Просмотр содержимого документа
«Презентация-проекта- "Птицы зимой"".»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Алтынчеч" общеразвивающего вида" Заинского муниципального района Республики Татарстан
Проект
«Птицы зимой»
Воспитатель: ЗАРИПОВА Л.Я.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э.Н. Голованова
О проекте
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта:дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Формы работы:игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Проблема:
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной ( практический)
III этап- заключительный
I этап – подготовительный
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной ( практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки.
Совместно с ребенком сделать кормушку.
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Подкормка птиц зимой
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима .
А.Яшин
Загадки про зимующих птиц
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
Птичка-невеличка Ножки имеет А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей) Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!" А что пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (Сорока) Днём спит, ночью летает. (Сова)
Актуальность
Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В наших сибирских условиях, в холодное время года, многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, о их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
«
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы».
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Познавательная деятельность:Формирование целостной картины мира.
Тема:«Зимующие птицы»
Цели:рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
ФЭМП
Тема:«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.
ВЫСТАВКА КНИГ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ В БИБЛИОТЕЧКЕ ГРУППЫ
«Лучшая кормушка для птиц»
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации:
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение за птицами зимой:
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой.
Коммуникация:
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».
Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Творческое рассказывание«Как я спас птичку».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество:
Рисование «Синички».
Цель:развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Лепкаиз пластилина «Учимся лепить птиц»:Цель:учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Конкурс рисунков "Зимующие Птицы"!
Аппликация«Снегирь».Цель:учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Кормушка для птиц своими руками.
В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками.
Найдется ли хоть один человек, который за всю свою жизнь не сделал ни одной кормушки для птиц? Это может быть только ребенок. Быстро исправим положение!
Новые знания
Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных... Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен.
Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию.
Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественно-научные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?» Вот тут-то вам придется самим основательно подготовиться и узнать, что в средней полосе России зимует примерно семьдесят видов птиц, которые у нас и гнездились. Это, например, синицы, причем синиц у нас достаточно большое количество видов: лазоревки, хохлатые синицы, гаечки, московки, а не только большие синицы, которых мы часто видим в городах (как раз зимой они подтягиваются к жилью человека), – с желтой грудкой, через которую проходит красивый черный «галстук». А еще у нас зимуют дятлы, щеглы, коноплянки, снегири, свиристели, но их можно встретить в основном за городом.
Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.
Кормушка для птиц своими руками
Можно, конечно, купить готовую кормушку, но гораздо правильнее, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, – сделать ее самим. Классическая кормушка похожа на открытую беседку: у нее есть пол и есть крыша. На «пол» вы будете класть корм, а для того чтобы он не рассыпался и его не сдувал ветер, «пол» со всех сторон нужно оградить невысокими бортиками. Крыша защитит корм от дождя и снега. А еще в «полу» нужно просверлить дренажные дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Конечно, у любой конструкции кормушки стенки и края не должны быть острыми. Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пятилитровую пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку (у бутылок уже есть ручка).
Малыш должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Меню для птиц
Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить?
Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным.
Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!
Музыка:Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
III этап - заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.