kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического духовно-нравственного воспитания.

В соответствии с требованиями образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).

Необходимо в условиях расширения внеурочной деятельности

  • систематизировать, обобщать и  транслировать накопленный опыт на муниципальном и региональном уровне,
  • разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства,
  • апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства »

Апробация проекта

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


«Разработка и апробация модели деятельности школы

как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства

    1. Актуальность и новизна проекта.


Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического духовно-нравственного воспитания.

В соответствии с требованиями образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).

Необходимо в условиях расширения внеурочной деятельности систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт на муниципальном и региональном уровне,

  • разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства,

  • апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности,

Необходимы нормативно – правовое, методическое, психолого – педагогическое обеспечение и сопровождение процесса, в том числе создание учебно – методических и методических комплексов в сфере патриотического духовно – нравственного воспитания школьников.

В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста.

Учитывая вышеизложенное и материалы данный проект актуален и значим для муниципальной и региональной систем образования. Он позволит:

  • объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско -патриотического, духовно – нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;

  • апробировать модель деятельности - школа как центр гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания в и расширения внеурочной деятельности;

  • предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере;

Новизна проекта состоит в:

  • разработке и апробации комплексной модели гражданско – патриотического, духовно – нравственного воспитания школьников на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия;

  • разработке и апробации модели деятельности школы как центра гражданско -патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности;

  • разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области гражданско - патриотического, духовно – нравственного воспитания;

  • создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении;

  • создании сети образовательных учреждений на целевой основе, апробации модели ее деятельности в условиях муниципалитета;


    1. Цели и задачи проекта.


Цель: разработка и апробация модели школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности в условиях школы

Задачи проекта:

  1. Разработать, апробировать модель школы как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.

  2. Создать и апробировать нормативно-правовую базу по реализации инновационного проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении.

  3. Разработать и апробировать модель управления инновационным проектом.

  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности и процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности

  5. Апробировать содержание внеурочной деятельности, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания

  6. Разработать и апробировать критерии и показатели, диагностические материалы для мониторинговых исследований.

  7. Распространять и обобщать инновационный опыт образовательного учреждения в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности.

  8. Разработать методические рекомендации и материалы (сценарии, конкурсы, экскурсии, театральные постановки), способствующие функционированию и развитию школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности.


2. Описание проекта

2.1.Концептуальная основа проекта

В концептуальной основе проекта лежат направления национальной доктрины образования РК, внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития города, района, края. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:

  • семьи;

  • коллектива;

  • профессиональной группы;

  • общества.

Cодержание воспитания – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.

Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, Программы развития и разработанной воспитательной системы школы, поставленных цели и задач в сфере воспитания в практической деятельности нами выделены следующие приоритетные направления:

  • патриотическое воспитание, которое формирует

    • гражданскую позицию;

    • патриотическое сознание;

    • национальное самосознание;

    • любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;

  • гражданское образование и воспитание, которое формирует

- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;

- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;

- толерантное поведение,

- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;

- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;

- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:

- развития самосознания,

- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,

- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,

- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.

Условиями реализации проекта «Разработка и апробация модели деятельности школы как

Исходя из вышеизложенного, модель деятельности школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников включает следующие компоненты: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Значительную роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть музей Боевой Славы.

Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты: музейные уроки – музейные воспитательные мероприятия – внутримузейная работа – внеурочная деятельность (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т.д.), сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события).

Следовательно, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики. Значимым компонентом в процессе реализации инновационного проекта является:

  • разработка и апробация комплекса ключевых образовательных событий на базе школьного музея;

  • разработка и апробация комплекса музейных занятий в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе на базе музея ТДС;

  • разработка методического обеспечения данного курса с включением краеведческого материала;

  • разработка непрерывной модели повышения квалификации в современных условиях, в том числе использования информационных технологий и Ресурсного центра инноваций.

В реализации проекта особую значимость приобретает деятельность детской организации «Капелька», профессиональных объединений педагогов (методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей – предметников).

Методическим объединением классных руководителей разрабатывается и апробируется комплексная система классных часов и внеучебных занятий по направлению, расширения внеурочной деятельности.

Педагогами дополнительного образования разрабатывается новое содержание программ, инновационного проекта, апробируются современные методы и формы проведения занятий, расширяется проектная деятельность в сфере дополнительного образования.

Основной целью школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях реализации модели является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.

В ходе реализации проекта, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, будут выработаны ключевые компетенции воспитанников. Среди них:

В плане самостоятельной познавательной деятельности:

  • понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;

  • проявление интереса к изучению истории Отечества;

  • проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;

  • проявление уважения к законности;

  • расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;

  • самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

В социально-трудовой сфере:

  • умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

  • восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

  • воспитание уважения к труду, человеку труда.

В коммуникативной сфере:

  • овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;

  • общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

  • умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

  • умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;

  • умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.

В культурно-досуговой сфере:

  • укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.

В гражданско-правовой сфере:

  • начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

  • положительная тенденция нравственного развития;

  • становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;

  • духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

  • формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

В процессе реализации проекта МИП предполагается возрождение в образовательном учреждении ранее проводимых общешкольных линеек, тематических уроков мужества, военизированной игры «Зарница», а для младших школьников «Зарнички».

Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию станут:

  • экскурсии;

  • концерты;

  • дискуссии;

  • конференции;

  • соревнования;

  • игровые занятия;

Итоговыми мероприятиями проекта будут:

  • научно-практическая конференция школьников;

  • историко-литературные краеведческие чтения обучающихся и педагогов;

  • Педагогические чтения для педагогов образовательного учреждения;

  • благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).

В ходе реализации данного проекта апробируется не только модель, но и наиболее эффективные механизмы социального партнерства, сетевого взаимодействия.

Механизмы реализации проекта.

Механизм реализации целей и задач проекта включает:

  • реализацию системы мероприятий проблемно - творческими группами;

  • формирование и апробацию нормативной базы проекта;

  • формирование и апробация содержания духовно – нравственного патриотического воспитания

  • апробацию комплексной системы классных часов;

  • проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов;

  • комплекс музейных занятий и мероприятий на базе музея Боевой Славы 19 гвардейской стрелковой дивизии;

  • музейные занятия в ТДС в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы);

  • разработку, внедрение программы ППС – сопровождения;

  • разработку, апробацию программы мониторинговых исследований обучающихся, родителей, педагогов;

  • мероприятия по обобщению и распространению опыта;

  • управленческие мероприятия.

Реализация содержания проекта предполагается в образовательном, воспитательном процессах и внеурочной деятельности.


2.2. Этапы реализации проекта.

Первый этап (сентябрь 2014 - январь 2015 года) – организационный.

Основные задачи этапа:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:

  • анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме;

  • проведение мониторинга уровня воспитанности обучающихся.

  1. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

  2. Изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.

  3. Создание групп для:

  • разработки нормативно - правовой базы, моделей и основного содержания проекта;

  • психолого - педагогического сопровождения участников проекта;

5.Формирование проектных групп.

6.Создание (развитие) материальной и методической базы для реализации проекта.

7.Разработка программ (планов) мониторинговых исследований и работы с педагогическими кадрами.

8.Разработка единых требований образовательного процесса в начальной, основной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

9. Разработка моделей в рамках инновационного проекта МИП.

Второй этап – реализационный (февраль 2015 – сентябрь 2016 года).

Основные задачи этапа:

  1. Разработка содержания, методического обеспечения программ и курсов.

  2. Перевод образовательного и воспитательного процессов на качественно новый подход с использованием методов активной педагогики, информационных технологий,

  3. рекомендаций ФГОС.

  4. Апробация моделей, разработанных в рамках проекта.

  5. Апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте патриотического, духовно-нравственного воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия.

  6. Реализация мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения проекта.

  7. Корректировка локальных актов общеобразовательного учреждения.

Третий этап – аналитический (октябрь 2016- июнь 2017 года)

Основные задачи этапа:

  1. Анализ результатов реализации проекта МИП и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности.

  2. Обобщение образовательных и воспитательных практик и их институализация (закрепление в локальных нормативных актах школы).

  3. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ашаргина Марина Геннадьевна

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 217968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства