Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу на пед. совете "Самосовершенствование личности ребенка в учебно-воспитательном процессе"»
Самосовершенствование личности ребенка в учебно-воспитательном процессе
Учитель географии и биологии ГУ ЛУУВК СШГ 52 г. ЛУГАНСК Маслова О,А,
Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма . , деятельность мозга опирается не на детерминистский, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития
Взаимодействие воспитателя с ребенком , его педагогическая организация,
внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие
внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутри личностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качес тва
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития
Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.).
. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.
Стремление к самозащите выражается также
в саморегуляции своего состояния и поведения
Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств.
В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.
Желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство
Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование ).
Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.
С учетом возрастных потребностей и возможностей курс самосовершенствования представляет следующую структуру по классам :
I - IV классы - Начало этики (саморегуляция поведения);
V кл . - Познай себя (психология личности);
VI кл . - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл . - Научи себя учиться (самообразование);
VIII кл. - Утверждай себя (самоутверждение);
IX кл. - Найди себя (самоопределение);
X кл . - Управляй собой (саморегуляция);
XI кл. - Реализуй себя (самоактуализация).
Задача
помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования .
Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными
в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:
Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности , определенный опыт успеха и тренинг достижений.
Адекватные стиль и методы внешних воздействий : условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.