Просмотр содержимого документа
««Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»»
«Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Селезнева Н.Н.,
воспитатель I квалификационной категории
Социальная адаптация учащихся является одним из основных направлений воспитательной работы спецшколы - интерната. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также от состояния обучения и воспитания в школе. Поэтому одним из главных моментов в организации социально - адаптационной среды в школе является наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.
Качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку, наливать нужное количество воды в ведро.
Правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом.
Уход за обувью и её сушка после прогулок.
Как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь.
Как правильно пользоваться иголкой и ножницами, как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки, как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу.
В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Дети осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Воспитатели стараются благоустроить спальни с участием своих воспитанников. У большинства детей выработана потребность содержать в чистоте свой «быт» и они умеют это делать самостоятельно, проявляют свою инициативу.
Мы учим детей пользоваться электроприборами (работа с утюгом, пользование зарядочными устройствами, розетками). Реальная проблема возникает в том, что дети, проживающие в условиях интерната, не имеют возможности ознакомиться с тем множеством бытовой техники и бытовых приборов, которыми сегодня пользуются люди.
Ведутся журналы инструктажей, с которыми дети знакомятся под роспись. Каждую прогулку начинает воспитатель с напоминания о правилах безопасности .
Одним из компонентов системного подхода к решению задач социализации учащихся является формирование привычки к здоровому образу жизни, охрана здоровья и работа по здоровьесбережению.
Особое значение сегодня уделяется такому здоровьесберегающему фактору как обеспечение социально - психологического благополучия ребёнка. Это значит - задача каждого педагога, особенно коррекционной школы - обеспечить эмоциональное, комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения с ним.
Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения придаётся труду.
Экскурсии на природу
С формированием трудовых и профессиональных умений неразрывно связано получение воспитанниками экономических знаний.
Немаловажное значение в работе социализации воспитанников имеет эстетическое воспитание.
Подготовка к самостоятельной жизни, полноценная социальная адаптация невозможны без правовых знаний.
Постоянное внимание уделяем индивидуальной работе с детьми по формированию умений вести себя в обществе, культуре взаимоотношений, привитию этических норм поведения: умение встречать гостей, приносить и дарить подарки, пользоваться сотовыми телефонами и др.
Важным моментом социализации является умение организовать свой досуг, с пользой для себя провести свободное время.
Необходимо развивать у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.