kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Сосна - индикатор чистоты воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о роли сосен в экосистемах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сосна - индикатор чистоты воздуха"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 1»  г. Алексин Тульская область      Исследовательский проект  «Сосна обыкновенная – индикатор чистоты воздуха»  Направление: естественнонаучное     Выполнили:  Группа учащихся 6А класса  Сафонова Ирина (12 лет)  Сазонова Александра (12 лет)  Грудинина Анна (12 лет)   Руководитель:  учитель географии и химии,  руководитель экологического  кружка «Родничок»  Лыткина Маргарита Алексеевна    г. Алексин  2015-2016 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Алексин Тульская область Исследовательский проект «Сосна обыкновенная – индикатор чистоты воздуха» Направление: естественнонаучное Выполнили: Группа учащихся 6А класса Сафонова Ирина (12 лет) Сазонова Александра (12 лет) Грудинина Анна (12 лет) Руководитель: учитель географии и химии, руководитель экологического кружка «Родничок» Лыткина Маргарита Алексеевна г. Алексин 2015-2016 учебный год

сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики»

сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики»

Проблемы исследования Определение экологического состояния и качества воздуха в лесной зоне микрорайона Бор города Алексина по состоянию хвои сосны обыкновенной, рассмотреть возможные причины загрязнения воздуха.

Проблемы исследования

Определение экологического состояния и качества воздуха в лесной зоне микрорайона Бор города Алексина по состоянию хвои сосны обыкновенной, рассмотреть возможные причины загрязнения воздуха.

Цели и задачи исследования  Цель -  по состоянию хвои сосны обыкновенной, оценить степень загрязненности воздуха в на 4-х ключевых участках лесного массива соснового бора в нашем микрорайоне, оценить их географическое положение и рассмотреть возможные причины загрязнения воздуха. Задачи: 1. Определить ключевые участки и их расположение относительно крупных предприятий города. 2. Изучить вид Сосны обыкновенной, способы определения возраста растений, значение и особенности данного вида. 3. Произвести отбор проб хвои для биодиагностики чистоты воздуха. 4. Выявить воздействие загрязнений воздуха химическими веществами на состояние хвои.

Цели и задачи исследования

Цель - по состоянию хвои сосны обыкновенной, оценить степень загрязненности воздуха в на 4-х ключевых участках лесного массива соснового бора в нашем микрорайоне, оценить их географическое положение и рассмотреть возможные причины загрязнения воздуха.

Задачи:

1. Определить ключевые участки и их расположение относительно крупных предприятий города.

2. Изучить вид Сосны обыкновенной, способы определения возраста растений, значение и особенности данного вида.

3. Произвести отбор проб хвои для биодиагностики чистоты воздуха.

4. Выявить воздействие загрязнений воздуха химическими веществами на состояние хвои.

Этапы работы 1 этап – теоретический . Изучение теоретических основ и методик биодиагностики в условиях работы экологического кружка. Работа с литературными источниками по изучению видовых характеристик Сосны обыкновенной. 2 этап – подготовительный . Подготовка к работе в полевых условиях: сбор оборудования и изучение методов работы с ним, разработка опорных таблиц.  3 этап – практический . Работа на объекте. 4 этап – обработка результатов исследований , формулировка выводов по результатам исследования, оформление работы.

Этапы работы

1 этап – теоретический . Изучение теоретических основ и методик биодиагностики в условиях работы экологического кружка. Работа с литературными источниками по изучению видовых характеристик Сосны обыкновенной.

2 этап – подготовительный . Подготовка к работе в полевых условиях: сбор оборудования и изучение методов работы с ним, разработка опорных таблиц.

3 этап – практический . Работа на объекте.

4 этап – обработка результатов исследований , формулировка выводов по результатам исследования, оформление работы.

Описание сосны обыкновенной Хвойное дерево сосна обыкновенная Ботаническое название: сосна обыкновенная (Pinus silvestris) Родина: Сибирь, Урал, Европа Освещение: светолюбивая Почва: песчаная, супесчаная Максимальная высота : 40 м Средняя продолжительность жизни: 200 лет Размножение: семенами, прививкой

Описание сосны обыкновенной

Хвойное дерево сосна обыкновенная

Ботаническое название: сосна обыкновенная (Pinus silvestris)

Родина: Сибирь, Урал, Европа

Освещение: светолюбивая

Почва: песчаная, супесчаная

Максимальная высота : 40 м

Средняя продолжительность жизни: 200 лет

Размножение: семенами, прививкой

Ареал сосны обыкновенной

Ареал сосны обыкновенной

Применение сосны обыкновенной

Применение сосны обыкновенной

Практическая часть

Практическая часть

Анализ карты Алексина, розы ветров. Определение возможных рисков.

Анализ карты Алексина, розы ветров. Определение возможных рисков.

Определение ключевых участков Для проведения биодиагностики нами были выбраны 4 ключевых участка, располагающиеся по периметру лесного массива; с них осуществлялся отбор хвои. Участки №1 и №3 – прилежат к берегу Оки. Участки №2 и №4 – прилежат к жилым районам микрорайона Бор.

Определение ключевых участков

Для проведения биодиагностики нами были выбраны 4 ключевых участка, располагающиеся по периметру лесного массива; с них осуществлялся отбор хвои.

Участки №1 и №3 – прилежат к берегу Оки.

Участки №2 и №4 – прилежат к жилым районам микрорайона Бор.

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы

Отчеты по ключевым участкам   Результаты  обследования состояния хвои Сосны обыкновенной  для оценки загрязненности атмосферы Дата отбора проб 16.10.15 Дата обследования 19.10.15 Участники – члены экологической группы «Родничок» Руководитель группы М. А. Лыткина

Отчеты по ключевым участкам

Результаты

обследования состояния хвои Сосны обыкновенной

для оценки загрязненности атмосферы

Дата отбора проб 16.10.15

Дата обследования 19.10.15

Участники – члены экологической группы «Родничок»

Руководитель группы М. А. Лыткина

УЧАСТОК №1 № Повреждение и усыхание хвоинок 1 Количество хвоинок Общее число обследованных хвоинок 2 3 Всего % 95 Количество хвоинок с пятнами в верхней части 4 Количество хвоинок с пятнами по всей длине 4 100% 4,21% 1 Количество хвоинок с частичным усыханием 5 1% 12 Количество хвоинок с усыханием наполовину 6 12,63% 6 Количество полностью сухих хвоинок 6,31% 6 6,31% УЧАСТОК №2 № 1 Повреждение и усыхание хвоинок Количество хвоинок 2 Общее число обследованных хвоинок Всего % 3 116 Количество хвоинок с пятнами в верхней части 4 100% 20 Количество хвоинок с пятнами по всей длине 5 Количество хвоинок с частичным усыханием 3 17,23% 2,59%     6 Количество хвоинок с усыханием наполовину   59 Количество полностью сухих хвоинок 50,86% 57 49,14%

УЧАСТОК №1

Повреждение и усыхание хвоинок

1

Количество хвоинок

Общее число обследованных хвоинок

2

3

Всего %

95

Количество хвоинок с пятнами в верхней части

4

Количество хвоинок с пятнами по всей длине

4

100%

4,21%

1

Количество хвоинок с частичным усыханием

5

1%

12

Количество хвоинок с усыханием наполовину

6

12,63%

6

Количество полностью сухих хвоинок

6,31%

6

6,31%

УЧАСТОК №2

1

Повреждение и усыхание хвоинок

Количество хвоинок

2

Общее число обследованных хвоинок

Всего %

3

116

Количество хвоинок с пятнами в верхней части

4

100%

20

Количество хвоинок с пятнами по всей длине

5

Количество хвоинок с частичным усыханием

3

17,23%

2,59%

 

6

Количество хвоинок с усыханием наполовину

 

59

Количество полностью сухих хвоинок

50,86%

57

49,14%

УЧАСТОК №3 № Повреждение и усыхание хвоинок 1 2 Количество хвоинок Общее число обследованных хвоинок Количество хвоинок с пятнами в верхней части 3 205 Всего % 100% 4 18 Количество хвоинок с пятнами по всей длине 5 Количество хвоинок с частичным усыханием 5 8,78% 2,44%     Количество хвоинок с усыханием наполовину 6   2 Количество полностью сухих хвоинок 0,98% 21 10,24% УЧАСТОК №4 1 Общее число обследованных хвоинок 2 210 3 Количество хвоинок с пятнами в верхней части 4 100% 154 Количество хвоинок с пятнами по всей длине 5 Количество хвоинок с частичным усыханием 73,33% 31 6 Количество хвоинок с усыханием наполовину 14,76%   123 58,57% 18 Количество полностью сухих хвоинок 8,57% 3 1,43%

УЧАСТОК №3

Повреждение и усыхание хвоинок

1

2

Количество хвоинок

Общее число обследованных хвоинок

Количество хвоинок с пятнами в верхней части

3

205

Всего %

100%

4

18

Количество хвоинок с пятнами по всей длине

5

Количество хвоинок с частичным усыханием

5

8,78%

2,44%

 

Количество хвоинок с усыханием наполовину

6

 

2

Количество полностью сухих хвоинок

0,98%

21

10,24%

УЧАСТОК №4

1

Общее число обследованных хвоинок

2

210

3

Количество хвоинок с пятнами в верхней части

4

100%

154

Количество хвоинок с пятнами по всей длине

5

Количество хвоинок с частичным усыханием

73,33%

31

6

Количество хвоинок с усыханием наполовину

14,76%

123

58,57%

18

Количество полностью сухих хвоинок

8,57%

3

1,43%

Анализ карты Алексина, розы ветров. Определение возможных рисков.

Анализ карты Алексина, розы ветров. Определение возможных рисков.

Анализ результатов биодиагностики

Анализ результатов биодиагностики

Результаты работы 1. Удалось подробно изучить вид Сосны обыкновенной, значение и особенности данного вида. 2. Удалось освоить и опробировать новую методику биодиагностики чистоты атмосферного воздуха по хвое сосны. 3. Проанализировав карту города, расположение предприятий и определив ключевые участки и их расположение относительно крупных предприятий города, мы предположили, что наибольшему влиянию загрязнений воздуха будет подвержена прибрежная полоса лесного массива. 4. Был произведен отбор проб хвои для биодиагностики чистоты воздуха, обработаны результаты отбора проб. 5. Нам удалось доказать, что предприятиями города осуществляются выбросы вредных веществ, и это воздействие проявляется в различных повреждениях хвои Сосны обыкновенной.

Результаты работы

1. Удалось подробно изучить вид Сосны обыкновенной, значение и особенности данного вида.

2. Удалось освоить и опробировать новую методику биодиагностики чистоты атмосферного воздуха по хвое сосны.

3. Проанализировав карту города, расположение предприятий и определив ключевые участки и их расположение относительно крупных предприятий города, мы предположили, что наибольшему влиянию загрязнений воздуха будет подвержена прибрежная полоса лесного массива.

4. Был произведен отбор проб хвои для биодиагностики чистоты воздуха, обработаны результаты отбора проб.

5. Нам удалось доказать, что предприятиями города осуществляются выбросы вредных веществ, и это воздействие проявляется в различных повреждениях хвои Сосны обыкновенной.

Программа действий 1. В следующем году использовать еще одну методику биодиагностики загрязненности атмосферы по ежегодному приросту деревьев по высоте, который на загрязненных участках может быть на 20 — 60% ниже, чем на контрольных. 2. Возможно информирование санитарных служб города о состоянии соснового бора. 3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием других лесных массивов. 4. Выявление новых зон влияния предприятий в микрорайоне школы и за его пределами. 5. Экологическое просвещение населения.

Программа действий

1. В следующем году использовать еще одну методику биодиагностики загрязненности атмосферы по ежегодному приросту деревьев по высоте, который на загрязненных участках может быть на 20 — 60% ниже, чем на контрольных.

2. Возможно информирование санитарных служб города о состоянии соснового бора.

3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием других лесных массивов.

4. Выявление новых зон влияния предприятий в микрорайоне школы и за его пределами.

5. Экологическое просвещение населения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Сосна - индикатор чистоты воздуха"

Автор: Лыткина Маргарита Алексеевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388048


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства