Якутские поселения делились по сезонному признаку на зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники.Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Якутская усадьба состояла из жилой постройки и нескольких хозяйственных построек. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Сергэ – это различные простейшей конструкции деревянные сооружения хозяйственного или ритуального назначения. По своему назначению сэргэ можно разделить на три группы: надворные коновязи, культовые и ритуальные сэргэ.Надворные сэргэ представляло собой столб длиной до 200 – 270 см., диаметром примерно от 20 до 50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся мооньох. Вокруг шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанная из дерева голова коня, ромбик, шар и крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций. Например, и ныне существующий традиционный якутский праздник ысыах. Все эти обряды, обычаи традиции сопровождались применением коновязных столбов – сэргэ. Ритуальные сэргэ ставили в соответствии с различными ритуалами. Так, в честь божества рогатого скота с соответствующими ритуалами ставили сэргэ, называемое «Ынахсыт сэргэтэ». Оно никогда не использовалось в качестве коновязи. Балаган – один из древних типов жилищ якутов. У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку – хотон (хлев для скота). В бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Это – невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем, последом теленка…Печь камельковая находилась на северной половине дома в углу. Вдоль стен располагались нары. Двери выходили на восток. Ураса – летнее жилище якутов. Ураса была довольно большим сооружением. Диаметр ее в среднем достигал 10 м., высота 11-12 м. Конструктивное устройство было несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опирались на круглый остов – обруч. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч покрывались резным орнаментом, нанесенным якутским ножом. Ураса покрывалась берестой. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поселение и жилище якутов »
Поселения и жилище Якутов
Якутские поселения делились по сезонному признаку на зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники.
Якутские поселения делились по сезонному признаку на зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники.
Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт.
Якутская усадьба состояла из жилой постройки и нескольких хозяйственных построек. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей.
Макет якутской усадьбы.
Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы — cэргэ.
Сергэ – это различные простейшей конструкции деревянные сооружения хозяйственного или ритуального назначения. По своему назначению сэргэ можно разделить на три группы: надворные коновязи, культовые и ритуальные сэргэ.
Надворные сэргэ представляло собой столб длиной до 200 – 270 см., диаметром примерно от 20 до 50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся мооньох. Вокруг шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанная из дерева голова коня, ромбик, шар и крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций. Например, и ныне существующий традиционный якутский праздник ысыах. Все эти обряды, обычаи традиции сопровождались применением коновязных столбов – сэргэ. Ритуальные сэргэ ставили в соответствии с различными ритуалами. Так, в честь божества рогатого скота с соответствующими ритуалами ставили сэргэ, называемое «Ынахсыт сэргэтэ». Оно никогда не использовалось в качестве коновязи.
Балаган – один из древних типов жилищ якутов. У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку – хотон (хлев для скота). В бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Это – невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем, последом теленка…Печь камельковая находилась на северной половине дома в углу. Вдоль стен располагались нары. Двери выходили на восток.
Ампаар дьиэ – многоугольный (6-8) срубный дом, являлся сезонным летним жилищем якутов. Нижние венцы сруба до 6-8 возводились вертикально затем, постепенно суживаясь, переходили в земляную, слегка выпуклую крышу. Открытый очаг находился в центре жилища.
Ураса – летнее жилище якутов. Ураса была довольно большим сооружением. Диаметр ее в среднем достигал 10 м., высота 11-12 м. Конструктивное устройство было несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опирались на круглый остов – обруч. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч покрывались резным орнаментом, нанесенным якутским ножом. Ураса покрывалась берестой. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами.
В прошлом якуты были, в основном скотоводами и поэтому их хозяйственные и надворные постройки были связаны именно с этим видом деятельности.
Это, прежде всего, зимний хлев (хотон) – упрощенный тип балагана. На зиму его обмазывали глиной с толстым слоем навоза. Через окно выбрасывали навоз, пол был из бревен.
Летний хлев (титиик) сооружали в стороне от жилых помещений, т.е за пределами усадеб. Щели на стенах между бревнами не обмазывали для лучшего проветривания. В большинстве своем были 4-угольные, но могли быть и многоугольными. Помимо крупного рогатого скота якуты разводили лошадей, для которых вблизи от дома строили крытый загон – в целях защиты от метелей, снежных заносов и атмосферных осадков. Изгородь (кюрюё, бютэй)– разнообразие и широкое применение ее является одним из основных признаков оседлого характера якутского скотоводства. Система огораживания освобождала человека от необходимости постоянного присмотра за скотом в условиях ограниченных земельных угодий Якутии.
Различные типы изгородей применялись в зависимости от назначения и важности охраняемого городьбой объекта. Амбар – надворная постройка для хранения вещей и продуктов питания. Амбары были различной конструкции, начиная с простейших четырехугольных срубов, где в основном хранили вещи и двухэтажными амбарами для хранения зерна.
С приходом русских якуты стали заниматься также и земледелием, и начали стоить мельницы (миэлингсэ) состоящие из большого деревянного зубчатого колеса, укрытого навесом и двухъярусного срубного амбара в 18 венцов, где помещались жернова. Жернова приводились в движение с помощью установленного горизонтально упомянутого зубчатого колеса. Колесо, в свою очередь, вращалось при помощи тягловой силы, преимущественно пары запряженных волов, двигавшихся по кругу. Помост для сушки снопов (бурдук кылаатын атага) - это приспособление для сушки снопов и хранения их до обмолота.
Для сохранения скоропортящихся молочных и мясных продуктов, а также для получения свежей воды изо льда, якуты строили ледник (булуус) и погреб (иин, онгкучах).
Как известно, в прошлом якуты шили одежду из меха животных, а выделка кожи требовала специальных условий и различных приспособлений. Одно из них коптильная землянка (ыыс балагана, ыыс джиетэ) для выделки кожи. Рыли квадратную яму примерно 250 х 120 см. в ширину и глубину. Сверху ставили «балаган» размеры которой были равны размеру ямы, обмазывали ее коровьим навозом. На дне ямы поджигали березовые гнилушки, а кожи свернутые в рулон подвешивали к потолку балагана. Дней через 5 или 6 кожи были готовы к использованию.