Рекомендации по процессу организации прогулок для школьников
3.1 Организация проведения прогулок.
3.2 Создание условий для эффективного проведения прогулок.
3.3 Условия для активизации движений детей.
3.4 Структурные компоненты прогулки.
Рекомендации по процессу организации прогулок для школьников
В школе-интернате я работаю много лет. В настоящее время дети стали более капризные, плаксивые, часто деруться, нет взаимодействия между детьми и взрослыми. Со стороны родителей часто слышны упреки, в связи с тем, что дети часто болеют в школе - интернате. Родители часто просят нас не выводить детей на прогулку, не проводить закаливающие мероприятия, считая, что прогулка на улице главная причина простудных заболеваний. Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Так как родители не понимают значение прогулки, я решила взять эту актуальную на сегодняшний день тему и поставила цель:
1. Изменить отношение родителей к прогулке.
2. Снизить заболеваемость детей.
Для решения цели определила следующие задачи:
1. Сформировать позитивное отношение к прогулкам у родителей группы.
2. Усовершенствовать систему закаливания.
3. Обогатить содержание прогулок.
3.1 Организация проведения прогулок.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях. В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.
При организации прогулки на участке школьного учреждения воспитатель подготавливает на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
3.2 Создание условий для эффективного проведения прогулок.
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок непременно следует выносить разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.
3.3 Условия для активизации движений детей.
Особенностью детей школьного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях.
Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие.
Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать детей. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время.
Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
3.4 Структурные компоненты прогулки.
Непременным условием успешного развития и воспитания школьников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей – их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, испытывая радость от полученных результатов.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.
Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
- наблюдение
- дидактические задания
- трудовые действия детей
- подвижные игры и упражнения
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.
Заключение
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.
В результате проделанной работы по организации прогулок мною были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в классе.
- группы здоровья изменились.
- дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.
Родители перестали сопротивляться, у детей сменная одежда. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к формированию привычки к здоровому образу жизни у детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол.
Предложенные пути физического оздоровления детей школьного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического и психологического здоровья.