Семья.
Некоторые исторические, социологические и нравственные аспекты.
Дохристианский период.
Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. "Умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит.
Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.
После Крещения Руси.
Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания.
Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство.
Домострой.
Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…» [11;31]
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, жены, детей, внуков. Особое внимание со стороны отца уделялось обучению и воспитанию сыновей.
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность.
Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями.
Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей.
Считалось, что дедушки и бабушки обладают мудростью, прозорливостью, способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Они были первыми людьми, которые учили детей молитвам, читали им, если умели, рассказывали сказки, передавали «мудрость веков».
Считалось, что дедушки и бабушки обладают мудростью, прозорливостью, способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Они были первыми людьми, которые учили детей молитвам, читали им, если умели, рассказывали сказки, передавали «мудрость веков».
Эпоха правления Петра(1672-1725) положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. Разводы не приветствовались в обществе, осуждались. Случались крайне редко.
Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. В связи с приходом к власти коммунистической партии в 1917году институт семьи претерпел значительные изменения. Заговорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Поскольку на христианство начались гонения, люди перестали венчаться. Теперь факт совместного проживания регистрировался в ЗАГСе (запись актов гражданского состояния), впрочем, это часто стало считаться необязательным. Да и разводы теперь становятся частым атрибутом жизни общества. Весь 20-й век проходит под этим знаком.
К сожалению, начался постепенный распад семейных отношений. Это привело к тому, что многие мужчины и женщины стали безответственно относиться к понятию семьи. Женщины стали много работать, меньше заниматься детьми, домом. Мужчины перестали чувствовать себя главой дома, чувствовать свою необходимость, перестали быть надёжными. Детей стало рождаться гораздо меньше. К концу 20 века смертность в России превысила рождаемость. Молодые семьи стали стремиться жить отдельно от родителей, а детей отдавать на воспитание в специальные детские учреждения (ясли, садики и т.п.) Нарушилась связь времён. Семейные ценности, знание своих корней - всё это исчезает.
Российская семья в 21 веке вступила в сложный период развития. Число разводов приближается к числу браков. Сегодняшний высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, ее уязвимости. Ежегодно производится более трех миллионов абортов - в два с лишним раза больше, чем рождается детей. Увеличивается число детей, оставшихся без попечения, из-за пьянства, алкоголизма, наркомании родителей. Учитывая все эти факторы, правительство России, духовенство, деятели культуры забили тревогу. Именно поэтому общество вспомнило о святых Петре и Февронии, супружеская жизнь которых стала образцом любви, верности, чистоты, житейской мудрости. С 2008 года день памяти этих святых, 8 июля, приобрёл статус государственного праздника – День семьи, любви и верности. Символом этого дня является ромашка.
Что же такое семья?
Семья - это то место, где любят, понимают и поддерживают.
Семья - это защищенность.
Семья - это то место, где учатся жить в любви. Так и хочется сделать акцент на слове "УЧАТСЯ".
Семья - это бесконечная и самая благодарная школа раскрытия и познания себя рядом с другим человеком.
Семья - это мудрость принятия другого, умение слушать и слышать, говорить и договариваться.
Семья - это ежедневный осознанный выбор и бесконечное творчество, которое не заканчивается штампом в паспорте, а только начинается. Каждый день новое творчество: а какой мне нужно быть сегодня, чтоб мой муж или жена и завтра захотел –захотела меня выбрать.
Семья - это максимальное развитие и обогащение друг друга.
Семья — это живой учебник, в котором с разной степенью адекватности показаны различные модели семейных ролей, систем и отношений. В семье ребёнок учится, как быть мамой и папой, дочерью и сыном, как быть дядей, как быть племянником, племянницей, тётей, дядей, как быть бабушкой, дедушкой. А это ценно, потому что так или иначе как минимум в некоторых ролях побывать придётся. И хорошо бы видеть живой и натуральный образец.
Семья и общество, государство тесно взаимосвязаны. Семья – это микрогосударство.
Если семья закладывает в ребёнка созидающие качества(любовь, забота, взаимоуважение, взаимовыручка, сочувствие и т.д.), то он и обществу отдаст эти качества, а значит, общество, построенное на таких людях, будет сильным, развитым. А вот если семья заложит в ребёнка разрушительные качества (самолюбие, эгоизм, самолюбование, безразличие, равнодушие и т.д.), то общество сильно проиграет в этом случае. Помните, общество строится из конкретных людей. Каким будет каждый из нас, таким будет и общество.
Выбирайте, какой будет
ваша семья,
ваш дом,
ваше будущее!