kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

nОдним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей.
nРабота по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
nПисьмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
nПрофилактика дисграфии, прежде всего,  заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей формирования письма и чтения»

Дисграфия Артикуляторно – акустическая Аграмматическая  Акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Идеаторная На почве истерии

Дисграфия

Артикуляторно –

акустическая

Аграмматическая

Акустическая

На почве нарушения

языкового анализа

и синтеза

Идеаторная

На почве истерии

Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
  • Представляет отражение неправильного произношения на письме.
  • Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
  • Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
Специфический вид дисграфии. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение аффрикатов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции. НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ. РЕЖЕ ПРИ ФФНР.
  • Специфический вид дисграфии.
  • Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.
  • Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.
  • Замена и смешение свистящих и шипящих.
  • Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
  • Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
  • Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
  • Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
  • НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ПРИ ОНР III – IV УРОВНЯ.
  • РЕЖЕ ПРИ ФФНР.
ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ. ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ . ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР). СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ). СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.
  • ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА УРОВНЕ СЛОВА И НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ПРОПУСКИ ГЛАСНЫХ БУКВ.
  • ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ .
  • ПРОПУСКИ СОГЛАСНЫХ БЕЗ СТЕЧЕНИЯ (ПРИ ЗПР).
  • СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
  • РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
  • РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ЧАЩЕ ПРИ ЗПР И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ).
  • СТОЙКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФФН И ОНР.
ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ. ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙ НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
  • ОБУСЛОВЛЕНА НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
  • ИСКАЖЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
  • ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
  • НАРУШЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
  • ИЗМЕНЕНИЕ ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЙ
  • НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв. (о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.) Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления.
  • Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.
  • (о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.)
  • Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления.
Неспецифические виды дисграфии

Неспецифические виды дисграфии

  • На почве истерии
  • Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.
  • Характеризуется следующими типами ошибок:
  • Пропуск гласных и согласных букв.
  • Большое количество орфографических ошибок.
  • Идеаторная
  • Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.
  • Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.
  • При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.
  • При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.
Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению .

Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению .

  • Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей.
  • Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
  • Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
  • Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Современная комплексная методика профилактики дисграфии  А.В. Семенович (2002г)

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002г)

  • Представлена в трёх направлениях работы.
  • Стабилизация и организация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания).
  • Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов ( развитие зрительного гнозиса, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, слухового гнозиса, фонетико – фонематических процессов, мнестических процессов, номинативных процессов).
  • Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции ( формирование навыков целеполагания, программирования, самоконтроля, развитие коммуникативныхэ навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)
Базовые направления  в профилактике дисграфии

Базовые направления в профилактике дисграфии

  • Развитие сенсомоторных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса).
  • Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивых функций (слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
  • Развитие психических функций.
  • Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции, воспитание мотивов к учебной деятельности).
  • Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связанной монологической речи, совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи).
Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:

  • Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  • Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
  • Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
  • Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах Современная логопедическая теория Методика А. В. Ястребовой Методика И.Н. Садовниковой

Преодоление дисграфии может осуществляться в трёх методологических подходах

Современная логопедическая

теория

Методика А. В. Ястребовой

Методика И.Н. Садовниковой

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий .

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий .

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.

По Егорову 4 ступени навыка чтения: 1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв. 2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова. 3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка. 4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

1.Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3.Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией. 1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой. 2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность  кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность,  диспраксические нарушения.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.

2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.

3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений. 4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.

4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения:  С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения: С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей).

Проблемные вопросы дисграфии  и дислексии Ухудшение здоровья современных младших школьников. Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи. Разнообразие этиопатогенетических  механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).

Проблемные вопросы дисграфии и дислексии

  • Ухудшение здоровья современных младших школьников.
  • Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению письменной речи.
  • Разнообразие этиопатогенетических

механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, СДВГ, психический инфантилизм, церебрастения, психическая депривация, школьная дезадаптация).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Айтпаева Халида Маметовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства