kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Амет - Хан Султан не забытый герой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час 
разработан Крамаровской Наталией Викторовной
 учитель изобразительного искусства 
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 34" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
посвящается 95-летию со дня рождения  дважды Героя Советского союза  
Амет - Хана Султана.
Тема:  " Амет - Хан султан -  не забытый герой."
Цель урока:
Образовательные: 
?    способствовать формированию представления об истории своей страны, о героях своего народа.
Развивающие: 
?    развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
?    осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
Воспитательные: 
?    Способствовать формированию нравственных качеств личности на примере героев Родной страны;
?    Воспитывать любовь к Родине, способствовать повышению эстетической культуры обучающихся.
Технологии: проекционная доска, ноутбук, информационный носитель.
(Перед внеклассным мероприятием учащимся поручается, используя различные ис-точники информации, подготовить выступления, в зависимости от определённой части биографии героя.)
План занятия.
I.    Организованная часть:
1.    Приветствие.
2.    Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.
II.    Объявление темы. Слайд № 2.
"Есть такие, кому удаётся
С небом жизнь связать на все годы.
Могут смело орлами зваться,
Не смотря, что людской породы…"
Бэлла Гусаева
III.    Изучение нового материала.
Слово учителя.
Слайд № 3. Амет-Хан Султан  родился 20 октября 1920 года - погиб 01 февраля1971 года.
Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой¬ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.).
Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии за испытания пилотируемой модели крылатой ракеты (1953). Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени. Удостоен  орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей.
За время летно-испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппара-тов (по некоторым сведениям – свыше 170), а общий налёт на них составил 4237 часов.
Почетный гражданин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, по-чётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.
Учащийся. Слайд № 4.
Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из  Дагестана), мать — крымская татарка.
Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферо-польского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в городском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), направлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”, там же встретил войну.  В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение.
Слайд № 5.  С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.
31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бом-бардировщик Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже - большим чис-лом уничтоженных гитлеровцев - отдать свою жизнь на этом клочке "ничейной" земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 - 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. "Они отбили охоту гитлеровцам, - рассказывал он, - поживиться Амет-Ханом". 
За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания по-чётного гражданина города Ярославля.
Слёдующий учащийся. Слайд № 6.  Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Вороне-жем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинград-ской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противо-действия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: бу-дущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Ста-линградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.
Слайд № 7.  После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Рос-това-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнако-мой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.
Слайд № 8.  Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан про-вёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190». 
   «Полк  без Амет - Хана противника, что свадьба без музыки», говорили о нём  со-ратники. 
Слайд № 9. "Боевой листок Амет-Хана Султана" :  За время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники против-ника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 само-лётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану при-своено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.
Слёдующий учащийся. Слайд № 10.   Послевоенная  карьера: 
После окончания войны по распоряжению Верховного  Главнокомандующего все лётчики - асы были направлены на учёбу в академии.
С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным). 
И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчис-лить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии».
Слайд № 11.         Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.
Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии.
Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность (в анке-тах он указывал, что он — татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и по-мощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.
В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.
Слайд № 12.  Он действительно "учил летать самолёты", год за годом увеличивая число укрощённых им машин. К 15-летию испытательской работы им было испытано бо-лее 100 типов самолётов.
За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих лётчиков - испыта-телей страны. Он отдал испытательской работе четверть века. Сердечно отметили авиато-ры страны, работники aвиaционной промышленности 50-летие замечательного лётчика.
Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, лётчиков, рабочих и инже-нерно - технических работников прислали свои приветствия юбиляру.
 Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту. 8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 
      Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен¬ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».
Слайд № 13.   "По единодушному мнению авторитетов от авиации, - писала об Амет-Хане газета "Правда", - это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым."
        В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного лётчика - испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы многие школы. А в подмосковном городе Жуковске улица - продолжение улицы В. П. Чкалова - названа его именем и ведёт она туда, откуда эти великие лётчики уходили в небо. 
      Слайд № 13.   Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане; Музей в Алуп-ке; Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана. На 34-м километре линии Остряково — Евпатория  расположена платформа Амет-Хан Султан.
В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и биз-несменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник  установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.
Заключительная часть:
Слово учителя. Великая Отечественная Война потребовала от нашего народа вели-чайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и не-зависимости Родины. Звание Героя ВОВ присуждалось солдатам, офицерам, морякам, партизанам, пионерам. Все люди огромной страны стали на защиту своей Родины. Все отдавали свои силы на борьбу с врагом, и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Только благодаря подвигам миллионов людей новое поколение получило право на свободную жизнь, и мы будем помнить одно из этих имён - Амет-Хан Султан.

Источники информации:
Архипенко Ф.Ф.  - "Записки лётчика - истребителя".
Бабак И.И.      - "Звёзды на крыльях".
Бутаев Бута     - "Амет - хан Султан".
Бегельдинов Т.Я.   - "Битва в небе".
Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973.
Зайцев А. Д.,Рощин И. И.,Соловьёв В. Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
Крылья Родины. — М.: ДОСААФ, 1983.
Люди бессмертного подвига. Москва «ПЛ» т.1 1975 г.
Путерброт А. Т. Боевая слава Дагестана. — Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988.
Советские асы. — М.: «Восточный фронт», 1996.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=356
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амет-Хан,_Султан
http://airaces.narod.ru/all1/amet_han.htm
http://www.peoples.ru/military/hero/sultan_amet_han/index1.html 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Амет - Хан Султан не забытый герой.»

Классный час  посвящается 95-летию  со дня рождения дважды  Героя Советского союза  Амет - Хана Султана . Разработал учитель изобразительного искусства Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Классный час посвящается 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского союза Амет - Хана Султана .

Разработал учитель изобразительного искусства

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 34"

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Крамаровская Наталия Викторовна.

Амет-Хан Султан   Есть такие, кому удаётся  С небом жизнь связать на все годы.  Могут смело орлами зваться,  Не смотря, что людской породы…

Амет-Хан Султан

Есть такие, кому удаётся С небом жизнь связать на все годы. Могут смело орлами зваться, Не смотря, что людской породы…

Амет-Хан Султан (20.10.1920 - 01.02.1971).    Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой­ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.).  Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.  Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии за испытания пилотируемой модели крылатой ракеты (1953). Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени. Удостоен орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей.  За время летно-испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов (по некоторым сведениям – свыше 170), а общий налёт на них составил 4237 часов.  Почетный гражданин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, почётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.

Амет-Хан Султан (20.10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой­ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской премии за испытания пилотируемой модели крылатой ракеты (1953). Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени. Удостоен орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей. За время летно-испытательной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов (по некоторым сведениям – свыше 170), а общий налёт на них составил 4237 часов. Почетный гражданин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, почётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.

Биография  Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из Дагестана), мать — крымская татарка.  Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в городском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), направлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”, там же встретил войну. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение.

Биография

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из Дагестана), мать — крымская татарка.

Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в городском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), направлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”, там же встретил войну. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение.

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже - большим числом уничтоженных гитлеровцев - отдать свою жизнь на этом клочке "ничейной" земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 - 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. "Они отбили охоту гитлеровцам, - рассказывал он, - поживиться Амет-Ханом".

За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.  В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».    «Полк без Амет - Хана противника, что свадьба без музыки», говорили о нём соратники.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

«Полк без Амет - Хана противника, что свадьба без музыки», говорили о нём соратники.

За время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

За время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Послевоенная  карьера.  После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики - асы были направлены на учёбу в академии.  С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным).  И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: : «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии».

Послевоенная карьера.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики - асы были направлены на учёбу в академии.

С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным).

И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: : «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии».

Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.  Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии.  Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность (в анкетах он указывал, что он — татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.  В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии.

Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность (в анкетах он указывал, что он — татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

Он действительно

Он действительно "учил летать самолёты", год за годом увеличивая число укрощённых им машин. К 15-летию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолётов.

За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих лётчиков - испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века. Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности 50-летие замечательного лётчика.

Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, лётчиков, рабочих и инженерно - технических работников прислали свои приветствия юбиляру.

Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту.

8 февраля 1971 года Амет-Хан Султан с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Над могилой в граните высечен бюст, рядом на стеле надпись: «Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслужен­ный лётчик-испытатель СССР Аметхан Султан».

"По единодушному мнению авторитетов от авиации, - писала об Амет-Хане газета "Правда", - это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым..."

В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного лётчика - испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы многие школы. А в подмосковном городе Жуковске улица - продолжение улицы В. П. Чкалова - названа его именем и ведёт она туда, откуда эти великие лётчики уходили в небо.

Бюст в Алупке на бульваре Амет-Хана

Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане; Музей в Алупке; Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана.  На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан. В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке, Волгограде, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане; Музей в Алупке; Аэропорт Махачкалы имени Амет-хан Султана.

На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану.

Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Амет - Хан Султан не забытый герой.

Автор: Крамаровская Наталия Викторовна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Амет - Хан Султан не забытый герой."
    ["seo_title"] => string(33) "amietkhansultanniezabytyighieroi1"
    ["file_id"] => string(6) "260709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448990227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства