Актуальность работы заключается в том, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, его необходимо изучать, передавать свои знания из поколения в поколения.?Опросив пожилых людей нашего села, мною сделан вывод, что наши предки особо не занимались резьбой, а использовали кость моржа для бытовых нужд. Например, делали гребешки, кибасья для сеток, тугурки для алыков, пуговицы, бусы и т.д.В 2010 году русскоустьинцы, прибывшие посетить свою малую родину на старом месте села, в 30 километрах выше по Индигирке. Случайно зачерпнутая горсть земли с берега хранила эту уникальную находку- шахматную фигурку, изготовленную из моржовой кости.В соответствии с целью реферата мною были изучены исторические сведении о нашем селе, малочисленной группы, познакомился с декоративно-прикладным искусством народов.
Просмотр содержимого презентации
«Петренко Леонид 9 класс»
Исследовательская работа
Тема:
«Использование Русско-Устьинских мотивов по резьбе из кости»
Выполнил: Петренко Леонид
Ученик 9 класса
Научный руководитель: Киселева Наталья Прокопьевна
2012г
Актуальность работы заключается в том, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, его необходимо изучать, передавать свои знания из поколения в поколения.
Информация, собранная мною из многих источников литературы, сети Интернет может использоваться как моими одноклассниками, так и учениками других классов.
- Цель моей работы - исследование национальных традиций и обычаев Русскоустьинцев одного из малочисленных народов Крайнего Севера с точки зрения возможности их использования развития художественного промысла резьбы из кости мамонта.
- Объектом изучения в моей работе является мой родной поселок как территория современного бытования традиций , а предметом –поделки из костей.
задачи:
- рассмотреть географический, природный и историко-культурный потенциал с. Русское Устье
- изучить особенности национальной культуры русско-устинцев, как одного из малочисленных народов Крайнего Севера;
- проанализировать тематику Русско-Устьинских мотивов в резьбе из кости.
гипотеза: из изученных документов существует исторический факт, что наш народ занимался резьбой из моржовой кости. Если начать развивать этот промысел, то на свет может появиться (возродится) новый вид народного искусства Русско-Устьинцев.
Основу традиционного хозяйства русскоустьинцев составляет рыболовство и песцовый промысел. Ни коневодство, ни оленеводство не укладывалось в традиции оседлой земледельческой русской культуры, поэтому вместо оленьей, как у северных народов, русскоустьинцы использовали только собачьи упряжки. Старожилы Индигирки строили дома из плавникового леса с плоской крышей, на местах рыбной ловли строили летние дома. В устном народном творчестве сохранялись многие архаичные произведения русского фольклора — былины, песни, сказки. Русскоустьинцы в большинстве своём были неграмотны, но были среди них и грамотеи, хранившие церковные книги, которые передавали по наследству и учившие по ним своих детей чтению. Жители села знали шахматы и умели играть в них, об этом свидетельствуют древние находки сделанные в наше время. 2010 году была найдена шахматная фигура из моржовой кости.
- Опросив пожилых людей нашего села, мною сделан вывод, что наши предки особо не занимались резьбой, а использовали кость моржа для бытовых нужд. Например, делали гребешки, кибасья для сеток, тугурки для алыков, пуговицы, бусы и т.д.
В 2010 году русскоустьинцы, прибывшие посетить свою малую родину на старом месте села, в 30 километрах выше по Индигирке. Случайно зачерпнутая горсть земли с берега хранила эту уникальную находку- шахматную фигурку, изготовленную из моржовой кости.
- Ведь не факт, что наши люди играли в шахматы. Если это действительно так, то почему не найдены еще фигурки?
- Опросив старожил нашего села, был сделан еще один вывод. Это не шахматная фигурка, а оберег дома (избы). Люди были суеверны, и чтобы оградить свой дом, семью от различных невзгод, они вырезали такие обереги и ставили их в такое место, где их не видно.
- В 20—30-х годах художественная резьба по кости в Якутии была близка к исчезновению, сохраняясь только в творчестве отдельных мастеров. В массе же производились предметы нехудожественные, имевшие чисто утилитарный характер. Древние традиции постепенно забывались. Меняется и сам характер косторезного искусства. Если ранее оно было плодом коллективного по своему опыту, традициям творчества, то теперь приобрело индивидуальный характер. Такая тенденция сохраняется и в дальнейшем, хотя, конечно, народные основы искусства резьбы по кости продолжают жить.
- Таким необычны, увлекательным делом занялся мой папа. Можно сказать, что это его хобби. Вечерами, в свободное от работы время, он садиться за свое любимое дело. Поделки из мамонтовой кости он сделал очень много. Их он дарит своим знакомым и друзьям. Я предложил ему вести каталог своих поделок. Ведь интересно, сколько он их сделает, как их назовет и кому он их подарит. Так, со временем, можно сделать выставку его коллекции. Я надеюсь, что к юбилею нашего села ему будет что показать.
В соответствии с целью реферата мною были изучены исторические сведении о нашем селе, малочисленной группы, познакомился с декоративно-прикладным искусством народов.
При работе над рефератом я многое узнал о народах Крайнего Севера, их творчестве и традиций. Считаю, что каждый народ должен сохранять свои традиции, в том числе и мы русские, передавать их из поколения в поколения – ведь это история народов Сибири, Крайнего Севера наших предков.