1 слайд
Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
2слайд
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» необходимо обратить особое внимание.
3 слайд
Самостоятельная игровая деятельность является одной из функций дидактической игры:
1.Основана на осознанности процесса. Осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием в них играют. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вмести с ними, придумать более сложные правила.
2.Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого, т.е. является равноправным участником игры.
3.Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их.
4 слайд.
При руководстве дидактическими играми нужно, прежде всего, предусматривать отбор и продумывание программного содержания, чётко определять задачи, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
5 слайд.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
6 слайд.
Я не всегда включаюсь в игру, но стараюсь сохранить и уберечь её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно, например, как и все участники игры получаю карточку и стараюсь выполнить задание в срок, радуюсь, если выиграю, т. е. являюсь равноправным участником игры, выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.
7 слайд.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
8 слайд.
Чтоб усилить самостоятельную деятельность детей я игру чередую с занятиями. Важно установить правильное соотношение между этими формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.
9 слайд.
Дети моей группы любят играть в разнообразные игры- типа картинок, предметного лото, домино; игры типа мозаики, пазлы.
10 слайд.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально -положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх — занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.
Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
11 слайд.
Своё выступление мне хочется закончить словами Н. К. Крупской: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания".