Просмотр содержимого документа
«Проект: "Роль пальчиковых игр в развитии младших школьников"»
«Роль пальчиковых игрв развитии речимладших школьников.»
выполнила учитель
начальных классов Волкова
Ирина Александровна
Цель работы: - Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений. Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.
З А Д А Ч И:
«Познание»
- Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям с ними;
- Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.
- Развивать умение различать правую и левую руку.
«Коммуникация»
- Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками;
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов
«Художественное творчество»
- Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка.
«Физическая культура»
- Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
- Формировать умение согласовывать движения с речью;
- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Пальчиковая гимнастика под стихи и музыку Екатерины Железновой
Значение пальчиковых игр для детей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков ( А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенин а) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров. Это особенно важно для развития детей.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работызаключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения одаренных детей на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Учёными была выявленаз а к о н о м е р н о с т ь:
ЕСЛИ развитие движений пальцев
соответствует возрасту,
ТО и речевое развитие находится в
пределах нормы и наоборот.
Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры -
ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
П альчиковые игры дают возможность радовать детей и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, с такими играми ученик получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Очень важно, чтобы учитель, знал текст пальчиковых игр наизусть, четко, уверенно выполнял движения. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо учителя, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. В свою очередь, и педагоги должны хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Это и рисование, и различные манипуляции с мелкими предметами, лепка из пластилина, соленого теста.
Пальчиковые игры для малышей, развивая мелкую моторику кистей рук, являются отличным средством подготовки руки ребенка к выполнению разнообразных действий.
К празднику победы изготавливаем поздравительные рамки
Картина из соленого теста
Дети с удовольствием работают с бумагой, вырезают, клеят и довольны полученным результатом.
Ученики под музыку занимаются пальчиковыми играми
Растираем каждый пальчик: Мальчик с пальчик, где ты был? Я на речке братцев мыл С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел!
Дети повторяют движения
Паучок ходил по ветке, Солнце стало пригревать, А за ним ползут все детки, Паучок ползёт опять
Дождик с неба вдруг полил, А за ним ходили детки.
Паучков на землю смыл. Чтобы погулять на ветке.
Рассказываем сказки
Пальчики рисуют и развиваются
Поем и танцуем
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
«Ладушки», «Сорока»,«Этот пальчик»
Это первые игры, с которыми знакомится ребёнок:
они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.
Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Ожидаемые результаты
Таким образом, выбранные упражнения в соответствии с возможностями ребенка, повышают интерес к занятиям, уверенность в своих силах, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. А самое главное улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Это является очень важной часть работы с детьми младшего школьного возраста.