Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
Учитель географии
первой квалификационной категории
Шеховцова Татьяна Алексеевна
Внеурочная деятельность «Мир лекарственных растений»
Уровень образования: основное общее образование
Тема: Культурные лекарственные растения. Приготовление настоев из мяты
и мелиссы.
Тип занятия: первичное изучения знаний и способов деятельности
Время проведения: 28 мая 2015 г.
Участники: учащиеся 5 класса
Цель: Формирование знаний об особенностях культурных лекарственных растений, практической значимости на примере трав мяты и мелиссы.
Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД: учащиеся познакомятся с культурными лекарственными растениями – мятой и мелиссой, научатся отбирать учебный и занимательный материал, работать с разными источниками информации, структурировать его, строить сообщения в устной форме, применять полученные знания на практике, работать в коллективе
Личностные УУД – развивать экологическое сознание, эстетическое восприятие природы, осознавать основные принципы и правила отношения к природе, формировать доброжелательное отношение к окружающим, пробуждать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
Познавательные УУД - формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и учебные задачи, работать с лекарственным сырьём; приготавливать настои, отвары; искать и выделять необходимую информацию; структурировать тексты; строить высказывание в устной форме; давать определения понятиям, классифицировать, анализировать объекты с целью выделения признаков, применения лекарственных растений в жизни; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные УУД – формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рефлексировать
Коммуникативные УУД – формировать умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свой выбор, развивать способность доброжелательного отношения друг к другу в разных ситуациях, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий
Основные понятия: культурные лекарственные растения, отвар, настой
Межпредметные связи: биология, ИЗО, история
Ресурсы: лекарственное сырье (мелисса, мята), посуда, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: карточки с рецептами приготовления отваров, настоев трав.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! Садитесь удобнее. Прежде, чем мы начнем работать, протяните ко мне свои ладошки. Молодцы! Это значит, что вы готовы сотрудничать. Итак, мы начинаем.
2. Создание проблемной ситуации.
( Слайд по ситуации)
Прослушивание рассказа.
- Миша с сестрой Леной отправились на дачу помогать маме и бабушке. На участке было очень красиво, вокруг – зелень, много цветов и разных трав. Было очень жарко. Захотелось пить. У Миши внезапно заболел живот. Мама расстроилась и у нее разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?
Актуализация опорных знаний
Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
- А как оказать помощь без лекарств?
-Применить лекарственные растения, которые растут на даче.
-Так о чём же будем говорить сегодня на занятии (…)?
Правильно. Сегодня на занятии мы с вами продолжим изучать лекарственные растения, причем те, которые можно вырастить на приусадебном участке, т.е. культурные лекарственные растения. Посмотрите на предметы на столе. Знаете ли вы, какие перед вами растения (...)?
Загадки:
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадайтесь-ка, ребята,
Что же это? это…(мята)
Среди трав она живет,
Солнцу, радуясь, растет,
Не Лариса, не Анфиса,
А чудесная… (мелисса)
Итак, какова тема нашего занятия (...)??
Слайд 1 Тема нашего занятия Культурные лекарственные растения. Приготовление настоев из мяты и мелиссы.
Мы определили с вами тему занятия. Давайте, теперь определим цели нашего занятия:
Узнать – целебные свойства мяты и мелиссы
Усвоить - как правильно приготовить настой из лекарственных трав
Выяснить – способы выращивания мяты и мелиссы.
Цели занятия учитель прикрепляет на доску.
Для достижения поставленных задач вы можете работать как целым коллективом, так и в парах.
На столах у вас шаблон инструктивных карточек, которые вы будете заполнять во время занятия.
На экран проецируется учебная презентация, которая тоже поможет вам усвоить новый материал. Желаю вам успехов!
Люди, обычно, не обращают внимание на многое, например, на растения. Растениям бывает трудно, им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Но в трудную минуту мы часто обращаемся к растениям. Люди разных поколений лечат свои недуги и снимают усталость с помощью растений.
Прежде, чем мы перейдём непосредственно к приготовлению настоев, давайте повторим, что мы знаем о лекарственных растениях.
Слайды 2-10
В каких случаях помогают лекарственные растения (…)?
Что собирать (…)?
Когда собирать (…)?
В какую погоду надо собирать растения (...)?
Как собирать (…)?
Где можно собирать (…)?
Нужно ли мыть руки после сбора растений (…)?
Собирая, охранять!
Как сохранить (…)?
3. Объяснение и первичное закрепление новой темы
Слайд 11 В домашних условиях чаще всего готовят настои и отвары из лекарственных растений. Давайте разберемся, что такое настой и что такое отвар, чтобы не путаться.
Из листьев и цветков растения готовят настои. Из корней, корневищ, коры, семян готовят отвары.
Настои и отвары представляют собой вытяжку из лекарственного сырья.
Настой - это жидкая лекарственная форма, простое водное извлечение из растительного сырья для внутреннего или наружного применения.
Настои обычно готовят из листьев, цветков и стеблей растения. Растения или смесь растений нужно залить кипятком и довести до кипения. Затем смесь выливают в термос или укутывают для запаривания от 20 минут (для трав, цветов) до 10-12 часов (грубые части растения, корни или корневища).
Для приготовления настоя желательно пользоваться эмалированой, стеклянной, керамической или посудой из нержавеющей стали с крышкой.
Отвар - это жидкая лекарственная форма, представляющая из себя извлечение из растительного сырья. Отвар отличается от настоя только тем, что растение подвергается более длительному воздействию высокой температуры и менее длительному охлаждению.
Отвары готовят из корней, коры, корневищ и древесины.
Что же мы с вами будем готовить (…)?
Чтобы мы с вами успели испытать свойства мяты и мелиссы, попить чай, сперва мы приготовим настой из этих трав.
Запись в технологическую карту
Рецепт приготовления настоя из мяты
2 ст. л. мяты (лучше сухой, но можно взять и свежую) заливается 0,5 л крутого кипятка, укутываем сосуд с мятой и оставляем на 10 минут. Настой готов, можно пользоваться.
Применение: наружное, внутреннее.
Рецепт приготовления настоя из мелиссы
1 большую ложку с горкой листьев залить 250 мл.крутого кипятка, оставить настояться, укутать в теплом месте и процедить. Через 15 мин. Настой готов.
Есть и другие варианты приготовления настоев – разные пропорции и время настаивания.
Приготовление настоев из трав мяты и мелиссы (с добавлением свежих листьев)
Ребята, давайте знакомиться с мятой и мелиссой.
Работа в группах с энциклопедиями. Заслушивание сообщений учащихся.
Слайды 11 – 17 Мята перечная - многолетнее травянистое растение из семейства яснотковых. Предпочитает влажные светлые участки. Так как мята редко образует семена, размножают ее вегетативно: делением корневищ, черенками, отводками, длиной 6—10 см, которые высаживают рано весной на глубину 7 — 8 см. Для этого растение выкапывается, немного подсушивается и делиться. Ширина междурядий 30 см. После того как всходы отрастут, на 1 погонном метре оставляют около 10 растений. Можно сажать мяту перечную в октябре—ноябре.
У большинства из нас мята ассоциируется, прежде всего, со свежестью и приятным холодком, но нередко мы забываем о том, что имеет мята полезные свойства, используемые и в народной медицине, и просто в каждодневном быту.
Мята улучшает мозговую деятельность, избавляет от «хандры». Используют это растение большей частью в виде настоев, отваров.
Кстати, не надейтесь особо на «мяту» в жевательной резинке – лучше натуральной мяты нет. Наиболее известный вид ее – мята перечная. Мята содержит ряд полезных веществ: каротин, эфирное масло, дубильные вещества, аскорбиновая кислота (витамин С).
Чтобы насладиться чаем с мятой, Вам достаточно будет «собрать» с нее не более двух – трех маленьких листиков.
Мяту можно посадить у себя на даче – растение это неприхотливое, особого ухода оно не требует. Наконец, чтобы не утруждаться, можно приобрести мяту в аптеке и заваривать ее.
А для самых ленивых проще будет купить готовые пакетики с мятой.
Немного истории про мяту и полезные свойства мяты перечной:
У древних римлян был обычай – одевать гостю венок из мяты; в древней Руси, дабы увидеть во сне своего суженого, девушки клали ее под подушку; в Средневековье студенты носили венок из мяты на голове – очевидно о пользе этого растения для мозговой деятельности знали уже тогда. А еще верили, что мята на подоконнике отпугивает злых духов, ограждая от них дом.
А теперь непосредственно о полезных свойствах мяты перечной:
1. Мята, полезна при лечении желудочно-кишечных заболеваний. Она хорошо снимает воспаление, обезболивает, является желчегонным средством. Готовиться следующим образом: 2 столовые ложки сухой мяты заливают 500 мл. кипятка и настаивают. Полученный отвар принимают по трети стакана три раза/день. Можно у отвару добавить мед – по вкусу. Это средство помогает и при болезненных ощущениях в печени.
2. Мята может послужить для снижения жара.
3. Чай с мятой рекомендуют при депрессивных состояниях, при нарушениях сна, сердцебиении.
4. Мята полезна для профилактики катаракты.
5. Мяту можно использовать, как обезболивающее средство при ревматизме (компрессы с мятой) и для снятия зуда при укусах насекомых.
6. Смешанная с оливковым маслом мята считается полезной при лечении ожогов.
7. Вдыхание паров мяты избавляет от укачивания в транспорте (не зря же мятные конфеты рекомендуют тем, кто летит в самолете).
О полезных свойствах мятного масла мяты перечной:
Эфирное масло мяты перечной содержит ментол – местно анестезирующее средство. Масло обладает обеззараживающим и потогонным эффектом, снимает напряжение, повышает устойчивость человеческого организма к вредным воздействиям. Масло можно добавить в чай – две капли эфирного масла на чайную ложку меда. Для наружного применения – 5 капель масла растворить в 10 мл. растительного масла. Этим средством растирают грудную клетку при простудных заболеваниях.
Противопоказания.
Мята перечная, как лекарственное растение, противопоказаний не имеет, кроме детей до трех лет. Кроме того, тмечены были полезные свойства мяты перечной при лечении гирсутизма (патологическое оволосение). Так что мята, полезные свойства которой мы сейчас рассмотрели, может быть полезной многим и во многом.
Листья и траву убирают в начале цветения, в первой половине дня. Листья входят в состав желудочного и желчегонного сборов. Траву используют для получения эфирного масла и ментола, входящих в состав болеутоляющих и сердечных средств. Кроме того, листья и молодые побеги мяты используют как приправу в пищу.
Мелисса лекарственная — это многолетнее корневищное эфирномасличное растение, имеющее характерный лимонный запах, за что в народе получило второе название – мята лимонная. Четырехгранные ветвистые стебли, супротивные яйцевидные листья и мелкие белые или розоватые неправильные цветки по виду действительно чем-то напоминают мяту.
Цветет с июня по сентябрь и дает плод в виде четырех светло-бурых орешков.
Хорошо размножается черенкованием, делением куста, семенами, самосевом.
Когда растения достигнут 20-25 см высоты, и появятся бутоны, их следует прищипнуть, предотвратив цветение. Так будет увеличено боковое ветвление, и за летний период зелень можно будет срезать 2-3 раза.
В народной медицине мелисса известна как успокаивающее, болеутоляющее, противосудорожное и сердечное средство. Она способствует возбуждению аппетита, улучшает функцию желудочно-кишечного тракта, имеет слабо выраженный слабительный эффект, способна подавлять тошноту и рвоту, снимает боли и хорошо укрепляет нервную систему при систематическом применении, утоляет жажду.
Настой из листьев и верхушек с цветками растения принимают при одышке, астме, невралгиях различного происхождения, бессоннице, зубной боли, малокровии.
Настой хорошо снижает артериальное давление, снимает спазмы гладкой мускулатуры, помогает при желудочных и кишечных коликах, устраняя вздутие живота. Полоскание из отвара мелиссы применяют при воспалении десен и полости рта, а припарки из отвара используют при фурункулах.
Согласно греческой мифологии Мелисса – нимфа, дочь царя Мелиссея, кормила Зевса молоком и медом и должна была научить людей получать мед.
По другой легенде Мелисса была очень красивой женщиной и претендовала на первую любовницу богов. Однако богиням это не понравилось, и они превратили мелиссу в обычную пчелу.
У греков мелисса была объектом большого поклонения, о ней упоминается в сочинениях Теофраста ( 227 – 287 г.г. до н. э.), Вергилия Маро ( 70 – 19 г.г. до н. э) и других ученых далеких от нас эпох.
В XI в. французский учёный и врач Одо из Менав поэме «О свойствах растений» описывал целебные свойства мелиссы так:
«И при укусах различных немедля трава помогает,
если тотчас же укус покрывается тёртой травою.
Если же отвар из травы выпивается вовсе зелёным,
дизентерийным больным и больным животом помогает.
Он же при астме хорош и одышкой страдающих лечит,
язвы отвар очищает, суставам несёт облегчение.
С солью траву наложить —
исцеляет собачьи укусы».
Высоко ценил мелиссу Т. Парацельс (1493-1541), который приравнивал свойства мелиссы по силе действия к золоту и считал это растение лучшим из всего, что «рождает земля для сердца».
Парижские монахи – кармелиты готовили из листьев растения мелиссовую воду с добавлением листьев мяты, кожуры лимона, семян кориандра, орехов муската и корицы. Такой водой лечили заболевания нервной системы.
Средневековые маги и колдуны придавали мелиссе магическое значение. Мелисса входила в состав средства, используемого для уменьшения болей.
Противопоказания: прием мелиссы не рекомендуется в случае гипотонии. Также, используя для лечения мелиссу, следует отказаться от тех серьезных видов деятельности, где требуется хорошая психическая реакция, максимум внимания и концентрации, а также двигательной активности.
Польза мёда. Мед — натуральный продукт природы, который кроме высоких пищевых качеств и замечательного вкуса, обладает целым рядом профилактических и лечебных свойств. Мед широко использовался в народной медицине с древних времен, его называли «эликсиром молодости». Пифагор утверждал, что не дожил бы до 90 лет, если бы его не употреблял. Воспевал мед и Авиценна, говоря, что мед способствует пищеварению, придает бодрость, лечит кашель, восстанавливает память, сохраняет молодость. В древнем Египте медом лечили раны, применяли в косметических целях, и даже использовали его при консервации продуктов. На Руси традиционно медом лечили простудные и легочные заболевания, малокровие и истощение.
4. Приятного чаепития!
Обратите внимание на вазу с ветками калины.
Отдохнули, расслабились.
5. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните тему занятия (...), назовите те задачи, которые мы поставили в самом начале (...).
Как вы считаете, справились ли мы с задачами, которые поставили в начале урока (подробно выйти на каждую задачу)?
Вспомните ситуацию, в которую попали Миша, Лена, их мама и бабушка. Какие полезные советы по лечению вы им предложите?
- Пригодятся ли полученные на занятии знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от занятия?
Задание в парах. Нарисуйте рисунок мяты и мелиссы. Добавьте свое настроение к рисунку.
Молодцы.
6. Подведение итогов занятия. А теперь предлагаю вам ответить на вопросы письменного контроля, чтобы определить, насколько вы усвоили тему занятия.
7. Д/З: Составьте сказку о мяте или мелиссе.
8