Мастер-класс провожу после изучения темы "Чувашская одежда". Стараюсь ознакомить с орнаментом - символикой знаков, символикой цвета и цветовых соотношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Чăваш тумĕ»»
Мастер-класс«Чăваш тумĕ»
Кокшина Ираида Николаевна - учитель истории и культуры родного
края МБОУ «Починокинельская СОШ»
Илемлĕ, илемлĕ,
илемлĕ чăваш тĕрри.
Илемлĕ чăваш тĕрри те тĕрлеме пĕлсен кăна.
Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы.
По своей форме, характеру,
содержанию, стилю
орнаментации костюм
чувашей тесно связан с
земледельческим укладом
жизни.
Чувашский орнамент – это символика знаков
Чувашский орнамент – это символика цвета, цветовых соотношений
Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.
Красный – цвет жизни, источник счастья, радости.
Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила.
Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов.
Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.
Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка .
Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.
Нитки для вышивки
Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками собственного прядения. Нитки окрашивались обычно домашним способом растительными красителями. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.
Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:
Вышивает белый холст до зари,
Словно лучиками звезд, - посмотри!
Красный шелк – любовь, и кровь и слова.
Шелк зеленый – мир дубрав да трава.
Ладит желтый с голубым на холсте –
Небо с солнцем золотым в высоте.
Черный шелк кладет она – все верней:
Мол, земля черна? Черна, шелк черней…
С тех пор чувашские женщины украшают свою одежду красивыми вышивками, каждый орнамент которой имеет свое значение.
Вечная красота узоров
Как правило, чувашский вышитый орнамент основан на воспроизведении многочисленных вариантов древнейших знаков-символов. Это стилизованные изображения Мироздания, Солнца, Древа жизни, Огня, Воды, Земли, человека, животных существ. Недаром в народе говорят : «Чăваш тĕрри çыруллă».
Много трудов посвятил чувашской вышивке искусствовед А.А.Трофимов. В книге «Орнамент чувашской народной вышивки» он обращается к вопросам сложных связей орнамента с реальным миром и миропониманием древних чувашей.