kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Софья Губайдуллина. Прикосновение к душе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о талантливом татарском композиторе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Софья Губайдуллина. Прикосновение к душе»

Софья Губайдуллина. Прикосновение к душе.

Софья Губайдуллина.

Прикосновение к душе.

Солнце - одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному образ Софьи Губайдуллиной воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует ее многоцветный и прекрасный образ

Солнце - одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному образ Софьи Губайдуллиной воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует ее многоцветный и прекрасный образ

Софья Асгатовна Губайдуллина  Губайдуллина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдуллина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Софья Асгатовна Губайдуллина

Губайдуллина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдуллина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Жизнь,посвященная музыке.

Жизнь,посвященная музыке.

Семья композитора София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в г. Чистополе в семье молодого инженера-геодезиста – недавнего выпускника Московского межевого института Губайдуллина Асгата Масгудовича и учительницы младших классов общеобразовательной школы Елховой Феодосии Фёдоровны . В то время отец работал в Управлении землеустройства Наркомзема Татарии триангулятором топографо-геодезических изысканий на Каме от Елабуги до Перми для проекта «Большая Волга».

Семья композитора

София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в г. Чистополе в семье молодого инженера-геодезиста – недавнего выпускника Московского межевого института Губайдуллина Асгата Масгудовича и учительницы младших классов общеобразовательной школы Елховой Феодосии Фёдоровны . В то время отец работал в Управлении землеустройства Наркомзема Татарии триангулятором топографо-геодезических изысканий на Каме от Елабуги до Перми для проекта «Большая Волга».

(По автобиографии Губайдуллина А.М ) Я родился 26 июля 1903 года (В 30-х годах при обмене паспорта дата рождения была искажена. Настоящий день моего рождения - 5 декабря 1903 года по старому стилю.) в деревне Байряки Чеканской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Ютазинский район Татарской ССР) В начале XX века деревня насчитывала около 1000 крестьянских дворов. Население составляли этнические группы: тептяри, башкиры и ясашные крестьяне. Эти группы имели общий язык и обычаи, одевались одинаково, не враждовали между собой, поэтому разделение на группы имело только историческое значение. Мои родители были тептяри .

Деревня расположена в том месте, где два небольших ручейка, беря начало от тихих родников, сливаются и образуют речку Байряка елга. Окружающая деревню местность не отличается живописностью: обширные поля почти безлесны и безводны, помещичьи казенные лесные массивы находятся на расстоянии 3-4 км от деревни. В самой деревне тоже было мало зелени, только по берегам ручьев и в некоторых дворах росла ива. Фруктовых садов не было, на приусадебных участках выращивали только картошку, и лишь более заботливые хозяйки умудрялись посадить несколько корней тыквы.

.

Феодосия Федоровна — жена  Губайдуллина А.М. От первого брака дочь Вера. От второго- Ида, Соня.  Семья Асгата Масгутовича

Феодосия Федоровна — жена

Губайдуллина А.М. От первого брака дочь Вера. От второго- Ида, Соня.

Семья Асгата Масгутовича

Вера, Ида, Соня .  Bера, мама, Ида, Соня

Вера, Ида, Соня

.

Bера, мама, Ида, Соня

Семья Губайдуллиных

Семья Губайдуллиных

Появление в доме рояля под маркой «Слесарь» - инструмента очень низкого качества – произвело на нас, детей, неотразимое впечатление и особенно, очевидно, на Соню. В одном из интервью на вопрос – что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие? – она ответила: «появление в доме рояля». Помню, с каким интересом мы сразу же стали исследовать звуковые возможности этого чудо-инструмента. Подлезая под рояль, мы прислушивались к более раскатистому его звучанию, положив на струны листы бумаги, получали звонкое дребезжание, а при соприкосновении струны с полотенцем – приглушённое звучание. Пробовали защипнуть струну пальчиками, извлекали звук на педали, вновь и вновь открывая для себя неизведанные звуковые богатства этого удивительного инструмента! Самые первые опыты со звуком, таким образом, начались у нас ещё тогда, на рояле «Слесарь». Не с тех ли пор у Сони зародилась любовь к поискам неисчерпаемых звуковых возможностей и к расок?  

Появление в доме рояля под маркой «Слесарь» - инструмента очень низкого качества – произвело на нас, детей, неотразимое впечатление и особенно, очевидно, на Соню. В одном из интервью на вопрос – что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие? – она ответила: «появление в доме рояля». Помню, с каким интересом мы сразу же стали исследовать звуковые возможности этого чудо-инструмента. Подлезая под рояль, мы прислушивались к более раскатистому его звучанию, положив на струны листы бумаги, получали звонкое дребезжание, а при соприкосновении струны с полотенцем – приглушённое звучание. Пробовали защипнуть струну пальчиками, извлекали звук на педали, вновь и вновь открывая для себя неизведанные звуковые богатства этого удивительного инструмента! Самые первые опыты со звуком, таким образом, начались у нас ещё тогда, на рояле «Слесарь». Не с тех ли пор у Сони зародилась любовь к поискам неисчерпаемых звуковых возможностей и к расок?

 

Соня, учившаяся у многих прекрасных преподавателей в школе, в музыкальном училище, затем как пианистка окончила Казанскую консерваторию (1954) Ее педагогами по фортепиано были Л.Г.Лукомский и известный теоретик пианизма Г.М. Коган, по композиции — А.С.Леман, позднее заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории. В том же году она переехала в Москву, где закончила консерваторию как композитор у Н.И.Пейко (1959), затем аспирантуру под руководством В.Я.Шебалина (1963). На выпускном экзамене в консерватории Губайдулину поддержал Д.Д.Шостакович, сказавший ей такие слова напутствия: "Я Вам желаю идти Вашим “неправильным” путем". София навсегда выбрала трудную судьбу свободного художника. Ежедневному многочасовому творчеству она подчинила всю свою жизнь: железный распорядок дня, занятия физкультурой ("физическое должно само “выдавать” музыку"), включала телефон только в определенную минуту дня, в случае цейтнота — непрерывно сочиняла в течение суток-двух без сна. Средства к существованию находила благодаря киномузыке. Лишь в 1969–1970-х годах она работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, была членом Художественного совета. В Союзе композиторов десятилетиями к ней относились откровенно недоброжелательно — приходилось, например, слышать слова: «Веточку надо рубить». Редко исполняемая, она довольно долго оставалась известной лишь сравнительно узкому кругу музыкантов-профессионалов. С 1975-го входила в импровизационную группу "Астрея" вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.

Перелом наступил в 1985-м, с началом перестройки в стране. Прежде практически запрещенный композитор, Губайдулина получила возможность выезжать за рубеж, в том числе и на свои концерты. Буквально в течение нескольких лет она обрела мировое признание. Заголовок одной из газет в США гласил: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной" (1988). В 1990-м, перед самым распадом Советского Союза, Губайдулина стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий СССР в области литературы и искусства. В 1991-м получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. В августе 1992 заключила брак с Петром Николаевичем Мещаниновым, пианистом, дирижером и теоретиком музыки, и в том же году состоялся переезд в купленный ими дом в местечке Аппен-Унтерглинде под Гамбургом (Германия), с сохранением российского гражданства От первого мужа, московского поэта Марка Александровича Ляндо, у нее была дочь Надежда (1959-2004). Во всем мире стали проходить ее многочисленные концерты и большие фестивали. Исполнителями стали лучшие музыкантры мира: к Г.Кремеру, Ю.Башмету, В.Тонха, Ф.Липсу, М.Пекарскому прибавились М.Ростропович, Д.Герингас, В.Гергиев, К.Саваи, С.Раттл, Э. Мозер, А.-С.Муттер и др. Губайдулина была удостоена престижных премий: Госпремия и «Триумф» в России, «Императорская премия» в Японии, «Полярная музыкальная премия» в Швеции, «Большой крест» ордена «За заслуги» и «Крест со звездой» в Германии и др.

На качелях Надя.( Александрова Надежда Марковна) Дочь Софии Асгатовны от первого брака.Надежда Марковна окончила биофак МГУ,работала в ИМБ РАН, кандидат наук. От первого брака в 1960 году родила сына Шерманова Илью ( окончил биофак МГУ,с 2007 года живет в Бостоне,США).  От второго брака в 1986 году родился сын Александров Александр.( окончил биофак МГУ) работает в кардиоцентре. Во время перестройки Надежда Марковна ушла из ИМБ и занялась предпринимательской деятельностью , чтобы кормить семью. Дочь Софьи Губайдуллиной умерла в 2007 году от рака.

На качелях Надя.( Александрова Надежда Марковна) Дочь Софии Асгатовны от первого брака.Надежда Марковна окончила биофак МГУ,работала в ИМБ РАН, кандидат наук. От первого брака в 1960 году родила сына Шерманова Илью ( окончил биофак МГУ,с 2007 года живет в Бостоне,США).

От второго брака в 1986 году родился сын Александров Александр.( окончил биофак МГУ) работает в кардиоцентре.

Во время перестройки Надежда Марковна ушла из ИМБ и занялась предпринимательской деятельностью , чтобы кормить семью.

Дочь Софьи Губайдуллиной умерла в 2007 году от рака.

Байряки - Родина Губайдуллиных     Зулейха Хазиевна  ( 1884-1969)   Масгут Габдулгалиевич  1917 г.

Байряки - Родина Губайдуллиных

Зулейха Хазиевна

( 1884-1969)

Масгут Габдулгалиевич

1917 г.

В Байряках было одно из крупных медресе (мусульманское учебное заведение), основанное прадедом Асхата Мосгудовича  Губайдуллой  хазрятом , но не было никакого медицинского учреждения, ближайшая больница была в 17 километрах в селе Чекан , где находилось и волостное управление. й линиям.  Правое крыло- часть деревянной мечети Губайдуллиных

В Байряках было одно из крупных медресе (мусульманское учебное заведение), основанное прадедом Асхата Мосгудовича Губайдуллой хазрятом , но не было никакого медицинского учреждения, ближайшая больница была в 17 километрах в селе Чекан , где находилось и волостное управление.

й линиям.

Правое крыло- часть деревянной мечети Губайдуллиных

Медресе в Байряках

Медресе в Байряках

Елена Рафаэлевна Ватсон - внучка у могилы прадедушки Губайдуллы, 1992 Ида Губайдуллина ( сестра С.Губайдуллиной ) с дочерью Леной Ватсон на родной земле предков.

Елена Рафаэлевна Ватсон - внучка у могилы прадедушки Губайдуллы, 1992

Ида Губайдуллина ( сестра С.Губайдуллиной ) с дочерью Леной Ватсон на родной земле предков.

Анвар абый вручает письмо для Софии Губайдуллиной.

Анвар абый вручает письмо для Софии Губайдуллиной.

Фото на память с жителями села Байряки.

Фото на память с жителями села Байряки.

Награды  , Премия князя Монако ( 1987 Заслуженный деятель искусств РСФСР 1989 Член Комитета по присуждению Ленинских премий ( 1990 премия имени Кусевицких США 1990 1994 премия Франко Аббиато Италия 1991 премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге 1992 Государственная премия России 1992 премия имени Людвига Шпора Германия 1995 Большой Крест ордена « Pour le Mérite ФРГ 2002 медаль Гёте Германия 2001 премия „Silenzio“ Москва 2001 « Polar Music Prize Polar Music » Стокгольм 2002  Орден « За заслуги перед ФРГ»,Германия 2002 « Living Composer » Франция 2003 премия «Триумф»  2006 Почетная награда Международного Совета российских соотечественников Соотечественник года – 2007» Почетный доктор Йельского университета ( 2009 Почетный доктор Чикагского университета ( 2011 Почетный гражданин Казани ( 2011  Япония 1998 член ордена « Pour le M?rite Императорская Премия ФРГ 1999 премия фонда

Награды

,

Премия князя Монако ( 1987

Заслуженный деятель искусств РСФСР 1989

Член Комитета по присуждению Ленинских премий ( 1990

премия имени Кусевицких США 1990 1994

премия Франко Аббиато Италия 1991

премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге 1992

Государственная премия России 1992

премия имени Людвига Шпора Германия 1995

Большой Крест ордена « Pour le Mérite ФРГ 2002

медаль Гёте Германия 2001

премия „Silenzio“ Москва 2001

« Polar Music Prize Polar Music » Стокгольм 2002

Орден « За заслуги перед ФРГ»,Германия 2002

« Living Composer » Франция 2003

премия «Триумф» 2006

Почетная награда Международного Совета российских соотечественников Соотечественник года – 2007»

Почетный доктор Йельского университета ( 2009

Почетный доктор Чикагского университета ( 2011

Почетный гражданин Казани ( 2011

Япония 1998

член ордена « Pour le M?rite Императорская Премия ФРГ 1999

премия фонда "Библия и культура" Германия 1999

музыкальная премия Леони Соннинг Дания 1999

Избранные сочинения

Фацелия , вокальный цикл на слова М. Пришвина

Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)

Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано

Рубайят , кантата на стихи Хакани, Хафиза Хайяма

De profundis (Из глубины) , пьеса для баяна соло Ф.Липсом

Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)

Offertorium ( Жертвоприношение ), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986)

Et exspecto (В ожидании) , соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф.Липсу

Слышу… Умолкло… , симфония в 12 частях под названием (1986)

Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990

Из Часослова , кантата на стихи Райнера Марии Рильке

Теперь всегда снега , кантата на стихи Геннадия Айги

Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)

Симфония Фигуры времени (1994)

Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна контрабас

Ночная песнь рыбы , концерт для альта Башмету

Кватернион для четырех виолончелей (1996)

Страсти по Иоанну , для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города ШтутгартаИ. С. Баха

Пасха по Иоанну , для солистов, хора и оркестра, (2001).

«In Tempus Praesens» , Второй концерт для скрипки2007

Софья Асгатовна- последний вели- кий композитор 20 века.

Софья Асгатовна-

последний вели-

кий композитор

20 века.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Софья Губайдуллина. Прикосновение к душе

Автор: Хисамутдинова ГУЛЬНАРА сАЛИМЗЯНОВНА

Дата: 05.12.2017

Номер свидетельства: 442418


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства