«Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства
«Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с требованиями образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).
Необходимо в условиях расширения внеурочной деятельности
систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт на муниципальном и региональном уровне,
разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства,
апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства »
Апробация проекта
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Разработка и апробация модели деятельности школы
как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства
Актуальность и новизна проекта.
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с требованиями образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).
Необходимо в условиях расширения внеурочной деятельности систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт на муниципальном и региональном уровне,
разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства,
апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности,
Необходимы нормативно – правовое, методическое, психолого – педагогическое обеспечение и сопровождение процесса, в том числе создание учебно – методических и методических комплексов в сфере патриотического духовно – нравственного воспитания школьников.
В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста.
Учитывая вышеизложенное и материалы данный проект актуален и значим для муниципальной и региональной систем образования. Он позволит:
объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско -патриотического, духовно – нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;
апробировать модель деятельности - школа как центр гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания в и расширения внеурочной деятельности;
предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере;
Новизна проекта состоит в:
разработке и апробации комплексной модели гражданско – патриотического, духовно – нравственного воспитания школьников на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия;
разработке и апробации модели деятельности школы как центра гражданско -патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности;
разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области гражданско - патриотического, духовно – нравственного воспитания;
создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении;
создании сети образовательных учреждений на целевой основе, апробации модели ее деятельности в условиях муниципалитета;
Цели и задачи проекта.
Цель: разработка и апробация модели школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности в условиях школы
Задачи проекта:
Разработать, апробировать модель школы как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Создать и апробировать нормативно-правовую базу по реализации инновационного проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Разработать и апробировать модель управления инновационным проектом.
Разработать программу психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности и процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности
Апробировать содержание внеурочной деятельности, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания
Разработать и апробировать критерии и показатели, диагностические материалы для мониторинговых исследований.
Распространять и обобщать инновационный опыт образовательного учреждения в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности.
Разработать методические рекомендации и материалы (сценарии, конкурсы, экскурсии, театральные постановки), способствующие функционированию и развитию школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности.
2. Описание проекта
2.1.Концептуальная основа проекта
В концептуальной основе проекта лежат направления национальной доктрины образования РК, внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития города, района, края. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:
семьи;
коллектива;
профессиональной группы;
общества.
Cодержание воспитания – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, Программы развития и разработанной воспитательной системы школы, поставленных цели и задач в сфере воспитания в практической деятельности нами выделены следующие приоритетные направления:
патриотическое воспитание, которое формирует
гражданскую позицию;
патриотическое сознание;
национальное самосознание;
любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
гражданское образование и воспитание, которое формирует
- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Условиями реализации проекта «Разработка и апробация модели деятельности школы как
Исходя из вышеизложенного, модель деятельности школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников включает следующие компоненты: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Значительную роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть музей Боевой Славы.
Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты: музейные уроки – музейные воспитательные мероприятия – внутримузейная работа – внеурочная деятельность (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т.д.), сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события).
Следовательно, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики. Значимым компонентом в процессе реализации инновационного проекта является:
разработка и апробация комплекса ключевых образовательных событий на базе школьного музея;
разработка и апробация комплекса музейных занятий в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе на базе музея ТДС;
разработка методического обеспечения данного курса с включением краеведческого материала;
разработка непрерывной модели повышения квалификации в современных условиях, в том числе использования информационных технологий и Ресурсного центра инноваций.
В реализации проекта особую значимость приобретает деятельность детской организации «Капелька», профессиональных объединений педагогов (методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей – предметников).
Методическим объединением классных руководителей разрабатывается и апробируется комплексная система классных часов и внеучебных занятий по направлению, расширения внеурочной деятельности.
Педагогами дополнительного образования разрабатывается новое содержание программ, инновационного проекта, апробируются современные методы и формы проведения занятий, расширяется проектная деятельность в сфере дополнительного образования.
Основной целью школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях реализации модели является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.
В ходе реализации проекта, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, будут выработаны ключевые компетенции воспитанников. Среди них:
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
проявление интереса к изучению истории Отечества;
проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;
проявление уважения к законности;
расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;
восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;
воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;
умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.
В культурно-досуговой сфере:
укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
В гражданско-правовой сфере:
начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
положительная тенденция нравственного развития;
становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
В процессе реализации проекта МИП предполагается возрождение в образовательном учреждении ранее проводимых общешкольных линеек, тематических уроков мужества, военизированной игры «Зарница», а для младших школьников «Зарнички».
Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию станут:
экскурсии;
концерты;
дискуссии;
конференции;
соревнования;
игровые занятия;
Итоговыми мероприятиями проекта будут:
научно-практическая конференция школьников;
историко-литературные краеведческие чтения обучающихся и педагогов;
Педагогические чтения для педагогов образовательного учреждения;
благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).
В ходе реализации данного проекта апробируется не только модель, но и наиболее эффективные механизмы социального партнерства, сетевого взаимодействия.
Механизмы реализации проекта.
Механизм реализации целей и задач проекта включает:
реализацию системы мероприятий проблемно - творческими группами;
формирование и апробацию нормативной базы проекта;
формирование и апробация содержания духовно – нравственного патриотического воспитания
апробацию комплексной системы классных часов;
проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов;
комплекс музейных занятий и мероприятий на базе музея Боевой Славы 19 гвардейской стрелковой дивизии;
музейные занятияв ТДС в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы);
разработку, внедрение программы ППС – сопровождения;
разработку, апробацию программы мониторинговых исследований обучающихся, родителей, педагогов;
мероприятия по обобщению и распространению опыта;
управленческие мероприятия.
Реализация содержания проекта предполагается в образовательном, воспитательном процессах и внеурочной деятельности.
2.2. Этапы реализации проекта.
Первый этап (сентябрь 2014 - январь 2015 года) – организационный.
Основные задачи этапа:
Аналитико-диагностическая деятельность:
анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме;
проведение мониторинга уровня воспитанности обучающихся.
Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
Изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.
Создание групп для:
разработки нормативно - правовой базы, моделей и основного содержания проекта;
психолого - педагогического сопровождения участников проекта;
5.Формирование проектных групп.
6.Создание (развитие) материальной и методической базы для реализации проекта.
7.Разработка программ (планов) мониторинговых исследований и работы с педагогическими кадрами.
8.Разработка единых требований образовательного процесса в начальной, основной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
9. Разработка моделей в рамках инновационного проекта МИП.
Второй этап – реализационный (февраль 2015 – сентябрь 2016 года).
Основные задачи этапа:
Разработка содержания, методического обеспечения программ и курсов.
Перевод образовательного и воспитательного процессов на качественно новый подход с использованием методов активной педагогики, информационных технологий,
рекомендаций ФГОС.
Апробация моделей, разработанных в рамках проекта.
Апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте патриотического, духовно-нравственного воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Реализация мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения проекта.