kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

неуспеваемость-отставание в учении, при котором студент не обладевает на удовлетворительном уровне за определенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования и пути их решения»

Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования и пути их решения

Работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования и пути их решения

Среднее специальное образование –  наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование– ведущим производителем кадров. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование– ведущим производителем кадров. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Неуспеваемость Отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.  

Неуспеваемость

Отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.  

Причины неуспеваемости Внешние Внутренние Социальные причины , т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы Отсутствие мотивации Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.). Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)

Причины неуспеваемости

Внешние

Внутренние

Социальные причины , т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы

  • Отсутствие мотивации

Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность)

  • Слабое развитие волевой организации
  • Дефекты здоровья студентов
  • Низкое развитие интеллекта
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов
  • В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов
Типологии Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики Помощь неуспевающим студентам 1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),  сочетается с положительным отношением к учению Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков : алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться. 2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация  - будет продуктивность учебной деятельности

Типологии

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам

1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков : алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

Типологии 3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению Студентам третьей группы поможет позитивная психология . У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Типологии

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология .

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Работа с неуспевающими студентами

Работа с неуспевающими студентами

  • 1Педагогическая профилактика  – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
  • 2.   Педагогическая диагностика  – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
  • 3.   Педагогическая терапия  – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
  • 4.   Воспитательное воздействие  – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
Меры предупреждения неуспеваемости студента

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к студенту
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.
Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  • Неудовлетворение организацией учебного процесса.
  • Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  • Неудовлетворительная работа администрации.
  • Плохое здоровье.
  • Нежелание учиться вообще.
  • Отсутствие условий для проведения досуга.
  • Возможные подработки во внеурочное время.
  • Престижно ли учиться в нашем техникуме.
  • Другие проблемы.
Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и его родителями

Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и его родителями

  • 1.Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.
  • 2.Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов). 4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем) 5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
  • 3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).
  • 4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)
  • 5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6.Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.  7.Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)  8.Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  • 6.Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  • 7.Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
  • 8.Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
9.При выполнении п. 1-8 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации техникума о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
  • 9.При выполнении п. 1-8 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации техникума о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И.О.

студента

Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Программа деятельности классного руководителя

Программа деятельности классного руководителя

  • Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:
пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине) недостаточная домашняя подготовка низкие способности нежелание учиться недостаточная работа на занятии необъективность выставления оценки на занятии большой объем домашнего задания высокий уровень сложности материала другие причины
  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на занятии
  • необъективность выставления оценки на занятии
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины
Программа деятельности студента.

Программа деятельности студента.

  • 1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.
  • 2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
  • 3.Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.
Программа деятельности родителей.

Программа деятельности родителей.

  • 1. Родители обязаны явиться в техникум по требованию классного руководителя или заведующего отделением.
  • 2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение техникума.
  • 3.Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .
  • 4.Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.
5.  Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации техникума 6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
  • 5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации техникума
  • 6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Программа деятельности социального педагога

Программа деятельности социального педагога

  • 1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.
  • 2.При необходимости посетить квартиру студента, составить акт обследования.
  • 3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно– воспитательной комиссии студент ставится на внутренней контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.
Программа деятельности психолога.

Программа деятельности психолога.

  • 1.В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости студента, психолог техникума разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости студента.
  • 2.О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.
  • 3.Психолог дает рекомендации по развитию данного студента.
Программа деятельности администрации техникума.

Программа деятельности администрации техникума.

  • 1.Администрация техникума организует работу учебно– воспитательной комиссии.
  • 2.Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.
  • 3.Администрация техникума составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
  • 4.Учебно-воспитательная комиссия и педсовет принимает решение о направлении материалов на студента и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Памятка для преподавателей, работающих с неуспевающими и слабоуспевающими студентами   № п/п Фамилия, имя студента Группа По каким дисциплинам не успевает Причины, которые привели к плохой успеваемости  Средства (учебные, воспитательные, дополнительные занятия), используемые в работе со студентом Наблюдаемые изменения, результаты работы

Памятка для преподавателей, работающих с неуспевающими и слабоуспевающими студентами

п/п

Фамилия, имя студента

Группа

По каким дисциплинам не успевает

Причины, которые привели к плохой успеваемости

Средства (учебные, воспитательные, дополнительные занятия), используемые в работе со студентом

Наблюдаемые изменения, результаты работы

Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в техникум.
  • Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того, чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в техникум.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимченко Татьяна Евгеньевна

Дата: 26.10.2019

Номер свидетельства: 524265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства