Тукай обладал сильной волей и большим врождённым талантом. Новые веяния, предвещавшие подъём революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни И.Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»), 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация.Габдулла Тукай. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новонадыровская СОШ» (Бишмунчинский филиал)
Альметьевского муниципального района РТ
Габдулла Тукай
Посвящается выдающемуся татарскому народному поэту, литературному критику, публицисту и переводчику.
Автор: Мавлутбаева Альфия Хасановна
учитель начальных классов
Альметьевск,2014
Поэта жизнь, короткая такая, Была смертельный бой, великий труд. Недаром день рождения Тукая В Казани днем поэзии зовут.
Марк Зарецкий
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ –
Тукаев
ГАБДУЛЛА Мухамедгарифович
26 апреля 1886год-
15 апреля 1913 год.
Содержание
Детство
Первые шаги к творчеству
Казань в судьбе поэта
Путешествия по России
Последний год жизни
Память
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ прожил короткую и трагическую жизнь. Родился он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии (ныне Арского района) в селе приходского муллы Мухамедгарифа .
Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сасна, Кырлай.
В 1890, после смерти матери, мальчика отдали дедушке Зинатулле со стороны матери в деревню Училе. Здесь прошли самые печальные дни его детства. В многодетной и полуголодной семье Габдулла оказался “лишним ртом”.
Казань.
Новая слобода. Сенной базар.
По просьбе деда, со словами «Возьмите ребёнка на воспитание» Габдуллу пристроили к ремесленнику Мухаммедвали.
Улица Гафури (Сембер).
До 1892 года здесь жил Габдулла
«Мама шила тюбетейки, отец работал в мастерской».
В 1892-1895 годы жизнь Тукая проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай
Здесь Габдулла приобщился к крестьянскому труду, осознал чувство любви к народу, родной земле.
Кырлай. В этом доме находится
музей Тукая
1894 – 1907 годы
Габдулла Тукай живёт в Урал ь ске, в семье тёти Газизы Забировой (Усмановой)
Улица Почиталина
По этой улице Г. Тукай ходил в медресе “Мутыгия”, принадлежавшем прогрессивно настроенной семье меценатов Тухватуллиных
Учитель Тукая,
в “Мутыгие”
Мотыйгулла Тухватуллин
1895 – 1898 годы
Одновременно с медресе Тукай обучался в трёхлетней русской школе.
Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому.
«Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким, сметливым шакирдом», - вспоминает знаменитый артист Г.Кариев, близкий друг поэта.
На фото газета, которую выпускал Тукай со своими товарищами.
Тукай обладал сильной волей и большим врождённым талантом. Новые веяния, предвещавшие подъём революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни И.Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»), 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.
Революция 1905 года всколыхнула жизнь в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер»(«Мысль»), «Уклар» («Стрелы»). Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихи, в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов. Всё его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов.
Тукай работа л наборщиком, корректором, редактором в типографии Камиля Тухватуллина .
В 1907 году власти запретили издания органов татарской печати. Революция шла на убыль. Боевым откликом на это событие стало стихотворение Тукая “Не уйдём!” В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.
1907год.
Перед отъездом в Казань Тукай жил в гостиннице “Казан”.
Тукай со своими друзьями.
Возвращение в Казань
(1907 – 1913)
«Светозарная Казань» притягивала богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных по мысли и духу.
В начале XX века здесь была гостинница “Болгар”, где жила татарская интеллеген ц ия
В Казани Тукай сблизился с писателем Фатихом Амирханом, с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым.
Габдулла Тукай сдружился с поэтом из Астрахани Сагит ом Рамиевым.
С драматургом Галиаскаром Камалом Г. Тукай в 1908 – 1909 годах издавали сатирический ж урнал “Яшен” (“Молния”).
С револю ц ионером Гафуром Колехметовым Тукай создали клуб “Шерык”, где проводились кон ц ерты, лек ц ии, вечера.
Сехипжамал Гиззатуллиной – Вол ж ской – первой татарской актрисе, Тукай посвятил стихотворение “Ике кояш” (“Два солнца”).
Габдулла Тукай 1908 год.
Революционеры, писатели – демократы группировались вокруг газеты “Ал ь - ислах” (“Реформа”), которая выходила по инициативе писателя Ф.Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов.
Казань стала временем расцвета таланта Г.Тукая, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель. Тукай среди сотрудников газеты “Ал ь - ислах” ( «Реформа» )
Г.Тукай и труппа “Сояр”. В центре Г.Камал – основоположник профессионального татарского театра.
В Казани Тукай с большим воодушевлением отдался творческой работе.
В 1909 году Тукай написал автобиографическую повесть «Мои воспоминания».
Г.Тукай любил народные песни, собирал их. В 1910 году под псевдонимом «Шурале» вышел сборник «Национальные мелодии», включающий 28 песен.
Габдулла Тукай – любимый поэт татарской детворы.На его произведениях воспитывалось не одно поколение.
Особую любовь снискала у читателей поэма – сказка «Шурале», где в ярких красках запечатлены образы Родины и народа.
Всем хорошо известна и любима детворой баллада «Водяная». «Шурале» (1907) и «Водяная» (1908) созданы на основе народных сказок.
Тукай писал стихи и прозаические произведения для детей. Он составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения в школе. Поэт признан основоположником татарской детской литературы.
Путешествие по России
В мае1911 г. Тукай пароходом приезжает в Астрахань к поэту С. Рамиеву, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь встречается с азербайджанским писателем Н.Наримановым. Весной 1912 г. Тукай решается на более значительное путешествие Казань — Уфа — Петербург. Встреча в Уфе с М.Гафури оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с М. Вахитовым, видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, Тукай отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
На фото представители татарской интеллигенции
в Астрахани.
Последнюю зиму своей жизни (1913 г.) Тукай провёл в доме Кабир Эмирова в деревне Училе.
Тукай в Клячкинской больнице Казани.
14 апреля 1913 г. Фото сделано по инициативе писателя Ф.Амирхана.
Похороны Тукая 17 апреля 1913 года. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Кладбище Ново-татарской слободы (Казань).
Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани. Именем поэта названа Государственная премия в области искусства Республики Татарстан.
Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана.
Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого — стать олицетворением его гения, души. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души.
Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов, очерков и воспоминаний.
Литература
Багаутдинова Д. Музей Г. Тукая в Казани. Путеводитель.- Казань, Татарское кн. изд-во, 1989.
Музей Г.Тукая в Кырлае. - Казань, Татарское книжное издательство, 1984.
Нуруллин И. «Напевы мятежного саза». М., Детская литература, 1986.
Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки/ Перевод с татарского. - Казань:Татарское кн. Изд-во, 1986.
Тукай Г. Избранная проза. (Пер.с татарского М. Рафикова).-Казань:Татарское книжное издательство, 1992.
Тукай Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. М., ИНСАН, 2003.