат; 4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы; 5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.

Требования, предъявляемые к педагогу

1.) способность РАЗМЫШЛЯТЬ над собственной системой ценностей, ПОНИМАТЬ цели и направления развития образовательных систем;

2) умение ПОНЯТЬ внутренний мир учащихся и сложности образовательного процесса, РЕАГИРОВАТЬ на различные потребности учащихся;

3) готовность УЛУЧШАТЬ среду обучения, создавать благоприятный климат;

4) способность УЧИТЫВАТЬ социальные и культурные факторы;

5) готовность НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за качество своей деятельности.

Виды (типы) рефлексии Кооперативная рефлексия  имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

Виды (типы) рефлексии

Кооперативная рефлексия  имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности.

Коммуникативная рефлексия  рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении

Коммуникативная рефлексия  рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении

Личностная рефлексия  исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Личностная рефлексия  исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Вопрос №1 Педагогическая рефлексия - это: А. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку понять, как его воспринимают субъекты педагогического взаимодействия В. Оценка своего эмоционального состояния. С. Обращение внимания педагога на продукт собственной деятельности Д. Осмысление своей индивидуальности   Материал для справок Педагогическая   рефлексия  -  это  умение педагога-исследователя анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и. отрицательных моментах.

Вопрос №1

Педагогическая рефлексия - это:

А. Способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку понять, как его воспринимают субъекты педагогического взаимодействия

В. Оценка своего эмоционального состояния.

С. Обращение внимания педагога на продукт собственной деятельности

Д. Осмысление своей индивидуальности

  Материал для справок

Педагогическая   рефлексия  -  это  умение педагога-исследователя анализировать собственную научную деятельность, размышлять о положительных и. отрицательных моментах.

Вопрос №2 О какой форме рефлексии идёт речь:  Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент. Рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия; Д. Все ответы равны.

Вопрос №2

О какой форме рефлексии идёт речь: Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент. Рассматривается как способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия; Д. Все ответы равны.

Формы  рефлексии Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия

Формы  рефлексии

Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь".

Ретроспективная рефлексия  служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.

Перспективная рефлексия  включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее

Вопрос №3 О какой форме рефлексии идёт речь:  Служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов. А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия; Д. Все ответы равны.

Вопрос №3

О какой форме рефлексии идёт речь: Служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, причин собственных неудач и успехов.

А. Ситуативная рефлексия; В. Ретроспективная ситуация; С. Перспективная рефлексия;

Д. Все ответы равны.

Вопрос №5 Укажите функцию педагогической рефлексии, которая заключается в моделирование деятельности участников педагогического процесса. А. Проектировочная функция; В. Организаторская функция; С. Коммуникативная функция; Д. Мотивационная функция Мотивационная функция - определение   направленности   совместной деятельности   участников   педагогического   процесса   на   результат

Вопрос №5

Укажите функцию педагогической рефлексии, которая заключается в моделирование деятельности участников педагогического процесса.

А. Проектировочная функция;

В. Организаторская функция; С. Коммуникативная функция; Д. Мотивационная функция

Мотивационная функция - определение   направленности   совместной деятельности   участников   педагогического   процесса   на   результат

Авторитарное управление  ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА , в то время как дети являются лишь  объектами , которые вынуждены  действовать по направлению, указанному педагогом

Авторитарное управление

ПЕДАГОГ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ,

в то время как дети являются лишь объектами , которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

Вопрос № 8 В зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога – традиционная или гуманистическая, различают авторитарное и рефлексивное управление. При авторитарном управлении: А.  педагог является субъектом педагогического процесса, в то время как дети являются лишь объектами, которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом В. Педагог ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания С. Педагог развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением Д. Педагог организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми

Вопрос № 8

В зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога – традиционная или гуманистическая, различают авторитарное и рефлексивное управление. При авторитарном управлении:

А. педагог является субъектом педагогического процесса, в то время как дети являются лишь объектами, которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом

В. Педагог ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания

С. Педагог развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением

Д. Педагог организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми

Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи   педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик» педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей - «эксперт по подаче информации»

Функциональная позиция педагога в ходе реализации этапов решения педагогической задачи

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт по коммуникации

педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик»

педагог как проектировщик

своей собственной деятельности по обучению детей - «эксперт по подаче информации»

Вопрос №10 Соотнесите функциональную позицию педагога и ее сущность. Укажите правильный ответ. Эксперт по подаче информации   Эксперт по коммуникации Педагог как создатель педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи Исследователь - аналитик  своего собственного  опыта  педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей

Вопрос №10

Соотнесите функциональную позицию педагога и ее сущность. Укажите правильный ответ.

Эксперт по подаче информации

 

Эксперт по коммуникации

Педагог как создатель

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи

Исследователь - аналитик

своего собственного

опыта

педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей

Рефлексивная позиция  «эксперт по подаче информации» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия.

Рефлексивная позиция «эксперт по подаче информации»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА : планирующие действия.

  • Рефлексивные процессы сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующий характер.
  • Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития.
  • Совершает превращение сложного в простое , неинтересного в увлекательное .
Рефлексивная позиция  «эксперт по коммуникации» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения

Рефлексивная позиция «эксперт по коммуникации»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения

  • Рефлексия сопровождает действия, совпадая с ними по времени.
  • Вплетенность рефлексии в практическую деятельность.
  • Необходимость принятия решений в режиме реального времени.
  • Требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.
Рефлексивная позиция  «исследователь-аналитик» ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: свой опыт и опыт других педагогов.

Рефлексивная позиция «исследователь-аналитик»

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА:

свой опыт и опыт других педагогов.

  • Носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей.
  • Определяется профессиональным ростом педагога.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ – это решение конкретной педагогической задачи.

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ (В.М. Кроль)

Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ

(В.М. Кроль)

Этапы решения педагогической задачи Проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели; Исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; Итоговая оценка достигнутых результатов

Этапы решения педагогической задачи

Проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели;

Исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;

Итоговая оценка достигнутых результатов

Вопрос №9 Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной педагогической задачи. Укажите правильную последовательность этапов решения педагогической задачи.  1) оценка достигнутых результатов;  2) исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;  3) проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Вопрос №9

Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной педагогической задачи. Укажите правильную последовательность этапов решения педагогической задачи. 1) оценка достигнутых результатов; 2) исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми; 3) проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога 1) «эксперт по подаче информации» -   конструирующая рефлексия; 2) «эксперт по коммуникации» -   интерактивная рефлексия; 3) «исследователь-аналитик» -  обзорная рефлексия.

Виды рефлексии в зависимости от функциональной позиции педагога

1) «эксперт по подаче информации» - конструирующая рефлексия;

2) «эксперт по коммуникации» - интерактивная рефлексия;

3) «исследователь-аналитик» - обзорная рефлексия.

Вопрос №11 Соотнесите функциональную позицию педагога и вид рефлексии. Укажите правильный ответ. Эксперт по подаче информации обзорная рефлексия Эксперт по коммуникации конструирующая рефлексия Исследователь - аналитик интерактивная рефлексия

Вопрос №11

Соотнесите функциональную позицию педагога и вид рефлексии. Укажите правильный ответ.

Эксперт по подаче информации

обзорная рефлексия

Эксперт по коммуникации

конструирующая рефлексия

Исследователь - аналитик

интерактивная рефлексия

Вопрос №6 В чем заключается организаторская функция педагогической рефлексии? А. выбор и реализация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности участников образовательного процесса В. продуктивное общение участников педагогического процесса С. формирование осмысленности деятельности и взаимодействия Д. побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности  

Вопрос №6

В чем заключается организаторская функция педагогической рефлексии?

А. выбор и реализация наиболее эффективных способов взаимодействия совместной деятельности участников образовательного процесса

В. продуктивное общение участников педагогического процесса

С. формирование осмысленности деятельности и взаимодействия

Д. побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности

 

Вопрос № 12 В рефлексивной позиции «эксперт по подаче информации» педагог делает предметом анализа: А. Планируемые действия; В. процесс учебного взаимодействия; С. оценка и обобщение свое го опыта; Д. осмысление опыта других педагогов  

Вопрос № 12

В рефлексивной позиции «эксперт по подаче информации» педагог делает предметом анализа:

А. Планируемые действия; В. процесс учебного взаимодействия; С. оценка и обобщение свое го опыта; Д. осмысление опыта других педагогов

 

В рефлексивной позиции «эксперт по коммуникации» педагог делает предметом анализа: процесс учебного взаимодействия В рефлексивной позиции «исследователя-аналитика» педагог делает предметом анализа: оценку и обобщение своего опыта, и осмысление опыта других педагогов

В рефлексивной позиции «эксперт по коммуникации» педагог делает предметом анализа: процесс учебного взаимодействия

В рефлексивной позиции «исследователя-аналитика» педагог делает предметом анализа: оценку и обобщение своего опыта, и осмысление опыта других педагогов

Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок, и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической деятельности.

Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок, и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической деятельности.

Роль рефлексии в педагогической деятельности: • рефлексия необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности; • на ее основании осуществляется контроль и управление профессиональной деятельностью; • рефлексия защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности; • рефлексия необходима при изменении условий профессиональной деятельности; • она является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.  

Роль рефлексии в педагогической деятельности:

• рефлексия необходима для осознанного отношения к своей профессиональной деятельности;

• на ее основании осуществляется контроль и управление профессиональной деятельностью;

• рефлексия защищает от личностной деформации и помогает преодолеть стереотипы в деятельности;

• рефлексия необходима при изменении условий профессиональной деятельности;

• она является одним из основных механизмов развития самой деятельности и личностного самосовершенствования.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства