Просмотр содержимого документа
«Орнаменты ханты, мотивы и их значение»
Орнаменты ханты и священные изображения
Крест, ромб
Прямая линия, зигзаг
Треугольник
Уголок
Бодухина Валентина Александровна,
воспитатель МБОУ «Ляминская СОШ»
Цели презентации
1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.
2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение.
3. Укреплять взаимосвязь с родителями детей через совместную работу при сборе информации
Крест
Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть.
На Казыме в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.
Змея
Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини.
Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.
Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет.
Далее: русские говорят «гипнотизировать умеет», а по-хантыйски «змеиный рот имеет».
Ромб
Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».
На детской люльке существует ромбовидный сегмент, который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».
Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды.
Лягушка
Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».
В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку.
Таким же способом принимают облик животных духи ханты.
Почему нельзя убивать жучков?
Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага, расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце, образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди охранять».
Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».
По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».
Как встретиться с лесным духом?
Ель имела статус священного дерева.
Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
Считается, что если по какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу, во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых, настрогать еловых стружек и также положить под себя.
Мышь
В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира.
Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши (иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая белка»), чтобы передать ту или иную информацию.
Прямая линия. Зигзаг
Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».
Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях как на спинке люльки, так и на ее бортиках.
Треугольник
Символические значение топора очень велико.
Он применяется во многих обрядах: свадебных, похоронных, на медвежьих игрищах.
Топор обладает очистительной функцией: в целях ритуального очищения через него должны перешагивать женщины.
Он – непременный атрибут гадательного процесса определенной категории людей, у которых есть «топора знак».
В фольклоре топор фигурирует как боевое оружие – достаточно ему приклеиться к врагу (его жилью), и тот будет побежден.
Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:
«щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;
«голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз;
«топора лезвие» - если основание размещено вертикально.
Утка
Утка играет существенную роль в мифологии обских угров.
Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана.
В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок).
В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве.
Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.
Птицы
Много изображений птиц на детских и женских вещах.
На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
Многие исследователи указывали на магическое значение «птицы сна».
Смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело.
Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним
Двухголовая птица
Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль».
На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь.
Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя.
Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик.
Священные изображения
В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах.
Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.
Четыре группы священных узоров
Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.
Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума.
Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует.
Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.
Как стать удачливым охотником?
Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем не обязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором.
Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.
В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д.
Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту.
Другие изображения
Узор оленя должен символизировать землю, «наполненную оленями»
«Солнце»-«Солнце-найматерь» , дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
Штрихи возле солнца – это семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение».
Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики.
Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую так и будущую .
Покинутое стойбище
В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника символизируют «оставленного стойбища дороги».
По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода.
Во всех случаях места, где ранее были стойбища, резко выделяются на фоне остальной местности, там более пышная, обильная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая.
Таким образом, близость конфигурации узоров «солнце» и «покинутое стойбище» объясняется их общей идеей – воспроизводство земной жизни
Оба выражения обозначают одно и то же: после эпохи богов и богатырей на земле возникает эра жизни хантыйских людей, которых боги называют «куклами».
Таким образом, шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще.
Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни.
Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю.
Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.
Уголок
Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.
«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде.
«Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка» - о снова более сложных узоров.
«Маленького оленя рога» . Это двойные «заячьи ушки» по узору.
По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: это материальное благополучие (теплая одежда, еда) и он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества.
Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада.
Ответить на вопросы
Какова функция прямого креста в орнаменте?
Какова функция косого креста в орнаменте?
В каком случае изготавливался орнамент «змея»?
Каково назначение ромба в орнаменте на детской люльке?
Почему узор «лягушка» считается женским?
Какой узор необходимо было вышить бисером на платке для здоровья новорожденного?
Почему нельзя убивать жучков?
Символом чего является ель?
Символом чего является мышь?
С каким узором традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни?
Каково назначение топора и его изображения в узоре?
Какой узор наносится на спинку люльки против того места, где находится голова ребенка и с какой целью?
Как называется этот орнамент?
Какие узоры считаются священными?
Как стать удачливым охотником?
Какова связь между узорами солнца и покинутого стойбища?