Исследовательская работа "Мемориальный комплекс павшим героям под Хулхутой"
Исследовательская работа "Мемориальный комплекс павшим героям под Хулхутой"
1.Введение.
Прошло уже почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
Тема моей исследовательской работы: «Мемориальный комплекс под Хулхутой»
Актуальность работы:
В нашей Республике Калмыкия есть не так уж и мало памятников, посвященных героям войны. Памятник, о котором я хочу рассказать, расположен на территории села Хулхута. В ходе работы я попытался узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе был создан этот мемориальный комплекс, какую роль они играет в жизни хулхутинского и калмыцкого народа в целом.. Объект исследования: Великая Отечественная война.
Предмет исследования: памятник «Мемориальный комплекс павшим героям» в Великой Отечественной войне под Хулхутой.
Гипотеза. Я предполагаю, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений.
Цель исследования: восстановить историю создания памятника в районе Хулхуты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Организовать сбор иллюстративного материала по теме.
2.Определить дату создания памятника, авторов создания Мемориального комплекса.
3.Узнать, в честь кого он был создан.
4.Выяснить, какую роль играют памятники в жизни нашего села.
1.Сбор материала: фотографии, информация в интернете и из библиотеки, а также беседа со взрослыми, которые располагают сведениями. 2.Обработка собранных материалов: сканирование фотографий, отбор материала по направлениям. 3.Анализ полученных данных. 4.Оформление работы, презентации к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Сбор материала: фотографии, информация в интернете и из библиотеки, а также беседа со взрослыми, которые располагают сведениями.
2.Обработка собранных материалов: сканирование фотографий, отбор материала по направлениям.
3.Анализ полученных данных.
4.Оформление работы, презентации к ней.
«Армия двадцать восьмаяКрепла в жестоких боях.Родину-мать защищая,Славу стяжала в веках.Армия двадцать восьмаяКлятве священной верна,С честью свой долг исполняя, Стала гвардейской она!...»
Хулхута — сельский населенный пункт в Яшкульском районе Калмыкии.В годы войны именно здесь проходила линия фронта. В 1942 году посёлок был кратковременно оккупирован. В ходе упорных боёв освобождён 21 ноября 1942 года. Здесь под Хулхутой в 1942 году, во время ожесточенных боев за Сталинград была сформирована 28 Армия, с боями дошедшая от берегов Волги до Берлина, освобождавшая Прагу.
Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Калмыкией и Астраханью, которая имела ключевое значение для экономики страны как стратегический узел коммуникаций.Через Астрахань шел основной грузопоток продукции производимой на Кавказе: нефть, марганец, уголь, ферросплавы, боеприпасы, самолеты, минометы, автоматы, запчасти для военной техники и знаменитых «Катюш». Через Астрахань шли также и стратегические грузы из-за рубежа. В случае перехвата астраханских транспортных коммуникаций (речного пути по Волге, железной дороги до Саратова и шоссе до Сталинграда) военная экономика СССР могла оказаться на грани коллапса.Однако для Красной Армии, также как и для вермахта, еще большее значение имела нефть: без бензина и мазута не могли плавать корабли, летать самолеты, ездить бронетехника и автомашины, возникли бы серьезные проблемы с доставкой на фронт боеприпасов и продовольствия, вывозом раненых.Астрахань была своего рода аортой. Калмыкия же представляла для врага огромный источник мяса, шерсти, овчины, кожи, зерна, хлопка и лошадей.
12 августа 1942 г. – фашисты овладели Элистой, столицей Калмыкии.14 августа 1942 г. – захвачен п. Улан-Эрге.31 августа 1942 г. – в Астрахани сформирована боеспособная группировка, получившая наименование 28-я Армия (первого формирования).27 августа 1942 г. – немецкая 16-я моторизованная дивизия «Бурый медведь» начала наступление на Астрахань через п. Яшкуль.28 августа 1942 г. – немцы захватили п. Яшкуль.29 августа 1942 г. – противник захватил п. Утта.30 августа 1942 г. – враг остановлен на Хулхутинском рубеже.21 ноября 1942 г. – освобождена Хулхута.22 ноября 1942 г. – освобожден п. Утта.29 декабря 1942 г. – освобожден п. Яшкуль.31 декабря 1942 г. – освобождена столица Калмыкии г. Элиста.21 января 1943 г. – территория Калмыкии полностью освобождена от немецко- фашистских захватчиков.
Мемориальный комплекс, состоящий из обелиска и нескольких братских могил, построен на возвышении, которое расположено на левой стороне дороги Астрахань-Элиста примерно в 2 километрах от Хулхуты.К обелиску ведёт лестница с несколькими проёмами. В подножии лестницы установлен информационный памятный знак в виде широкого прямоугольника с надписью на красном фоне:Славным защитникам РодиныОт трудящихся Калмыцкой АССР
Внутри обелиска по обе стороны сквозного прохода находятся ниши, в которых размещены информационные таблички с наименованиями воинских формирований, участвовавших в сражении при Хулхуте.На правой стороне от обелиска находятся несколько братских могил, в которых похоронены павшие воины 28-й армии, останки которых обнаружены в наше время поисковыми отрядами. При могилах установлены таблички с именами погибших.Памятник был установлен в 1982 году. Авторы мемориала — скульптуры Н. Х. Бораев, С. Е. Курнеев, В. Б. Гиляндиков, Э. Э. Лиджи-Горяев, М. Б. Пюрвеев.
Ежегодно на хулхутинскую землю из Астрахани и Элисты приезжают ветераны Великой Отечественной войны, представители молодёжных организаций и религиозные деятели, чтобы почтить память погибших воинов 28-й Армии.
В боях под Хулхутой обессмертила свое имя московская комсомолка медсестра Наталья Качуевская. Здесь повторил подвиг Александра Матросова комсомолец Забуров. Своей героической смертью бесстрашный воин помог подразделению выполнить боевой приказ.За родную землю и родную Элисту боролись сыны и дочери Калмыкии, служившие в различных частях и соединениях 28 армии.
Вечная память героям…
Ассоциация поисковых отрядов «Калмыкия», поисковый отряд «Санл» УФССП России по Республике Калмыкия ведут раскопки и по сей день. Находят останки солдат, их личные вещи и фрагменты писем-треуголок, значки, боеприпасы. Хоронят останки в братские могилы.«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»Суворов А.В.
Практическая значимость работы.
1. Собранная информация может быть полезна всем, кто интересуется краеведением.
2.Материал данного проекта можно использовать на классных часах , уроках краеведения, при проведении часов общения, мероприятий патриотического направления.
Выводы:
Мое предположение, что памятники способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось . Вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния-символы славы, несокрушимости, величия нашего солдата.
Закончилась работа. Я узнал много нового из истории своей малой Родины. Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину не жалея себя.