kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коста Хетагуров и православие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Христианские мотивы в творчестве Коста Левановича Хетагурова

Цель: познакомить с христианскими мотивами в творчестве поэта, художника, основоположника осетинской художественной литературы.

 Объектом исследования является  живопись К.Л. Хетагурова, а также ряд его русскоязычных поэтических произведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Христианские мотивы Коста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ -ЛИЦЕЙ Г.ВЛАДИКАВКАЗ




Христианские мотивы в творчестве Коста Левановича Хетагурова



ОТКРЫТЫЙ УРОК-ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ-ЛИЦЕЙ Г.ВЛАДИКАВКАЗ СЫРХАЕВА АВРОРА КАУРБЕКОВНА










Г.ВЛАДИКАВКАЗ

2014 ГОД







Христианские мотивы в творчестве Коста Левановича Хетагурова

Цель: познакомить с христианскими мотивами в творчестве поэта, художника, основоположника осетинской художественной литературы.

Объектом исследования является живопись К.Л. Хетагурова, а также ряд его русскоязычных поэтических произведений

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.  К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

При всей известности Коста Хетагурова, его биография мало изучена, мало кто занимался его окружением, не говоря уже про религиозные взгляды. Как известно, поэт скончался задолго до революции, а после 1917 года многие из тех с кем он общался, оказались врагами для новой власти, многие страницы его жизни старались не вспоминать, в стороне оказались и духовные взгляды. Лишь сейчас исследователи начали всесторонне изучать его биографию, но многое уже потеряно, и сейчас все нужно изучать заново.

Многие публикации Хетагурова, написанные более ста лет назад, актуальны и сейчас. В его произведениях развиты вполне современные идеи, мысли и взгляды относительно воспитания и образования подрастающего поколения. . Несколько лет назад Международный астрономический союз занес в звездный каталог звезду, названную "Коста" - в память о поэте, художнике и мыслителе

Ученик :

Стремительно несется горный поток. Следуя вверх по течению, вы попадаете в ущелье.  глубине его, на скалистом островке, омываемом двумя горными речушками, как в сказочном сне, покоятся руины древнего аула Нар. Крошечные полуразрушенные сакли ютятся у подножий сторожевых башен, без слов рассказывающих о суровой старине. Более полутора веков назад, 15 октября 1859 года, здесь родился поэт Коста Леванович Хетагуров.


В яслях мы одних родились. Вырос ты со мной;
Вместе жили и трудились,
Бедный ослик мой! — писал позже Коста, рисуя условия горской жизни.

Его родина — Северная Осетия — крутые склоны Кавказского хребта, узкие, вьющиеся над пропастью дороги, глухой и бедный в прошлом край.
Отец Коста , прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции. Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковно-приходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию. Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств.

Мать- Мария Гавриловна Губаева-Хетагурова- была дочерью поручика русских войск. «Матери своей не помню, а отец постоянно был на службе …»-писал Коста о себе.

Перед смертью Мария Хетагурова , совсем еще молодая женщина, послала за доброй Чендзе Дзапаровой-Туаевой. Она уходила из жизни, рядом с умирающей лежал маленький Коста, заботу о котором взяла на себя Чендзе.

«Несмотря на то что , что отец и мать мои принадлежали к «сильным» и «большим» фамилиям в Нарской котловине, я все-таки родился в яслях, в хлеву. И вряд ли во всей Нарской котловине кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеву».

Учитель:

Коста через годы обращается к нам со словами, которые не только высоко поэтичны, но в них заложен и глубокий смысл духовно-нравственного воспитания. Эта тема актуальна и нам есть чему сегодня поучиться у великого осетинского поэта.

Ученик :

В центре города Алагир расположен Свято-Вознесенский собор, окруженный крепостной стеной с бойницами, издавна славившийся своей уникальной архитектурой. Он выполнен по древневизантийским канонам. Автором проекта собора, построенного из туфа, специально привезенного из Греции, был известный русский архитектор и художник князь Гагарин.

Во Владикавказе основным заработком Хетагурова стало выполнение многочисленных иконописных заказов (увы, время не пощадило его работы). В 1888-89 годах он расписывал Алагирский собор, и в этих росписях наиболее ярко проявился его· художественный талант. Образы святых поразительно схожи с реальными современниками художника, они теплы и человечны. В большой фреске «Голгофа» Коста достигает изумительной гармонии голубоватых тонов, в дымке которых чувствуется колорит родных гор, передаваемых Коста с большим умением.

Кисти Хетагурова принадлежали также тематические композиции («4 евангелиста», «12 апостолов», «Вознесение», «Троица») художественный орнамент на арках и столбах, ряд икон в иконостасе.

К сожалению, упоминаний об участии К.Л Хетагурова во внутреннем оформлении Свято-Вознесенского собора в документах или письмах не обнаружено, поэтому вопрос об его авторстве до сих пор остается открытым. Но ярко выраженные осетинские черты Девы Марии являются одним из подтверждений того, что роспись храма выполнял именно художник-осетин.

Ученик:

Говоря о живописи Коста, нельзя не упомянуть его картину «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии», которая, к сожалению, не дошла до нас. «С 28-го ноября по 7-ое декабря 1887 года во Владикавказском коммерческом клубе проходила выставка картин Коста. В центре внимания публики была картина «Святая равноапостольная Нина,

просветительница Грузии». Многие из посетителей

выставки просили у г. Хетагурова позволения зайти за перегородку, отделяющую картину от публики, и воочию убедиться, что Св. Нина действительно нарисована, а не представляет собой алебастровую статую… Но особенное внимание посетителей привлекало выражение глаз Св. Нины: взор ее, обращенный в пространство, так и светится глубоким, всецело охватывающим ее

вдохновением, святою верою».


Другие картины на религиозную тему –«Скорбящий ангел» , «Моление о чаше» сохранились.



Ученик :

Стремясь к просвещению родного осетинского народа, Коста берется за перевод на осетинский язык Евангелие от Матфея. Перевод Евангелия на осетинский язык имел для Коста огромное значение. « …с переизданием Евангелия раз и навсегда установить алфавит, который по своей простоте и изяществу несомненно даст возможность да правильную орфографию. (для осетин) – писал он Цаликовой в 1899 году.- Стесняет меня только то, что в осетинском языке нет точно соответствующих слов и выражений некоторым словам и выражениям в Евангелии, и проверить их не на чем….»

Характерной чертой поэзии Хетагурова является стремление автора к высшим христианским ценностям. Вера в Бога воспринимается им как последнее убежище, оплот отвергнутой, мятущейся души, которая нигде не находит ни покоя, ни понимания. В стихотворении «Картинка» поэт передает состояние одинокого умирающего человека через слабое мерцание лампады «в переднем углу, пред иконой святой».(Чтение стихотворения)

Ученик:

К.Л. Хетагуров с самого рождения находился в религиозной обстановке, где обращение к Богу было естественным жизненным обстоятельством, об этом говорит стихотворение «Воспоминание».(Чтение стихотворения) В данном случае христианские идеалы тесно переплетаются с образом старой няни, которая «то ласкала меня, то молилась, то чутко дремала, когда я дремал…» .Прототипом для создания образа заботливой сиделки стала Чендзе Дзапарова-Туаева, кормилица Хетагурова, в доме которой он провел свое детство. Нежная забота, сострадание, любовь, проявляемые по отношению к заболевшему ребенку, неотделимы от веры в Господа, на которого уповала женщина в своих стараниях облегчить страдания больного. Для нее Христос – неизменный спутник не только в испытаниях, но и в радости.


Ученик:

Мало кто знает, что очень важным событием в жизни Коста Хетагурова явилось то, что ему посчастливилось иметь духовного отца, наставника, руководителя в его духовно-нравственном становлении как человека, как православного христианина. Таким человеком был протоиерей о. Антоний Чаленко, который более 25 лет был законоучителем в Ставропольской гимназии и настоятелем гимназической церкви. На его смерть поэт написал трогательное лирическое стихотворение. «На могиле о.Антония Чаленко».(Чтение стихотворения)

Ученик :

Коста Хетагуров, рожденный в яслях, в хлеву, ощутил духовное родство с тем, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково — Мариями. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки, жизни в Пятигорске. Коста проникается великой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания. В сознании Хетагурова Христос присутствует как высшая ценность, как идеал. Он олицетворяет собой всепрощение и беспримерную любовь к людям, ко всему человечеству. Каждое обращение к образу Иисуса Христа проникнуто у поэта пониманием огромной ценности принесенной жертвы и ненавистью к предавшим Его. Богом «любви и всепрощенья» называет автор Иисуса в стихотворении «Страстная неделя». (Чтение стихотворения)


Ученик:

Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив. Этот великий праздник занимал в жизни поэта значительное место. В кругу передовой интеллигенции Пасха широко праздновалась и воспринималась как начало новой жизни, возвеличивание братского единения и любви, торжество цветения и солнечного света. Все высшие ценности Хетагурова — свобода, равенство, братство, любовь — связываются с этим праздником. Характерно, что отношение Хетагурова к празднику Пасхи не изменилось на протяжении всей его жизни. Искренней радостью, ликованьем наполнено стихотворение «Христос воскрес!»

Христос для Хетагурова — это не просто объект почитания, но и пример для подражания; он «бог любви и всепрощенья», совершивший свой подвиг во имя любви и ради людей. (Чтение стихотворения)

Из письма Коста к Ю.Цаликовой: « Все стихотворение вы прочитаете в посмертном издании полного собрания сочинений Вашего непутевого Коста. Привет и низкий поклон всем. Написал я «Нерукотворный лик Христа» для образца .Вышел очень удачный, я вправил его в широкую золотую раму и повесил над рабочим столом» .

Ученик :

Земной жизни Христа посвящена поэма Хетагурова «Се человек» (1895). Здесь Иисус предстает перед читателем гордым и мужественным, абсолютно осознанно и спокойно принимающим свой жребий. В этом произведении мы видим Его обладающим достаточной силой, чтобы усмирить толпу одним взглядом.

Поистине знаковым в творчестве Хетагурова является стихотворение «Когда тебя, мой друг…» Здесь поэт приравнивает страдания Христа к страданиям народа. Для него это высшая степень боли, рядом с которой личные переживания человека,

будь то физическое нездоровье или душевные раны, становятся абсолютно несущественными:

Когда тебя, мой друг,

Порой гнетет недуг

И не находишь облегченья,

Ты вспомни о Христе, –

Страданья на кресте

Ослабят вмиг твои мученья…

Ученик :

Упоминание о Христе в творчестве Коста показывает, насколько его образ был значим в ценностном мировосприятии Хетагурова, в его критериях оценки окружающей действительности.

Особое внимание нужно уделить стихотворению « Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене» (Чтение стихотворения)

Ученик :

Присутствие христианских ценностей значительно обогащает творчество Хетагурова, приближая его к деятелям мировой литературы первого ряда. Православная поэзия Пушкина, Лермонтова, Тютчева, живопись Иванова, Крамского, Репина, духовная музыка Чайковского – все, чем по праву гордилась и гордится русская культура, вошло в плоть и кровь К Хетагурова. Стихотворение «Я не пророк…» имеет серьезное православное значение в творчестве Коста, тематически перекликается с «Пророком» Пушкина и Лермонтовским «Пророком».

Ученик ­­­­­­­­­­­:

Из письма сестры поэта Ольги Кайтмазовой Гиго Дзасохову :

«Нужно видеть этого взрослого, беспомощного ребенка с трясущимися руками, вздрагивающими мускулами,. Нужно вглядеться в его большие глаза , глядящие доверчиво, ласково, но вопросительно, будто силящиеся что-то вспомнить, понять…У Коста совершенно отнялись ноги, и он не может ходить. Говорит тоже плохо, так что я больше угадываю его. Довольно ясно приветствует всех только одной фразой : «Не фсымарта, карадзи уарзга царут» (братья, живите в любви к друг другу) С ней на устах он, верно, и умрет»..

Учитель:

Меньше всего Коста думал о себе. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне - село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.











Литература

1. Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия [Текст] / С.

Мальцев. – Владикавказ: Проект пресс, 2005. – 32 с.

2. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного

творчества [Текст]

3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах

[Текст] / Ш.Ф. Джикаев. – Владикавказ, 1999..

4.Коста и православие. Издательство «Олимп» г.Владикавказ,2006

5. Коста Хетагуров. Весь мир -мой храм, любовь -моя святыня. Стихотворения и поэмы. Перевод с осетинского.-Москва.1989



Звезда по имени Коста | Православный журнал ''Фома''

foma.ru/zvezda-po-imeni-kosta.htm

Религия Осетин - КОСТА ХЕТАГУРОВ-ОСЕТИНСКАЯ ЛИРА

antorcha.narod.ru/rel.htm



5


Просмотр содержимого презентации
«Коста Хетагуров и православие»

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, Вселенная — отечество мое...

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,

Вселенная — отечество мое...

Основные вопросы проекта:  1. Являются ли необходимыми, нужными в современной школе понятия сострадание и искренность? Что об этом писал Коста Хетагуров?     2. Может ли быть “ чужое горе своим ” ?      3. Может ли быть значимо, актуально в XXI веке почитание старших, учителя? Как Коста Хетагуров отвечал на эти вопросы?      4. Как вы думаете, можно ли в наше время бескорыстно любить, уважать друг друга?      5. Как отразились в поэзии и живописи Коста Хетагурова понятия любви, уважения и сострадания?      6. Можно ли делать вывод о том, что прочтение, изучение, анализ произведений Коста Хетагурова способствуют воспитанию духовности, нравственности?  

Основные вопросы проекта:

1. Являются ли необходимыми, нужными в современной школе понятия сострадание и искренность? Что об этом писал Коста Хетагуров?   2. Может ли быть “ чужое горе своим ” ?    3. Может ли быть значимо, актуально в XXI веке почитание старших, учителя? Как Коста Хетагуров отвечал на эти вопросы?    4. Как вы думаете, можно ли в наше время бескорыстно любить, уважать друг друга?    5. Как отразились в поэзии и живописи Коста Хетагурова понятия любви, уважения и сострадания?    6. Можно ли делать вывод о том, что прочтение, изучение, анализ произведений Коста Хетагурова способствуют воспитанию духовности, нравственности?  

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают.              Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ (Из письма Гаппо Баеву)

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают.             Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...

К. ХЕТАГУРОВ (Из письма Гаппо Баеву)

В яслях мы одних родились.  Вырос ты со мной;  Вместе жили и трудились,  Бедный ослик мой!

В яслях мы одних родились. Вырос ты со мной; Вместе жили и трудились, Бедный ослик мой!

Весь мир - мой храм,  Любовь - моя святыня,  Вселенная - отечество мое. 

Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое. 

Свято-Вознесенский собор  Собор в честь Вознесения Господа Иисуса Христа
  • Свято-Вознесенский собор Собор в честь Вознесения Господа Иисуса Христа
Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

Картина была нарисована на доске. После выставки была отправлена в Тифлис заказчику в пансион «Святая Нина» и больше о ней ничего не известно. Сохранилась только газета с ее изображением. «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» Газета «Северный Кавказ» 1887год 10 декабря № 97

Картина была нарисована на доске. После выставки была отправлена в Тифлис заказчику в пансион «Святая Нина» и больше о ней ничего не известно.

Сохранилась только газета с ее изображением.

«Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии»

Газета «Северный Кавказ» 1887год 10 декабря № 97

Газета «Терские ведомости» в 23-м номере от 18 марта 1888 года писала :  « Выражение скорби на лице ангела так естественно, что заглавия излишни. Она как живая и положительно всех приводит в восторг  . Произведение г. Хетагурова может удовлетворить любой изящный вкус и служить украшением христианской церкви». «Скорбящий ангел»

Газета «Терские ведомости» в 23-м номере от 18 марта 1888 года писала :

« Выражение скорби на лице ангела так естественно, что заглавия излишни.

Она как живая и положительно всех приводит в восторг  . Произведение г. Хетагурова может удовлетворить любой изящный вкус и служить украшением христианской церкви».

«Скорбящий ангел»

«Моление о чаше»

«Моление о чаше»

В Доме-музее Коста Хетагурова

В Доме-музее Коста Хетагурова

Коста Хетагуров, рожденный в яслях, в хлеву, ощутил духовное родство с тем, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково — Мариями.

Коста Хетагуров, рожденный в яслях, в хлеву, ощутил духовное родство с тем, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково — Мариями.

В Доме – музее Коста Хетагурова .

В Доме – музее Коста Хетагурова .

Отличительной чертой образа Христа в поэме « Се человек » является сила. Это сила духа, которую обнаруживает Иисус, идя на казнь, это сила любви, которая проявлялась как по отношению к ученикам, так и к раненому воину и требующей крови толпе, это сила, способная усмирить страсти и покорить людей своей воле.

Отличительной

чертой образа Христа в поэме « Се человек » является сила. Это сила

духа, которую обнаруживает Иисус, идя на казнь, это сила любви, которая проявлялась

как по отношению к ученикам, так и к раненому

воину и требующей крови толпе, это сила, способная усмирить страсти

и покорить людей своей воле.

Здесь были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только избранных, заслуженных. Особенно престижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста Хетагурова. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская).

Здесь были погребены лучшие представители осетинской интеллигенции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только избранных, заслуженных. Особенно престижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста Хетагурова.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская).

Литература  1. Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия [Текст] / С. Мальцев. – Владикавказ: Проект пресс, 2005. – 32 с. 2 . Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества [Текст] 3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах [Текст] / Ш.Ф. Джикаев. – Владикавказ, 1999.. 4.Коста и православие. Издательство «Олимп» г.Владикавказ,2006 Интернет-ресурсы  Свято-Вознесенский собор (Алагир) — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Вознесенский_собор_(Алагир Фотографии из личного архива

Литература

1. Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия [Текст] / С.

Мальцев. – Владикавказ: Проект пресс, 2005. – 32 с.

2 . Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного

творчества [Текст]

3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах

[Текст] / Ш.Ф. Джикаев. – Владикавказ, 1999..

4.Коста и православие. Издательство «Олимп» г.Владикавказ,2006

Интернет-ресурсы

Свято-Вознесенский собор (Алагир) — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Вознесенский_собор_(Алагир

Фотографии из личного архива


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коста Хетагуров и православие.

Автор: Сырхаева Аврора Каурбековна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства