kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народный орнамент головных уборов эрзя и мокши Пензенской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XXI века растет интерес к традиционным костюмам, воспринимающимся как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет нации.
   Традиционный народный костюм - образная летопись жизни предков. Обращение к традиционному мордовскому орнаменту Пензенской губернии представляет существенный интерес современности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народный орнамент головных уборов эрзя и мокши Пензенской области »

Народный орнамент  головных уборов  эрзя и мокши Пензенской области Работу выполнила педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 9 г. Сердобска

Народный орнамент

головных уборов эрзя и мокши Пензенской области

Работу выполнила педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 9 г. Сердобска

Актуальность  В начале XXI века растет интерес к традиционным костюмам, воспринимающимся как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет нации.  Традиционный народный костюм - образная летопись жизни предков.  Обращение к традиционному мордовскому орнаменту Пензенской губернии представляет существенный интерес современности.

Актуальность

  • В начале XXI века растет интерес к традиционным костюмам, воспринимающимся как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет нации. Традиционный народный костюм - образная летопись жизни предков.

Обращение к традиционному мордовскому орнаменту Пензенской губернии представляет существенный интерес современности.

Цель

Цель

  • Целью работы является изучение и историко-культурная реконструкция элементов головного убора народа мордвы, эрзи и мокши. 
Задачи

Задачи

  • Изучить литературу, написанную на данную тему.
  • Проследить историю развития мордовского орнамента головных уборов.
  • Выявить особенности головного убора мордвы мокши и эрзя.
  • Рассмотреть элементы национального головного убора мордвы на примере Пензенского района.
Из истории мордовского костюма Мордовскому   костюму более 150 лет, создан он был, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений.   Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы в многочисленных письменных источниках .  Мордовка XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию… и обратно» 1643г.

Из истории мордовского костюма

Мордовскому   костюму более 150 лет, создан он был, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений. 

Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы в многочисленных письменных источниках .

Мордовка XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию… и обратно» 1643г.

Головные уборы мордвы-эрзи Саранского уезда Пензенской губернии  (ныне Кочкуровский, Чамзинский районы Республики Мордовия) Девушки носили головной убор под названием паця коня , который представлял собой небольшую округлую шапочку с открытым верхом.

Головные уборы мордвы-эрзи Саранского уезда Пензенской губернии

(ныне Кочкуровский, Чамзинский районы Республики Мордовия)

Девушки носили головной убор под названием паця коня , который представлял собой небольшую округлую шапочку с открытым верхом.

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области) Головным убором девушек была налобная повязка - лента. Она представляла собой кусок ткани, украшенный белыми пуговицами, матерчатыми цветами, перьями селезня. В Городищенском уезде женщины продолжали носить праздничный головной убор на твердой основе , клабук. По традиции вышитая поверхность убора густо покрывалась рядами цепочек, позумента, бисера и блесток, сверху, скрывая налобную вышивку, повязывался сложенный по диагонали платок, который украшался розетками из лент, позумента.

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области)

Головным убором девушек была налобная повязка - лента. Она представляла собой кусок ткани, украшенный белыми пуговицами, матерчатыми цветами, перьями селезня.

В Городищенском уезде женщины продолжали носить праздничный головной убор на твердой основе , клабук. По традиции вышитая поверхность убора густо покрывалась рядами цепочек, позумента, бисера и блесток, сверху, скрывая налобную вышивку, повязывался сложенный по диагонали платок, который украшался розетками из лент, позумента.

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области) Самыми доступными и популярными были платки из набивного ситца. Способ ношения платка следовал традиционной прическе. На голове девушки силуэт приобретал округлые очертания, из-под крыльев платка, затянутых на затылке, виднелась коса с накосником. В женском костюме платок надевали поверх волосника, внутрь которого вставлялся обруч из пакли для увеличения высоты прически. Концы платка тоже завязывались на затылке, но на темени явно проступали очертания высокого бугорка от кос, уложенных по-женски. Пожилые женщины носили волосник с невысокой подкладкой, повязывая платок сверху концами под подбородком. Дополнялись головные уборы наушными украшениями в виде шариков из гусиного пуха.

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области)

Самыми доступными и популярными были платки из набивного ситца. Способ ношения платка следовал традиционной прическе. На голове девушки силуэт приобретал округлые очертания, из-под крыльев платка, затянутых на затылке, виднелась коса с накосником. В женском костюме платок надевали поверх волосника, внутрь которого вставлялся обруч из пакли для увеличения высоты прически. Концы платка тоже завязывались на затылке, но на темени явно проступали очертания высокого бугорка от кос, уложенных по-женски. Пожилые женщины носили волосник с невысокой подкладкой, повязывая платок сверху концами под подбородком.

Дополнялись головные уборы наушными украшениями в виде шариков из гусиного пуха.

Головной убор мордвы-мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ельниковский, Краснослободский районы Республики Мордовия) Женский головной убор панга имел форму трапециевидного мягкого чепца, сужающегося кверху. Его украшал сложный орнамент счетной вышивки. Предпочтение, которое в XX веке было отдано фабричным платкам, стало решающим в процессе вытеснения традиционных головных уборов. Шерстяные шали и полушалки, нарядные ситцевые платки полностью заменили традиционные головные уборы. Мода на платки породила и своеобразные приемы их ношения; по тому, как повязан на голове платок, молено определить представительницу любого мокшанского района.

Головной убор мордвы-мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ельниковский, Краснослободский районы Республики Мордовия)

Женский головной убор панга имел форму трапециевидного мягкого чепца, сужающегося кверху. Его украшал сложный орнамент счетной вышивки.

Предпочтение, которое в XX веке было отдано фабричным платкам, стало решающим в процессе вытеснения традиционных головных уборов. Шерстяные шали и полушалки, нарядные ситцевые платки полностью заменили традиционные головные уборы. Мода на платки породила и своеобразные приемы их ношения; по тому, как повязан на голове платок, молено определить представительницу любого мокшанского района.

Головной убор мордвы Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейский, Камешкирский, Неверкинский, Малосердобинский районы Пензенской области) Девичий головной убор, известный в Кузнецком уезде под названием прясюкс, делался в виде широкой декорированной налобной повязки, не закрывавшей на затылке волосы. В разных группах сел различными были его названия - панга, гилыган, пряс паця. Силуэт расширяющейся кверху трапеции, более характерный для мокшанского головного убора, приобретал при ношении убор панга, бытовавший в селах современного Шемышейского района.

Головной убор мордвы Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейский, Камешкирский, Неверкинский, Малосердобинский районы Пензенской области)

Девичий головной убор, известный в Кузнецком уезде под названием прясюкс, делался в виде широкой декорированной налобной повязки, не закрывавшей на затылке волосы.

В разных группах сел различными были его названия - панга, гилыган, пряс паця.

Силуэт расширяющейся кверху трапеции, более характерный для мокшанского головного убора, приобретал при ношении убор панга, бытовавший в селах современного Шемышейского района.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пензенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайговский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области) В начале XX века вышитые девичьи головные повязки в виде лент, о которых писал П. С. Паллас, были заменены повязками, украшенными пуговицами, бусами, часто «елочными». В южных селах Инсарского, Ковылкинского районов бусы нанизывали на проволоку, выплетая ажурную полоску с выпуклыми розетками, а по верхнему краю делали лучиками венчик с подвижными подвесками.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пензенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайговский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области)

В начале XX века вышитые девичьи головные повязки в виде лент, о которых писал П. С. Паллас, были заменены повязками, украшенными пуговицами, бусами, часто «елочными». В южных селах Инсарского, Ковылкинского районов бусы нанизывали на проволоку, выплетая ажурную полоску с выпуклыми розетками, а по верхнему краю делали лучиками венчик с подвижными подвесками.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пензенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области) Наряду с высоким головным убором имела распространение панга с небольшим прямоугольным мягким чепцом, верхнюю часть которого поддерживала дощечка. Верхушка чепца загибалась вперед, уплотняя верх. Тыльная лопасть делалась длиной почти до плеч, ее нижняя часть дублировалась на луб или толстый картон. Убор укреплялся на голове при помощи плотной декоративной ленты ашкоркс, являвшейся также девичьей повязкой.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пензенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области)

Наряду с высоким головным убором имела распространение панга с небольшим прямоугольным мягким чепцом, верхнюю часть которого поддерживала дощечка. Верхушка чепца загибалась вперед, уплотняя верх. Тыльная лопасть делалась длиной почти до плеч, ее нижняя часть дублировалась на луб или толстый картон. Убор укреплялся на голове при помощи плотной декоративной ленты ашкоркс, являвшейся также девичьей повязкой.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пен­зенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области) В селах Инсарского, на севере Наровчатского уездов бытовал высокий убор, называемый панга, вид которого отличался монументальностью.

Головной убор мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пен­зенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области)

В селах Инсарского, на севере Наровчатского уездов бытовал высокий убор, называемый панга, вид которого отличался монументальностью.

Головной убор мордвы-мокши Чембарского уезда Пензенской губении(ныне Белинский район Пензенской области) Головной убор сорока , соединивший архаичные и новые заимствованные формы, составлялся из 6-7 элементов. Его носили с волосником, форму которому придавала вставленная внутрь дощечка. Затылок покрывал снизанный из бисера прямоугольник. Основная часть убора- собственно сорока или золотной чепец из холста с короткой тыльной лопастью, который покрывался красной тканью, а на очелье нашивалась полоска золотого шитья. Крепился чепец декоративной повязкой с отделкой из лент к который спереди прикрепляли навершие пакшт(цветок). К накладным элементам в поздних вариантах убора пришивались пышные кисти, которые были самостоятельные детали. Декоративные наспинные ленты, наушные пушки завершали многослойные конструкции. На смену этому головному убору пришли платки. Их украшали пучками лент и повязывали по семейному положению

Головной убор мордвы-мокши Чембарского уезда Пензенской губении(ныне Белинский район Пензенской области)

Головной убор сорока , соединивший архаичные и новые заимствованные формы, составлялся из 6-7 элементов. Его носили с волосником, форму которому придавала вставленная внутрь дощечка. Затылок покрывал снизанный из бисера прямоугольник. Основная часть убора- собственно сорока или золотной чепец из холста с короткой тыльной лопастью, который покрывался красной тканью, а на очелье нашивалась полоска золотого шитья. Крепился чепец декоративной повязкой с отделкой из лент к который спереди прикрепляли навершие пакшт(цветок). К накладным элементам в поздних вариантах убора пришивались пышные кисти, которые были самостоятельные детали. Декоративные наспинные ленты, наушные пушки завершали многослойные конструкции.

На смену этому головному убору пришли платки. Их украшали пучками лент и повязывали по семейному положению

Мордовская народная вышивка Мордовская народная вышивка — явление уникальное. Этот вид прикладного искусства возник давно, корни его уходят в глубину веков. Развитие национальной вышивки не прекращалось никогда, сохраняя символику древней народной культуры в богатейшей орнаментации, ярком колорите, характере исполнения.

Мордовская народная вышивка

Мордовская народная вышивка — явление уникальное. Этот вид прикладного искусства возник давно, корни его уходят в глубину веков. Развитие национальной вышивки не прекращалось никогда, сохраняя символику древней народной культуры в богатейшей орнаментации, ярком колорите, характере исполнения.

Сюжетные композиции Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки эрзянские головные уборы были неповторимо колоритны и красочны. Украшая их, мастерицы собирали и сохраняли многовековой опыт вышивальных традиций, отбирали лучшие орнаментальные мотивы. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, уток, цветущей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек .

Сюжетные композиции

Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки эрзянские головные уборы были неповторимо колоритны и красочны. Украшая их, мастерицы собирали и сохраняли многовековой опыт вышивальных традиций, отбирали лучшие орнаментальные мотивы.

Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, уток, цветущей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек .

Сюжетные композиции В орнаменте головных уборов с твердой основой встречаются варианты сюжетных композиций, но уже в сильно измененных вариантах. На некоторых в центре располагается фигура прямого креста с ромбоидами на концах или косого креста. На всех композициях сохраняются парные изображения деревьев и ромбов. На многих изделиях народного промысла эта вышивка уже исчезла, но фигура в центре в виде ромба, креста, выполненная иными материалами и в различной технике, неизменна.

Сюжетные композиции

В орнаменте головных уборов с твердой основой встречаются варианты сюжетных композиций, но уже в сильно измененных вариантах.

На некоторых в центре располагается фигура прямого креста с ромбоидами на концах или косого креста. На всех композициях сохраняются парные изображения деревьев и ромбов. На многих изделиях народного промысла эта вышивка уже исчезла, но фигура в центре в виде ромба, креста, выполненная иными материалами и в различной технике, неизменна.

Сюжетные композиции Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов. Каждый знак был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным .  Круг в мордовской этно-знаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истина, справедливость, мужское начало.

Сюжетные композиции

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов. Каждый знак был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным .

Круг в мордовской этно-знаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца.

Треугольник символизировал завершение, женское начало.

Квадрат – порядок, истина, справедливость, мужское начало.

Сюжетные композиции Есть одна особенность эрзянской декоративности: почти на всех из них имеется узкая полоса горизонтального бордюра, которая делит налобную вышивку пополам. В нижней половине украшения почти всегда крупнее, чем верхние, и выделены более четко. В шахматном порядке располагаются на красном фоне темные фигуры прямоугольников с крестами в центре.

Сюжетные композиции

Есть одна особенность эрзянской декоративности: почти на всех из них имеется узкая полоса горизонтального бордюра, которая делит налобную вышивку пополам. В нижней половине украшения почти всегда крупнее, чем верхние, и выделены более четко. В шахматном порядке располагаются на красном фоне темные фигуры прямоугольников с крестами в центре.

Сюжетные композиции Среди орнаментальных мотивов появляется удлиненный четырехугольник с отростками на гранях. Орнаментальные мотивы подчеркиваются цветом, появляются контуры фигур. Но отсутствует характерная для орнаментации панаров техника вышивания, когда сначала черными нитками наносился контур фигуры, а потом заполнялся узором.

Сюжетные композиции

Среди орнаментальных мотивов появляется удлиненный четырехугольник с отростками на гранях. Орнаментальные мотивы подчеркиваются цветом, появляются контуры фигур. Но отсутствует характерная для орнаментации панаров техника вышивания, когда сначала черными нитками наносился контур фигуры, а потом заполнялся узором.

Сюжетные композиции Указанные особенности орнаментации лобной части сорок характерны отделке обратных сторон головных уборов с жестким костяком. Немногим чаще встречается косая решетка, выполненная черным контуром, а в центрах четырехгранников - косые кресты.

Сюжетные композиции

Указанные особенности орнаментации лобной части сорок характерны отделке обратных сторон головных уборов с жестким костяком. Немногим чаще встречается косая решетка, выполненная черным контуром, а в центрах четырехгранников - косые кресты.

Сюжетные композиции Наиболее часто встречающиеся  у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами.

Сюжетные композиции

Наиболее часто встречающиеся  у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка.

Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами.

Орнамент головного убора  В декоративной отделке большинства головных уборов мордвы-мокши широкое применение нашли ткань разного цвета с рисунком, сутаж, парча, позумент, бисер, раковины, металлические украшения.  В отделке бабань панга преобладающим, практически единственными украшением была вышивка.  Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блестками.

Орнамент головного убора

В декоративной отделке большинства головных уборов мордвы-мокши широкое применение нашли ткань разного цвета с рисунком, сутаж, парча, позумент, бисер, раковины, металлические украшения. В отделке бабань панга преобладающим, практически единственными украшением была вышивка.

Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блестками.

Орнаментация лопастей  Большинство головных уборов мордвы-мокши имеет короткие лопасти, чуть выступающие из-под

Орнаментация лопастей

Большинство головных уборов мордвы-мокши имеет короткие лопасти, чуть выступающие из-под "крыльев" сзади. Поэтому орнамент располагался внизу узкой полосой. Края по периметру отделывались позументом, бисером и металлическими украшениями, самый низ также отделывался этими материалами, то есть выделялся своеобразный прямоугольник в конце лопасти, как на некоторых эрзянских сороках.

Орнаментация лопастей В составе орнаментальных мотивов есть узоры, которые в других вышивках встречаются редко или совсем не встречаются: овалы с крестообразной фигурой в центре, несомкнутые овалы, которые, располагаясь попарно, создают Х- и Ж-образные элементы.

Орнаментация лопастей

В составе орнаментальных мотивов есть узоры, которые в других вышивках встречаются редко или совсем не встречаются: овалы с крестообразной фигурой в центре, несомкнутые овалы, которые, располагаясь попарно, создают Х- и Ж-образные элементы.

Особенности в оформлении  лопастей вышивки

Особенности в оформлении лопастей вышивки

  • Орнамент верхней и нижней половин отличается. Орнаментальный мотив один с небольшими вариациями. Часто внутренние контуры каймы оформлены в виде "городков", треугольников.
  • В верхней половине часто встречается орнамент, характерный для продольных полос панаров, выполненный в технике росписи и производящий впечатление легкости и ажурности.
  • На нижней половине лопасти орнамент располагается в виде одной полосы бордюра по боковым сторонам и часто зеркально удваивается на конце.
  • Среди орнаментальных мотивов вышивки рогообразные узоры нередко превращаются в древовидные, добавляется мотив круга с четырьмя парными рогообразными элементами.
Тончайшему графическому узору, построенному по законам симметрии, мастерицы таким образом задавали динамический ритм. Возможно, и не было какого-либо смыслового текста, посвященного тому или иному знаку, а символом оберега являлось хитрое сплетение нитей, с веками преображенное во множество орнаментальных вариаций. Так или иначе, изобразительный ряд в вышивке XIX - начала XX века тяготел к природе. Стилизованные цветочные розетки, прорастающие или цветущие побеги, глаза, зубы и уши животных, закрученные в тугую спираль бараньи рога - все это выражалось узорными мотивами.

Тончайшему графическому узору, построенному по законам симметрии, мастерицы таким образом задавали динамический ритм. Возможно, и не было какого-либо смыслового текста, посвященного тому или иному знаку, а символом оберега являлось хитрое сплетение нитей, с веками преображенное во множество орнаментальных вариаций. Так или иначе, изобразительный ряд в вышивке XIX - начала XX века тяготел к природе. Стилизованные цветочные розетки, прорастающие или цветущие побеги, глаза, зубы и уши животных, закрученные в тугую спираль бараньи рога - все это выражалось узорными мотивами.

Вывод  В данной работе рассмотрен орнамент вышивки мордовского национального женского головного убора. В результате проведенного исследования мы видим, что:  В взаимодействии народных традиций и современности воплощены задачи- показать богатство и разнообразие национального орнамента головных уборов, сохранение различной техники и технологии мордовского народного искусства( вышивки, низание и шитья бисером, плетения и аппликация). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать особенности головного убора мордвы, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие Пензенской губернии.  Моделирование головных уборов - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного и национального направления в современной культуре.

Вывод

В данной работе рассмотрен орнамент вышивки мордовского национального женского головного убора. В результате проведенного исследования мы видим, что:

В взаимодействии народных традиций и современности воплощены задачи- показать богатство и разнообразие национального орнамента головных уборов, сохранение различной техники и технологии мордовского народного искусства( вышивки, низание и шитья бисером, плетения и аппликация). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать особенности головного убора мордвы, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие Пензенской губернии.

Моделирование головных уборов - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного и национального направления в современной культуре.

Сравнительная таблица вышивки головных уборов

Районы Пензенской области

Костюм мордвы-эрзи Саранского уезда Пензенской губернии

Головной убор

паця коня ,

(ныне Кочкуровский, Чамзинский районы Республики Мордовия)

вышивка

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области)

Лобная часть была украшена полосами золотистых пуговиц и блесток, бисером и гофрированной оборкой красного цвета. Дополнялись головные уборы височной и наушными украшениями из перьев селезня, бус, бисер а, пуговиц.

Костюм мордвы-мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ельниковский, Краснослободский районы Республики Мордовия)

повязка - лента .

Костюм мордвы Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейский, Камешкирский, Неверкинский, Малосердобинский районы Пензенской области)

клабук

Она представляла собой кусок ткани, украшенный белыми пуговицами, матерчатыми цветами, перьями селезня

головной убор панга

Праздничные уборы обшивались кумачом, очелье оформлялось полоской золотного шитья, а к лопости позатыльня пришивалось своеобразное украшение из бисера, раковин каури, с пышными шерстяными кистями

платки из набивного ситца

По традиции вышитая поверхность убора густо покрывалась рядами цепочек, позумента, бисера и блесток, сверху, скрывая налобную вышивку, повязывался сложенный по диагонали платок, который украшался розетками из лент, позумента.

Костюм мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пен­зенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области)

Шерстяные шали и полушалки, нарядные ситцевые платки

Пря сюкс- налобная Повязка

повязки в виде лент, надевались на платок

плотная, без просветов, вышивка и обилие нашитых декоративных материалов - блесток, бисера, тесьмы, галуна, которые отчасти скрывали вышитую поверхность

Украшениями в виде шариков из гусиного пуха. Нежное обрамление лица белыми пушками,

Панга

волосник

украшенными пуговицами, бусами, часто «елочными». В южных селах Инсарского, Ковылкинского районов бусы нанизывали на проволоку, выплетая ажурную полоску с выпуклыми розетками, а по верхнему краю делали лучиками венчик с подвижными подвесками.

Гилыган,

Пряс

паця.

Районы Пензенской области

Головной убор

Костюм мордвы-эрзи Саранского уезда Пензенской губернии

Головной убор мордвы мокша и эрзя Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Городищенский, Бессоновский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области)

вышивка

паця коня ,

(ныне Кочкуровский, Чамзинский районы Республики Мордовия)

Костюм мордвы-мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ельниковский, Краснослободский районы Республики Мордовия)

повязка - лента .

Лобная часть была украшена полосами золотистых пуговиц и блесток, бисером и гофрированной оборкой красного цвета. Дополнялись головные уборы височной и наушными украшениями из перьев селезня, бус, бисер а, пуговиц.

головной убор панга

Костюм мордвы Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейский, Камешкирский, Неверкинский, Малосердобинский районы Пензенской области)

Она представляла собой кусок ткани, украшенный белыми пуговицами, матерчатыми цветами, перьями селезня

клабук

платки из набивного ситца

По традиции вышитая поверхность убора густо покрывалась рядами цепочек, позумента, бисера и блесток, сверху, скрывая налобную вышивку, повязывался сложенный по диагонали платок, который украшался розетками из лент, позумента.

Шерстяные шали и полушалки, нарядные ситцевые платки

Праздничные уборы обшивались кумачом, очелье оформлялось полоской золотного шитья, а к лопости позатыльня пришивалось своеобразное украшение из бисера, раковин каури, с пышными шерстяными кистями

Пря сюкс- налобная Повязка

Костюм мордвы-мокши Инсарского, Мокшанского, Наровчатского уездов Пен­зенской губерниии (ныне Инсарский, Рузаевский, Ковылкинский, Старошайгов- ский районы Республики Мордовия, Мокшанский, Наровчатский районы Пензенской области)

Панга

повязки в виде лент, надевались на платок

Украшениями в виде шариков из гусиного пуха. Нежное обрамление лица белыми пушками,

плотная, без просветов, вышивка и обилие нашитых декоративных материалов - блесток, бисера, тесьмы, галуна, которые отчасти скрывали вышитую поверхность

волосник

Гилыган,

украшенными пуговицами, бусами, часто «елочными». В южных селах Инсарского, Ковылкинского районов бусы нанизывали на проволоку, выплетая ажурную полоску с выпуклыми розетками, а по верхнему краю делали лучиками венчик с подвижными подвесками.

Пряс

паця.

Головной убор мордвы-мокши Чембарского уезда Пензенской губении(ныне Белинский район Пензенской области)

Панга с неболь­шим прямоугольным мягким чепцом, верхнюю часть которого поддерживала до­щечка.

Убор не имел завязок и укреплялся на голове при помощи плотной декора­тивной ленты ашкоркс, которая являлась также девичьей повязкой, вид которого отличался монументальностью

Сорока или золотной чепец из холста с короткой тыльной лопастью, который покрывался красной тканью, а на очелье нашивалась полоска золотого шитья.

Платки

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Народный орнамент головных уборов эрзя и мокши Пензенской области

Автор: Селезнева Вера Николаевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Вышивка на   головных уборах эрзя и мокши Пензенской области "
    ["seo_title"] => string(66) "vyshivka-na-gholovnykh-uborakh-erzia-i-mokshi-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "159392"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421898386"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства