Презентация может быть использована во внеурочной деятельности (например на классном часу). Презентация знакомит учащихся с историей возникновения загадок, их классификацией, средствами создания образа. Цель работы привить интерес учащихся к исследовательской работе, расширить кругозор учеников. Работа будет интересна учителям начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А, ну-ка, отгадай! »
Классный час « А, ну-ка, отгадай!»
Подготовила учитель ГБОУ СОШ № 1399 с углубленным изучением иностранных языков
Юхновская И.А.
А, ну-ка, отгадай!
В « Литературной энциклопедии » загадка характеризуется как « замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего » .
Загадка-это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.
Классификация загадок
Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.
Загадки о растениях
Загадки о насекомых
Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся
Загадки о птицах
Загадки о человеке
Загадки о животных
Загадки о трудовой деятельности человека, жилище,
бытовых приборах
Загадки о музыкальных инструментах
Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита
Загадки о времени года, смене дня и ночи и т.д.
Метафора или аллегория
Олицетворение
Одно и то же по-разному
Средства создания образа
Сравнение
Звукоподражание
Отрицательное сравнение
Метафора или аллегория
наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года.
Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Крашеное коромысло над рекою повисло.
(Радуга)
Олицетворение
Нередки в загадке сопоставления с человеком. Олицетворение –прием, широко используемый в народной поэзии
Стоит Аленка - платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан.
(Березка)
Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел, Оглянулся - чистый пол.
( Веник)
Сравнение
Загадке свойственны разнообразные формы сравнения
Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы?
(Заяц)
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.
(Яблоко)
Отрицательное сравнение
Ключик к отгадыванию таких загадок- в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами:
(Автомашина)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)
Звукоподражание
В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь
.(ПЧЕЛА)
(Кукушка)
Кто на елке, на суку
Счет ведет :«Ку-ку,ку-ку!
6
Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом загадки рифмуется отгадка:
Я на свете все слова Заменяю громким "Ква!" "Ква!" - высокая трава. Дождь и солнце - тоже "Ква!" "Ква" - игрушка. "Ква" - избушка!" - Вот как квакает…
(Лягушка)
"Пи! - опять я к вам пришла Сыр я здесь вчера нашла! А сегодня - хлеб… И вот Будет славный бутерброд!" - Так пищит малышка, Серенькая …
(Мышка)
Одно и то же по-разному
Один и то же предмет в загадках может быть описан по-разному
(Солнце)
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
Светит, сверкает, всех согревает.
Отгадывание загадок - это игра, в которую очень интересно играть.