Презентация к воспитательному часу «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»
Презентация к воспитательному часу «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»
Презентация «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» предназначена к воспитательному часу. Знакомит учащихся с работой касимовских речников в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945гг.; поможет расширить и углубить знания учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу. Можно использовать на уроках краеведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к воспитательному часу «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение" Средняя общеобразовательная школа №4"КАСИМОВСКИЕ РЕЧНИКИВ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ1941 - 1945гг.
Великая Отечественная война тяжелым бременем легла на окский флот и на касимовских речников.
Уже на следующий день пассажирские суда Московско-окского пароходства приступили к перевозке военнообязанных на призывные пункты.
Все высококвалифицированные речники были объявлены на военном положении и им предоставили «Бронь от призыва в Армию».Ушедших на фронт мужчин – кочегаров, матросов, рулевых, масленщиков заменили женщины. К концу войны женщин-работниц на речном флоте было 40%.
Наши касимовкие речники внесли большой вклад в дело обороны Москвы. В годы войны в работе речного флота отличились капитаны касимоских судов: братья Араповы, И.П.Авдеев, В.А.Баранов, В.С.Голынин, Л.А.Сафонов, М.Г.Колотушкин, В.Н.Шабров и др.
Задача касимовского речного транспорта заключалась главным образом в обеспечении перевозок воинских подразделений, раненых, грузов для фронта и военной промышленности, а также эвакуации населения, оборудования из прифронтовой зоны.
Только за июль 1941 года 218 пассажирских пароходов Московско-Окского пароходства вывезли 110 тысяч человек. Касимовские речники оборудовали свои суда для перевозки войск, грузов, продуктов для армии, раненых.
Нередко суда, особенно под Москвой и Горьким, осуществляющие перевозки грузов и эвакуацию жителей, подвергались бомбардировкам.
Удалось не только найти родственников касимовских речников и записать их рассказы об эвакуации мирного населения в годы войны, но и найти свидетеля тех событий.«…когда услышала: «Три, четыре, пять…, поняла, что этонемецкие самолеты, кто-то из раненых их считал вслух. Один из самолетов отделился от всех и полетел на нас. Дал очередь по воде. Потом дал вторую. стекло зазвенело… побежала в каюту. Слышен был гул самолета. Немец сделал еще круг и ушел…»из воспоминаний свидетеля тех событийАраповой Александры Андреевны.
В августе 1941 года пароход «МОУРП» в пути подвергся пулеметному обстрелу.У пристани Серпухов потоплены газоход №23, катер «Осоавиахим».Пароходы «Красный металлист», «Бригада», «Донбас» и др. водили караваны судов по Оке. С середины октября эвакуация здесь проходила в условиях частых бомбежек.
«Победоносец»Описание(с 19 марта 1928 - Пятигорск)Длина - 49,75Ширина - 13,87/7,42Осадка - 0,71 мСиловая установка - 250-300 л.с.Скорость хода - 9 узВооружение - 2-76-мм полевых ор. и 3-7,62-мм пул.Экипаж - 61 человекБывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1887 на заводе Струве в Коломне Московской губ. по заказу «Товарищества Вятско-Волжского пароходства» и 6азировавшийся на Вятку. 8 февраля 1918 национализирован и передан Главоду. С 11 июня 1918 входил в состав Вятского Рупвода, а в апреле 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ВВФ в качестве РКЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейцами на Каме, Вятке и Уфе в мае-июле 1919). 31 июля 1919 РКЛ вошла в состав ВКВФ, а 12 октября 1919 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Вятскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной войны буксир осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по рекам Ока, Москва и Волга, эвакуировал на восток ценное имущество и гражданское население. 30 декабря 1961 выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен на отстой. 26 апреля 1963 исключен из списков судов МРФ и 31 мая 1963 сдан Касимовской РЭБ для демонтажа и разделки на металл.
Особую роль сыграли касимовские речники в обеспечении столицы топливом.Команда судна «МОПР» (капитан М.Колотушкин, маханик В.Баранов) плановое задание по перевозке дров выполнили на 108%.
Петр Иванович Арапов — капитан буксирного парохода «Красногвардеец», в годы войны водил караваны нефтеналивных судов-нефтянок. За свой доблестный труд награжден Орденом Ленина.
Капитан- механик теплохода СТ-470 Михаил Гаврилович Колотушкин (1909 — 1959) в годы войны занимался военными перевозками, эвакуировал предприятия Москвы, вывозил беженцев, раненых и эвакуированных на Волгу и Каму. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени с вручением Сталинской премии.
Капитан буксирного парохода «Веретёнников» Леонид Александрович Сафонов за свой доблестный труд в годы войны был удостоен Ордена Ленина.
Можно только восхищаться самоотверженным трудом речников. Среди них и наши касимовские речники. Орденами Ленина награждены капитан буксирного парохода «Красногвардеец» А.И.Арапов, капитан буксирного парохода «Метро» П.И.Арапов, капитан буксирного парохода Л.А.Сафонов. Орденами Трудового Красного Знамени с вручением Сталинской премии были награждены капитан-механик М.Г.Колотушкин и механик-штурман А.Я.Дзиндрис.
Речники Московско-Окского пароходства сражались в рядах Красной Армии и Военно-Морского флота. Их славные подвиги и дела отмечены орденами и медалями СССР, четырнадцати речникам присвоено звание Героя Советского Союза.
Среди них – касимовец Андрей Павлович Цаплин
Коротка биография Героя. Советского Союза. Родился в 1923 году в д.Ватранцы Касимовского района. После окончания семилетней школы, поступил в Шимирское речное училище. Мечтал стать капитаном речного пароходства. В те дни с фронта Андрей Цаплин писал «Я по-геройски защищаю Родину. Это мой долг и священная обязанность. Хочется, чтобы скорее наступил мир на земле…» …16 апреля 1943 года за отвагу и героизм при форсировании Днепра бронебойщику А.Цаплину было присвоено звание Героя Советского Союза. Почти через год младший лейтенант А.П.Цаплин пал смертью храбрых в Прикарпатье за освобождение г.Рожнетов.
Памятник речникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг.
Литература1. В.В.Акимов «Касимовские речники», Касимов, 2007.2. Л.Аристов, В.Кулешов, Н.Копаев, Ю.Макаренков,М.Рабинович «Московское речное пароходство.150 лет», Москва, 2008.3. Герои земли Рязанской. Очерки о воинах-рязанцах,Героях Советского Союза и России. Русское слово,1995.4. Исслеловательская работа Грибковой Мариныученицы 11б класса МОУ “СОШ №4”«Касимовские речники в годыВеликой Отечественной войны 1941 – 1945гг.»(2009г.)