Просмотр содержимого документа
«Музыкально-педагогический проект "Шумбрат, Мордовия!" /в рамках инновационной деятельности/»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №104»
Музыкально – педагогический проект
«Шумбрат, Мордовия !»
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально – обрядовых традиций мордовской народной культуры.
Музыкальный руководитель:
Лыбаева Г.Н.
г.о.Саранск
Цель проекта:
Приобщение детей к истокам мордовской национальной культуры за счёт введения в репертуар для слушания, пения и ритмики мордовской народной музыки и музыки композиторов Мордовии.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
Сохранение и развитие народной музыкальной культуры через проведение на родных праздников, циклов занятий по народному искусству, презентаций и т. д.
Создание радостного настроения, положительных эмоций.
Задачи проекта:
- знакомство детей с различными формами мордовской народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале;
- формирование устойчивой потребности в общении с представителями этнокультуры через сравнительное содержание музыкального репертуара;
- развитие понимания и умения ценить мордовское народное творчество;
- установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности;
- поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством произведений мордовского народного искусства, песен, плясок, хороводов, игр, потешек, прибауток и т. д. ;
- развитие художественно-творческой активности детей - формирование самостоятельности, инициативы, раскрепощенности;
- обучение способам сотрудничества и общения детей и родителей, развитие коммуникативности детей через мордовские народные традиции.
I этап: подготовительный.
1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы, образовательных и региональных программ.
2. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов в музыкальном воспитании и образовании дошкольников.
3. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание необходимой предметно-развивающей среды.
4. Разработка перспективных планов по музыкальному образованию дошкольников (музыкально-образовательная деятельность, слушание-восприятие народной музыки, обучение игре на народных музыкальных инструментах) .
5. Определение критериев уровня музыкального развития детей.
II этап: практический
Консультации для педагогов:
-«Влияние мордовской народной музыки на музыкально-творческое развитие детей».
-«Создание мордовского фольклорного центра в группе».
Выступление на педсоветах по вопросам:
-«Знакомство детей с произведениями мордовской народной музыки, приобщение к национальной культуре».
-«Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры в соответствии с народным календарём».
Реализация перспективно-тематических планов по музыкальному образованию детей
Темы занятий:
- «Большая и малая Родина».
- «Народные песни и танцы мордовского народа».
- «Саранск-столица Мордовии» и др.
Методико-обучающие занятия для детей по реализации тематических планов по музыкальному образованию:
- Музыкально-тематическое занятие «Мордовский гимн - главная песня республики»
Педагогическое сопровождение семьи по музыкальному образованию детей:
1. Темы консультаций:
«Мордовская народная музыка в жизни ребёнка».
- «Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством мордовской народной музыки».
2 Праздники и развлечения:
-«Мордовская пасха»
- «Моя малая Родина» с участием фольклорной группы «Торамо»
- «Мордовская ярмарка»
- Малые Олимпийские игры
III этап - обобщающий.
III этап - обобщающий.
Детские музыкальные конкурсы:
-Конкурс танцевального мастерства.
-Конкурс знатоков мордовской народной музыки «Народная мозаика»
-Конкурс исполнителей музыки на народных музыкальных инструментах.
-Мониторинг основ музыкальной компетентности детей.
-Анализ реализации проекта, прогнозирование самостоятельности детей в музыкальной деятельности.
Выводы и результаты
Занятия, выступления, концерты, показывают, что дети усваивают знания, полученные в процессе подготовки. Они знают разнообразные жанры мордовских песен. Умеют различать их на слух. Исполняют мордовские народные песни, хороводы, пляски, игры. Умеют передать игровой образ персонажа в ходе исполнения. Они знают национальные костюмы мордовского народов.
У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их творчеству и быту, укладу жизни. Повысился уровень творческой активности, желание брать на себя роль ведущих, выполнять красиво и выразительно исполняемый репертуар. Родители активно посещают и участвуют в различных мероприятиях.