kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках реализации ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у общеобразовательных организаций зафиксирована компетенция и обязанность - оказывать помощь родителям в воспитании ребенка. Так же и в «Концепции профессионального стандарта учителя» (п.4.2 ст.14)говорится,что учитель должен уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. Таким образом, партнерство между семьёй и школой призвано воплотить законные права и интересы родителей учащихся, а также возместить недостатки родительской компетентности, тем самым, формируя новое качество образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  начальная школа № 12 р. п. Ильиногорска  Володарского района Нижегородской области Карталова Елена Валерьевна 1973 года рождения  Образование : высшее Должность : учитель начальных классов Место работы : МБОУ НШ № 12 Адрес : Володарский район, рп.  Ильиногорск, ул. Угарова 8 Стаж педагогической деятельности : 27 лет Категория : высшая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа № 12 р. п. Ильиногорска Володарского района Нижегородской области

Карталова Елена Валерьевна

1973 года рождения

Образование : высшее

Должность : учитель начальных классов

Место работы : МБОУ НШ № 12

Адрес : Володарский район, рп.

Ильиногорск, ул. Угарова 8

Стаж педагогической деятельности : 27 лет

Категория : высшая

-Закон «Об образовании» -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Профессиональный стандарт педагога. Учитель должен уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.(п.4.2 ст.14 «Концепция профессионального стандарта учителя»

-Закон «Об образовании»

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

- Профессиональный стандарт педагога.

Учитель должен уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.(п.4.2 ст.14 «Концепция профессионального стандарта учителя»

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи  Воспитывает все: люди, вещи, явления, Но прежде всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.     А. С. Макаренко

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Социальное партнерство Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями и умениями ,помощь в их усвоении в определенным образом организационной деятельности Опора педагога на положительный опыт семейного воспитания Равноправные субъекты образования (положения Закона РФ « Об образовании» )

Социальное партнерство

Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями и умениями ,помощь в их усвоении в определенным образом организационной деятельности

Опора педагога на положительный опыт семейного воспитания

Равноправные субъекты образования

(положения Закона РФ « Об образовании» )

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться. (Г. М. Коджаспирова)

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться. (Г. М. Коджаспирова)

Компоненты психолого- педагогической  компетентности родителей: Ценностно-смысловой  (предполагает развитие личностных качеств родителя, необходимых для воспитания ребенка, а также осознание необходимости и ценности саморазвития); Когнитивный  (представляет собой комплект профессионально-педагогических знаний, умений и навыков родителей, необходимых для воспитания детей) Рефлексивный  (предполагает наличие у родителей способности к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке своей педагогической деятельности) Поведенческо-деятельностный и поведенческо-коммуникативный компоненты  (характеризуют специфику взаимодействия родителей с ребенком)   К. Лебедева «Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода» [6, с.84].:

Компоненты психолого- педагогической

компетентности родителей:

  • Ценностно-смысловой

(предполагает развитие личностных качеств родителя, необходимых для воспитания ребенка, а также осознание необходимости и ценности саморазвития);

  • Когнитивный

(представляет собой комплект профессионально-педагогических знаний, умений и навыков родителей, необходимых для воспитания детей)

  • Рефлексивный

(предполагает наличие у родителей способности к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке своей педагогической деятельности)

  • Поведенческо-деятельностный и поведенческо-коммуникативный компоненты

(характеризуют специфику взаимодействия родителей с ребенком)

  К. Лебедева «Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода» [6, с.84].:

ребенок семья учитель взрослые, окружающие ребенка, не всегда имеют достаточные психолого-педагогические знания,  не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. традиционные формы работы , утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.  Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

ребенок

семья

учитель

взрослые, окружающие ребенка, не всегда имеют достаточные психолого-педагогические знания,

не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком,

не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

традиционные формы работы , утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.

Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Методики : Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье» (направлена на изучение уровня знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия с ним) Тест «Я и мой ребенок» (на определение социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании) Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»( предназначен для изучения влияния родителей на процесс воспитания ребенка и поиск ошибок в родительском воспитании, что позволяет диагностировать нарушения процесса воспитания в семье)

Методики :

Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье»

(направлена на изучение уровня знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия с ним)

Тест «Я и мой ребенок» (на определение социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании)

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»( предназначен для изучения влияния родителей на процесс воспитания ребенка и поиск ошибок в родительском воспитании, что позволяет диагностировать нарушения процесса воспитания в семье)

ЦЕЛЬ :  создание условий для развития психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи.     Задачи :

ЦЕЛЬ : создание условий для развития психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи.

Задачи :

  • Изучить литературу помогающую организовать работу по развитию психолого-педагогической компетентности родителей в рамках партнерства школы с семьей
  • Создать систему работы для обучения родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • Организовать сотрудничество педагогов и родителей в совместной деятельности.
  • Создать активные площадки для обсуждения проблем с педагогами своей и других школ района по теме « Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в условиях партнерства школы и семьи» и трансляции своего педагогического опыта
Г. И. Вергелес, Л. Н. Кутергиной, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Р.В. Овчаров (взаимодействие с семьей) Е.П. Арнаутова, Р.С. Буре, О.Л. Зверев, В.М. Иванова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Т.А. Куликова(тесное взаимодействие семьи с ОО) Ю.П. Азаров, П.П. Пивненко, Т.В. Волкова(роль взаимодействия ОО с семьей и членов семьи между собой для развития личности ребенка научно - исследовательские Поиск новых форм работы: О.Н Борисова., М.К.Приятелева ; К.Фопель;Г.С. Галстян ; Методические разработки, внеклассных мероприятий, род. собраний, мероприятий с родителями методические условия Выступление на ШМО, РМО учителей начальных классов, семинарах , педагогических чтениях. организационно - педагогические

Г. И. Вергелес, Л. Н. Кутергиной, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Р.В. Овчаров (взаимодействие с семьей)

Е.П. Арнаутова, Р.С. Буре, О.Л. Зверев, В.М. Иванова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Т.А. Куликова(тесное взаимодействие семьи с ОО)

Ю.П. Азаров, П.П. Пивненко, Т.В. Волкова(роль взаимодействия ОО с семьей и членов семьи между собой для развития личности ребенка

научно - исследовательские

Поиск новых форм работы: О.Н Борисова., М.К.Приятелева ; К.Фопель;Г.С. Галстян ;

Методические разработки, внеклассных мероприятий, род. собраний, мероприятий с родителями

методические условия

Выступление на ШМО, РМО учителей начальных классов, семинарах , педагогических чтениях.

организационно - педагогические

Консультативно-рекомендательная и просветительная деятельность наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях ОО Практические занятия с родителями Совместные действия, сотрудничество (самоорганизация) Совместная деятельность родителей и детей, родителей и педагога. Проектная деятельность   традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности Поиск и освоение современных форм общения Решение проблемы общения

Консультативно-рекомендательная и просветительная деятельность

наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях ОО

Практические занятия с родителями

Совместные действия, сотрудничество (самоорганизация)

Совместная деятельность родителей и детей, родителей и педагога.

Проектная деятельность

  традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности

Поиск и освоение современных форм общения

Решение проблемы общения

Устные интервью беседы Наблюдения Ребенка в разных видах деятельности , семьи в ситуациях совместной деятельности(трудовой,игровой,досуговой и др.) Письменные анкеты,опросники, тесты,родительские сочинения и др. Формы организации сотрудничества Проективные Совместная проектная деятельность, деловые игры, детско-родительское взаимодействие Индивидуальные Беседа , консультации, посещения семьи, переписка по средствам Интернета Опосредованные Интервью и беседы с детьми и родителями,буклеты,библиотека психолого-педагогической литературы и др. Дистанционные Форумы, диспуты в соц.группах, интерактивные лекции, эл.почта Интерактивные

Устные

интервью

беседы

Наблюдения

Ребенка в разных видах

деятельности , семьи в ситуациях совместной деятельности(трудовой,игровой,досуговой и др.)

Письменные

анкеты,опросники, тесты,родительские сочинения и др.

Формы

организации сотрудничества

Проективные

Совместная проектная деятельность, деловые игры, детско-родительское взаимодействие

Индивидуальные

Беседа , консультации,

посещения семьи, переписка по средствам Интернета

Опосредованные

Интервью и беседы с детьми и родителями,буклеты,библиотека психолого-педагогической литературы и др.

Дистанционные

Форумы, диспуты в соц.группах, интерактивные лекции, эл.почта

Интерактивные

«Интерактив»- (-interactive adj. ) -взаимодействующий; воздействующие друг на друга; согласованный (Англо-русский словарь Мюллера).

«Интерактив»- (-interactive adj. ) -взаимодействующий; воздействующие друг на друга; согласованный

(Англо-русский словарь Мюллера).

Основные характеристики «интерактива» формируется умение критически мыслить формируется уважение к чужому мнению участник может не только выразить свое мнение но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения показателем эффективности групповой деятельности служит производительность труда группы удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Основные характеристики «интерактива»

формируется умение критически мыслить

формируется уважение к чужому мнению

участник может не только выразить свое мнение

но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее

участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения

показателем эффективности групповой деятельности служит

производительность труда группы

удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

наличие обратной связи комфортные условиями взаимодействия все участники оказываются вовлеченными в процесс познания диалоговое общение ведет к взаимодействию исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения; каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад

наличие обратной связи

комфортные условиями взаимодействия

все участники оказываются вовлеченными в процесс познания

диалоговое общение ведет к взаимодействию

исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад

Родительский клуб « Школа родительской любви» Интерактивные формы взаимодействия « problem field » Фокус-группа «Открытый урок » Онлайн-лекции Форум Индивидуальные портфолио «Путь к успеху» Деловая игра Симпозиум «Тематические акции» Мастерская радости «Психологическая студия»

Родительский клуб

« Школа родительской любви»

Интерактивные формы взаимодействия

« problem field »

Фокус-группа

«Открытый урок »

Онлайн-лекции

Форум

Индивидуальные портфолио

«Путь к успеху»

Деловая игра

Симпозиум

«Тематические акции»

Мастерская радости

«Психологическая студия»

Интерактивные формы взаимодействия обработка данных связь с родителями Фокус-группа (имеет сменный состав) планирование и организация мероприятий скрининг настроений и проблем администрация класса

Интерактивные формы взаимодействия

обработка данных

связь с родителями

Фокус-группа

(имеет сменный состав)

планирование

и организация мероприятий

скрининг настроений и проблем

администрация класса

« problem field » Опрос Выбор маршрута Составление карты

« problem field »

Опрос

Выбор маршрута

Составление карты

Дистанционные формы работы Онлайн-лекции Форум Обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Ссылки на вебинары Педагогический лекторий, который выполняет роль привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Переписка с родителями  @ mail .  Viber  WhatsApp Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Дистанционные формы работы

Онлайн-лекции

Форум

Обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Ссылки на вебинары

Педагогический лекторий, который выполняет роль привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Переписка с родителями

@ mail . Viber WhatsApp

Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Симпозиум более формализованное, очное обсуждение, в ходе которого родители, педагоги и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы. Тема «Стили семейного воспитания» Выступление психолога ОО «Ошибки семейного воспитания» Выступления родителей  «Стили семейного воспитания»

Симпозиум

более формализованное, очное обсуждение, в ходе которого родители, педагоги и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

Тема «Стили семейного воспитания»

Выступление психолога ОО

«Ошибки семейного воспитания»

Выступления родителей

«Стили семейного воспитания»

Деловая игра Функции игры Ориентирующая Воспитательная Мотивационно - побудительная

Деловая игра

Функции игры

Ориентирующая

Воспитательная

Мотивационно - побудительная

«Психологическая студия» case-study Тимбилдинг Тренинги Дискуссионные качели «Вечер вопросов и ответов» Интерактивные игры

«Психологическая студия»

case-study

Тимбилдинг

Тренинги

Дискуссионные качели

«Вечер вопросов и ответов»

Интерактивные игры

Интерактивные формы взаимодействия Индивидуальные портфолио «Путь к успеху» Фотографии портфолио ученика, рейтинговая карта, оценочная карта портфолио 21

Интерактивные формы взаимодействия

Индивидуальные портфолио

«Путь к успеху»

Фотографии портфолио ученика, рейтинговая карта, оценочная карта портфолио

21

Интерактивные формы взаимодействия «Тематические акции» «Детская площадка» «Подарок любимому учителю»  «Чистое озеро»  «Быть здоровым-здорово!» «Японский журавлик для больных»  «Сделаем мир прекрасней»

Интерактивные формы взаимодействия

«Тематические акции»

«Детская площадка»

«Подарок любимому учителю»

«Чистое озеро»

«Быть здоровым-здорово!»

«Японский журавлик для больных»

«Сделаем мир прекрасней»

Мастерская радости Спектакль «Лесное приключение» Концерт к празднику «8 Марта – день прекрасных дам» Сказка « Теремок на новый лад»

Мастерская радости

Спектакль «Лесное приключение»

Концерт к празднику

«8 Марта – день прекрасных дам»

Сказка « Теремок на новый лад»

«Открытый урок» ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями понимание важности, ответственности, необходимости повышения своей психолого-педагогической компетентности Ребенок  получает  помощь

«Открытый урок»

ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя

позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями

понимание важности, ответственности, необходимости повышения своей психолого-педагогической компетентности

Ребенок

получает

помощь

«Копилка наших достижений» Сочинение

«Копилка наших достижений»

Сочинение

Уровни педагогической компетентности родителей

Уровни педагогической компетентности родителей

Опрос детей

Опрос детей

Выводы: 1. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей существенно повысился по всем компонентам, что говорит об эффективности предложенной работы с родителями. 2. Уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей зависит от того, как организовано взаимодействие учителя, образовательного учреждения с семьей. 3. Просвещение родителей в вопросах воспитания, возрастных особенностей, «научение» родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, способствует гармонизации сложившихся напряженных отношений в семье. 4. Результативность формирования психолого-педагогической компетентности родителей прослеживается в желании родителей более серьезно разбираться в проблемах своего ребенка, понимании своих детей , осознают свою роль в обучении и лучше понимают работу педагогов и ОО в свете реализации ФГОС.

Выводы:

1. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей существенно повысился по всем компонентам, что говорит об эффективности предложенной работы с родителями.

2. Уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей зависит от того, как организовано взаимодействие учителя, образовательного учреждения с семьей.

3. Просвещение родителей в вопросах воспитания, возрастных особенностей,

«научение» родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям,

способствует гармонизации сложившихся напряженных отношений в семье.

4. Результативность формирования психолого-педагогической компетентности родителей прослеживается в желании родителей более серьезно разбираться в проблемах своего ребенка, понимании своих детей , осознают свою роль в обучении и лучше понимают работу педагогов и ОО в свете реализации ФГОС.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

1.Борисова О.Н./ Приятелева М.К.,журнал «Наука и образование:векторы развития»

2.БонкалоТ.И. Социально-психологическая помощь семье в образовательном учреждении /Татьяна Ивановна Бонкало; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. социал.-гуманитар. ин-т. – Коломна: МГОСГИ

3.Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного руководителя. - 2008

4.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции

5.Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника// Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб.

6.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.-608 с.

7.Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования /Т.М. Глушанок //Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 

8.Грибанов В.И. Качество профобразования - основа социального партнерства   //Профессиональное образование.-2001.-N 12

9.Гузеев, В. В. К построению формализованной теории образовательнойтехнологии : целевые группы и целевые установки ... Гузеев, В. В. Освоение образовательных технологий педагогическим коллективом / В. В. Гузеев // Школьные технологии. - 2006. - № 3

10.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.

11.Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся/ Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 1980.

12.Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000 - № 7

13.Ковалев, СВ. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

14.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

15.Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. — М.: Пед. общество России,  М., 2000.

16.Михелькевич, В.Н., Нестеренко, В.М., Кравцов, П.Г. Инновационные педагогические технологии : учебное пособие / В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г.– Самара: СГТУ

17.Рожков, М.И. взаимодействия школы и семьи / М.И. Рож ков, Л.В. Байбородова // Воспитательная рабо та в школе.М.: Владос, 2000

18.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - М.: Советская Россия, 1981

19.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: сайт Министерства обрразования и науки РФ. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543.

20.Фопель Клаус Создание команды. Психологические игры и упражнения.-Генезис.2002

21.Цукерман Г.А Кто учит, учится. - Вестник Международной ассоциации "Развивающее обучение". N 3. 1997.

22.Щуркова, Н.Е. Вы стали классным руко водителем / Н.Е. Щуркова. - М. : Владос, 1999

23.Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карталова Елена Валерьевна

Дата: 13.05.2020

Номер свидетельства: 549552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства