Просмотр содержимого документа
«Софья Губайдуллина. Прикосновение к душе»
Софья Губайдуллина.
Прикосновение к душе.
Солнце - одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному образ Софьи Губайдуллиной воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует ее многоцветный и прекрасный образ
Софья Асгатовна Губайдуллина
Губайдуллина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдуллина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
Жизнь,посвященная музыке.
Семья композитора
София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в г. Чистополе в семье молодого инженера-геодезиста – недавнего выпускника Московского межевого института Губайдуллина Асгата Масгудовича и учительницы младших классов общеобразовательной школы Елховой Феодосии Фёдоровны . В то время отец работал в Управлении землеустройства Наркомзема Татарии триангулятором топографо-геодезических изысканий на Каме от Елабуги до Перми для проекта «Большая Волга».
(По автобиографии Губайдуллина А.М ) Я родился 26 июля 1903 года (В 30-х годах при обмене паспорта дата рождения была искажена. Настоящий день моего рождения - 5 декабря 1903 года по старому стилю.) в деревне Байряки Чеканской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Ютазинский район Татарской ССР) В начале XX века деревня насчитывала около 1000 крестьянских дворов. Население составляли этнические группы: тептяри, башкиры и ясашные крестьяне. Эти группы имели общий язык и обычаи, одевались одинаково, не враждовали между собой, поэтому разделение на группы имело только историческое значение. Мои родители были тептяри .
Деревня расположена в том месте, где два небольших ручейка, беря начало от тихих родников, сливаются и образуют речку Байряка елга. Окружающая деревню местность не отличается живописностью: обширные поля почти безлесны и безводны, помещичьи казенные лесные массивы находятся на расстоянии 3-4 км от деревни. В самой деревне тоже было мало зелени, только по берегам ручьев и в некоторых дворах росла ива. Фруктовых садов не было, на приусадебных участках выращивали только картошку, и лишь более заботливые хозяйки умудрялись посадить несколько корней тыквы.
.
Феодосия Федоровна — жена
Губайдуллина А.М. От первого брака дочь Вера. От второго- Ида, Соня.
Семья Асгата Масгутовича
Вера, Ида, Соня
.
Bера, мама, Ида, Соня
Семья Губайдуллиных
Появление в доме рояля под маркой «Слесарь» - инструмента очень низкого качества – произвело на нас, детей, неотразимое впечатление и особенно, очевидно, на Соню. В одном из интервью на вопрос – что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие? – она ответила: «появление в доме рояля». Помню, с каким интересом мы сразу же стали исследовать звуковые возможности этого чудо-инструмента. Подлезая под рояль, мы прислушивались к более раскатистому его звучанию, положив на струны листы бумаги, получали звонкое дребезжание, а при соприкосновении струны с полотенцем – приглушённое звучание. Пробовали защипнуть струну пальчиками, извлекали звук на педали, вновь и вновь открывая для себя неизведанные звуковые богатства этого удивительного инструмента! Самые первые опыты со звуком, таким образом, начались у нас ещё тогда, на рояле «Слесарь». Не с тех ли пор у Сони зародилась любовь к поискам неисчерпаемых звуковых возможностей и к расок?
Соня, учившаяся у многих прекрасных преподавателей в школе, в музыкальном училище, затем как пианистка окончила Казанскую консерваторию (1954) Ее педагогами по фортепиано были Л.Г.Лукомский и известный теоретик пианизма Г.М. Коган, по композиции — А.С.Леман, позднее заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории. В том же году она переехала в Москву, где закончила консерваторию как композитор у Н.И.Пейко (1959), затем аспирантуру под руководством В.Я.Шебалина (1963). На выпускном экзамене в консерватории Губайдулину поддержал Д.Д.Шостакович, сказавший ей такие слова напутствия: "Я Вам желаю идти Вашим “неправильным” путем". София навсегда выбрала трудную судьбу свободного художника. Ежедневному многочасовому творчеству она подчинила всю свою жизнь: железный распорядок дня, занятия физкультурой ("физическое должно само “выдавать” музыку"), включала телефон только в определенную минуту дня, в случае цейтнота — непрерывно сочиняла в течение суток-двух без сна. Средства к существованию находила благодаря киномузыке. Лишь в 1969–1970-х годах она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, была членом Художественного совета. В Союзе композиторов десятилетиями к ней относились откровенно недоброжелательно — приходилось, например, слышать слова: «Веточку надо рубить». Редко исполняемая, она довольно долго оставалась известной лишь сравнительно узкому кругу музыкантов-профессионалов. С 1975-го входила в импровизационную группу "Астрея" вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.
Перелом наступил в 1985-м, с началом перестройки в стране. Прежде практически запрещенный композитор, Губайдулина получила возможность выезжать за рубеж, в том числе и на свои концерты. Буквально в течение нескольких лет она обрела мировое признание. Заголовок одной из газет в США гласил: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной" (1988). В 1990-м, перед самым распадом Советского Союза, Губайдулина стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий СССР в области литературы и искусства. В 1991-м получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. В августе 1992 заключила брак с Петром Николаевичем Мещаниновым, пианистом, дирижером и теоретиком музыки, и в том же году состоялся переезд в купленный ими дом в местечке Аппен-Унтерглинде под Гамбургом (Германия), с сохранением российского гражданства От первого мужа, московского поэта Марка Александровича Ляндо, у нее была дочь Надежда (1959-2004). Во всем мире стали проходить ее многочисленные концерты и большие фестивали. Исполнителями стали лучшие музыкантры мира: к Г.Кремеру, Ю.Башмету, В.Тонха, Ф.Липсу, М.Пекарскому прибавились М.Ростропович, Д.Герингас, В.Гергиев, К.Саваи, С.Раттл, Э. Мозер, А.-С.Муттер и др. Губайдулина была удостоена престижных премий: Госпремия и «Триумф» в России, «Императорская премия» в Японии, «Полярная музыкальная премия» в Швеции, «Большой крест» ордена «За заслуги» и «Крест со звездой» в Германии и др.
На качелях Надя.( Александрова Надежда Марковна) Дочь Софии Асгатовны от первого брака.Надежда Марковна окончила биофак МГУ,работала в ИМБ РАН, кандидат наук. От первого брака в 1960 году родила сына Шерманова Илью ( окончил биофак МГУ,с 2007 года живет в Бостоне,США).
От второго брака в 1986 году родился сын Александров Александр.( окончил биофак МГУ) работает в кардиоцентре.
Во время перестройки Надежда Марковна ушла из ИМБ и занялась предпринимательской деятельностью , чтобы кормить семью.
Дочь Софьи Губайдуллиной умерла в 2007 году от рака.
Байряки - Родина Губайдуллиных
Зулейха Хазиевна
( 1884-1969)
Масгут Габдулгалиевич
1917 г.
В Байряках было одно из крупных медресе (мусульманское учебное заведение), основанное прадедом Асхата Мосгудовича Губайдуллой хазрятом , но не было никакого медицинского учреждения, ближайшая больница была в 17 километрах в селе Чекан , где находилось и волостное управление.
й линиям.
Правое крыло- часть деревянной мечети Губайдуллиных
Медресе в Байряках
Елена Рафаэлевна Ватсон - внучка у могилы прадедушки Губайдуллы, 1992
Ида Губайдуллина ( сестра С.Губайдуллиной ) с дочерью Леной Ватсон на родной земле предков.
Анвар абый вручает письмо для Софии Губайдуллиной.
Фото на память с жителями села Байряки.
Награды
,
Премия князя Монако ( 1987
Заслуженный деятель искусств РСФСР 1989
Член Комитета по присуждению Ленинских премий ( 1990
премия имени Кусевицких США 1990 1994
премия Франко Аббиато Италия 1991
премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге 1992
Государственная премия России 1992
премия имени Людвига Шпора Германия 1995
Большой Крест ордена « Pour le Mérite ФРГ 2002
медаль Гёте Германия 2001
премия „Silenzio“ Москва 2001
« Polar Music Prize Polar Music » Стокгольм 2002
Орден « За заслуги перед ФРГ»,Германия 2002
« Living Composer » Франция 2003
премия «Триумф» 2006
Почетная награда Международного Совета российских соотечественников Соотечественник года – 2007»
Почетный доктор Йельского университета ( 2009
Почетный доктор Чикагского университета ( 2011
Почетный гражданин Казани ( 2011
Япония 1998
член ордена « Pour le M?rite Императорская Премия ФРГ 1999
премия фонда "Библия и культура" Германия 1999
музыкальная премия Леони Соннинг Дания 1999
Избранные сочинения
Фацелия , вокальный цикл на слова М. Пришвина
Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано
Рубайят , кантата на стихи Хакани, Хафиза Хайяма
De profundis (Из глубины) , пьеса для баяна соло Ф.Липсом
Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
Offertorium ( Жертвоприношение ), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986)
Et exspecto (В ожидании) , соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф.Липсу
Слышу… Умолкло… , симфония в 12 частях под названием (1986)
Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
Из Часослова , кантата на стихи Райнера Марии Рильке
Теперь всегда снега , кантата на стихи Геннадия Айги
Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
Симфония Фигуры времени (1994)
Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна контрабас
Ночная песнь рыбы , концерт для альта Башмету
Кватернион для четырех виолончелей (1996)
Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города ШтутгартаИ. С. Баха
Пасха по Иоанну , для солистов, хора и оркестра, (2001).
«In Tempus Praesens» , Второй концерт для скрипки2007