Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Социально-психологическая характеристика личности"»
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУРОКИ №21-22
1. Повторение изученных разделов социальной психологии (1 - 3).
2.Знакомство с новой темой (раздел4).
Доклады студентов по новой теме.
Проверочная работа. 1. На стыке каких двух наук воз-никла социальная психология?
а) социология, философия;
б) социология, психология;
в) политология, социометрия.
2. Когда появились первые социально-психологические теории?
а) в начале 18 века;
б) в конце 20 века;
в) в середине 19 века.
3. Основателями теории «Психологиямасс» были:
а) Ф.Гегель, М.Лацарус, Г.Штейнталь;
б) Г.Тард, С.Сигиле, Г Лебон;
в) В.Мак-Дугалл, Э.Росс, Д.Болдуин.
4. Какой метод социальной психологии не относится к основным:
а) наблюдение;
б) тестирование;
в) эксперимент.
5. Обмен информацией между двумя или большим количеством людей – это
а) перцепция;
б) коммуникация;
в) интеракция.
6. Метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий – это
а) социометрия;
б) эксперимент;
в) тестирование.
7. Какого вида общения не существует?
а) вербальное;
б) императивное;
в) позитивное.
8. Как называется психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению?
а) стилистическое непонимание;
б) конфликтная ситуация;
в) коммуникативный барьер.
9.Что не относится к механизмам познания и понимания другого человека?
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) проекция.
10. Внутриличностная функция общения:
а) обеспечивает людям возможность познать
себя;
б) реализуется в общении человека с самим
собой;
в) способствует налаживанию и сохранению связей, контактов и взаимоотношений между людьми.
11. Диффузная группа – это ...
а) р еальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, и симпатий;
б) группа, в которой отсутствует сплоченность, нет совместной деятельности;
в) группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
12. Какая стратегия взаимодействия предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера?
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) уступчивость
Социально-психологическая характеристика личности
План изучения темы.
Знакомство с понятиями: личность, индивид, индивидуальность, человек, субъект.
Факторы, влияющие на развитие личности.
Свойства личности (структура).
Потребности личности.
Задание. Соотнесите понятие и определение. Объясните свой выбор.
Понятие
Определение
1. Человек
1.Совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание, становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.
2. Индивид
2.Духовное своеобразие, уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.
3. Субъект
3.Отдельный представитель человеческой общности (часто употребляется как синоним «человек»). О нем говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens
4. Индивидуальность
4.Это своеобразный представитель других живых существ, носитель видовых черт.
5. Личность
5.Участник, исполнитель исторического и общественного процесса в целом, участник конкретной деятельности.
Понятие
Определение
Человек
Это своеобразный представитель других живых существ, носитель видовых черт.
Индивид
Отдельный представитель человеческой общности (часто употребляется как синоним «человек»). О нем говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. Человек уже рождается индивидом.
Субъект
Участник, исполнитель исторического и общественного процесса в целом, участник конкретной деятельности. Человек всегда является субъектом чего-либо.
Индивидуаль-
ность
Духовное своеобразие, уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.
Личность
Совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание, становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.
Факторы, влияющие на развитие личности:
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности;
Анатомо-физиологические особенности;
Окружающая среда;
Общество (макросреда и микросреда);
Общественно-полезная деятельность.
Свойства личности:
Способности–
это умственные и физические качества, при выражении которых, а также при наличии надлежащих мотиваций и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности.
Темперамент–
это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
ТЕМПЕРАМЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ ПОКАЗЫВАЕТ
ЧТО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ В ПОВЕДЕНИЕ:
- ОДНИ ПОДВИЖНЫ И ПОРЫВИСТЫ,
ДРУГИЕ МЕДЛИТЕЛЬНЫ, СПОКОЙНЫ.
ПРИЧИНА В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ПРИСУЩЕМ ОТ РОЖДЕНИЯ
ТЕМПЕРАМЕНТ
«ЖЕЛЧЬ»- ХОЛЕРИЧЕСКИЙ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ ГИППОКРАТ
РАЗЛИЧАЛ В ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕТЫРЕ ЖИДКОСТИ: КРОВЬ, СЛИЗЬ, ЖЕЛЧЬ И ЧЕРНАЯ ЖЕЛЧЬ
КРОВЬ- САНГВИНИЧЕСКИЙ
СЛИЗЬ- ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ
«ЧЕРНАЯ ЖЕЛЧЬ- МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ
ТЕМПЕРАМЕНТ
САНГВИНИК - УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (ЕГО ФОРМУЛА – «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ»
ГИППОКРАТ ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПРЕОБЛАДАНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЖИДКОСТИ ОБЬЯСНЯЕТ ТЕМПЕРАМЕНТ ЧЕЛОВЕКА, ТЕМП, РИТМ, ИНТЕНСИВНОСТЬ
ВЫВОД:НА НЕГО НЕЛЬЗЯ ДАВИТЬ, КРИЧАТЬ, УКАЗЫВАТЬ. МЕЛАНХОЛИК- ПРЕКРАСНЫЙ ДРУГ.
Характер–
это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
ХАРАКТЕР
В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА, СВОЙСТВА КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ФОРМИРУЮТСЯ
ПОСТЕПЕННО,
И ЭТОТ ПРОЦЕСС СВЯЗАН С ПОНЯТИЕМ ЛИЧНОСТЬ
ХАРАКТЕР –
СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УСТОЙЧИВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТЕРЖНЕМ ХАРАКТЕРА ЯВЛЯЮТСЯ МОРАЛЬНО- ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА.
ЛИЧНОСТЬ - ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО, СФОРМИРОВАВШЕЕСЯ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫМ В ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ХАРАКТЕР
О ХАРАКТЕРЕ ГОВОРЯТ В СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРОЯВЛЯЮТСЯ
КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ХАРАКТЕРА:
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ ХАРАКТЕРА:
ТРУДОЛЮБИЕ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧУСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ...
ЛЕНЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ К ЛЮДЯМ, САМОМНЕНИЕ, СКУПОСТЬ, ...
ИТОГИ:
Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.
Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности
Направленность личности–
упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей, подкрепленная взглядами, убеждениями, жизненными принципами.
Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.
Самосознание–
это центральная часть личности. Это
сумма всех представлений человека о себе.
Самосознание
Самопознание
Самоотношение
Саморегулирование
Самооценка
Самоконтроль
Управление поведением и деятельностью
Потребности– это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
Потребности личности.
материальныедуховные
потребностьсоциальныепотребность в
в пище, одежде,связанные с распреде-общественной
жилище, тепле, …лением ролей в общест-деятельности, труде,
ве, группахобщении друг с другом,
приобретении знаний,
изучении наук и искусств,..
Домашнее задание:
1. Стр.92 – 93 – повторить материал («Социальная психология» В.Г.Крысько)