Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить. орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация "Жизнь, отданная небу"»
Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в Алупке, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.
Командир эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии гвардии капитан Амет-Хан Султан к августу 1943 года, когда ему было присвоено звание Героя Советского Союза, уничтожил 11 вражеских самолетов, сбитых лично (один – с применением воздушного тарана), и 19 – в группе. Всего за годы войны гвардии майор Амет-Хан Султан совершил 603 успешных боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19–в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
Техника на которой воевалАмет-Хан
И-153 времен начального периода ВОВ
На аналогичном самолете воевал Амет-Хан
Як -7А Амет-Хана 1942-1943 годы
Р – 39 «Аэрокобра» Амет-Хана
Ла -7 на котором летчик завершил войну
Награды:
• дважды Герой Советского Союза (24 августа 1943, 29 июня 1945);
• три ордена Ленина (23 октября 1942, 14 февраля 1943, 24 августа 1943);
• четыре ордена Красного Знамени (31 июля 1942, 13 октября 1943, 20 апреля 1945, 3 февраля 1953);
• орден Александра Невского (7 апреля 1944);
• орден Отечественной войны I степени (20 января 1945);
• орден Красной Звезды (5 ноября 1941);
• орден «Знак Почёта» (31 июля 1961);
• медали.
Музей Амет-Хана
С 1993 года в Алупке существует Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств), в котором работает постоянно-действующая экспозиция, посвящённая жизни, пути и лётно-испытательной деятельности советского лётчика, а также его семье и боевым соратникам. Здесь представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны, коллег и соратников по лётно-испытательной работе, фотографии, архивные документы, письма, книги, личные вещи и награды Амет-Хана Султана, лётное обмундирование и др. Среди экспонатов представлены макеты самолётов времен войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации. На открытой площадке рядом с музеем размещены макет самолёта Ла-5, подаренный после съёмок художественного фильма «Хайтарма», и КС-1[27].
Фрагмент экспозиции Музея дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в Алупке
Макет Ла-5 на открытой площадке музея
ПАМЯТЬ
Улица Амет-Хана в Алупке
Мемориальная доска в Симферополе
Памятник в Махачкалинском аэропорту
Бюст Амет-Хана Султана на улице его имени в Алупке.
Погиб Амет-Хан 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Хищную птицу без пули таранил,
Неуязвимо стрелял и разил
Летчик, разведчик и ас-истребитель,
Жизни ведомых спасших не раз .
Ткач Максим Анатольевич, 9 класс, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мартыновская школа», Малая Елена Владимировна, педагог-организатор