Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка. Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, научной организации труда младшего школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Здоровый ребенок-успешный ребенок" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровый ребенок - успешный ребенок»
УЧИТЕЛЬ: начальных классов
Петунина Юлия Владимировна
1 квалификационная категория
Г. РЫБИНСК
Ярославская область
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на проведение занятий внеурочной деятельности, в первом классе 1 час в неделю, 33 часа в год.
Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.
Программа основана на нормативных документах:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Программа развития воспитания в системе образования городского округа город Рыбинск на 2007-2012 годы
- Основная образовательная программа НОО СОШ №24
- Программа «Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы №24 на 2008-2014 годы»
- Программа руководства ростом интеллектуальных возможностей обучающихся "Достижени-Я" СОШ №24 на 2010-2014 годы
- Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в СОШ №24
Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, научной организации труда младшего школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. Для повышения эффективности занятий создаются условия эмоционального благополучия, доверия, поддержки; применяются различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная форма работы), организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, активизируются процессы наблюдения и самонаблюдения.
Формирование представления о здоровье как о состоянии полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов - основная задача курса.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения ребенка;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Занятия включают вопросы, которые объединяются в несколько тематических блоков. Обучение строится как игра, позволяющая проявить учащимся свою активность, происходит активное вовлечение родителей в организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.
Предметом обучения является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Цель программы
формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, выбор здорового стиля жизни.
Задачи
формировать важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации;
научить ребенка чувствовать свой организм;
познакомить обучающихся через практические задания в доступной форме с функциями органов;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
научить выполнять правила личной гигиены;
осуществлять постоянную связь с природой.
Режим занятий:
1 класс-33 часа (1 занятие в неделю).
Формы и методы
Занятия проводятся в режиме активных форм обучения и воспитания:
дискуссии,
обсуждение реальных ситуаций,
учебные и ролевые игры.
познавательная беседа;
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Условия осуществления программы
- систематичность проведения занятий
-разнообразие форм и методов работы с детьми
- родители активные участники учебно-воспитательного процесса.
- повышение требований к учащимся в связи с освоением ими новой.более высокой ступени развития
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Ожидаемые результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
представлять двигательную активность как средство укрепления здоровья, физического развития человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам,
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Виды деятельности: познавательная, трудовая, игровая, социальная
Формы и методы работы
Формы работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Источники информации для отслеживания результатов:
вопросы для самоанализа;
практическая работа;
тестирование;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Тема
Кол-во
час.
Содержание
1. Путешествие по стране «Неболейка»
2. Если хочешь быть здоров
1
1
Профилактика заболеваний. Правила здорового образа жизни.
3,4.Режим дня. Практическая работа и её презентация «Мой режим дня».
2
Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.
5.Учёба и здоровье.
Игра «Страна Непослушания».
6. Устный журнал «О пользе зарядки»
( гимнастика для глаз)
2
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
7. Профилактика травматизма .
Игра «Светофор».
8.Игра «Зелёный огонёк».
1
1
Правила личной безопасности и профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
9.Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Игра – путешествие.
10.Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде».
1
1
Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
11,12.Мои эмоции, чувства и здоровье. Устный журнал
2
Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка радует.
13, 14. Как правильно есть. Режим питания Беседа. Игра.
2
Здоровый образ жизни посредством рационального питания;
закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
15. Поговорим о пище. Полезные и вредные продукты. Самые полезные продукты. Исследование.
16. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Рассказ. Игра. Исследование.
17,18. Как правильно есть. Основные правила правильного питания.
19. Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.
20. Плохой обед, если хлеба нет.
21. Где найти витамины зимой.
22. На вкус и цвет товарищей нет.
23. Как утолить жажду.
24. Что надо есть, если хочешь стать сильным.
25. Всякому овощу – свое время.
26. Удивительные превращения пирожка.
27. Время есть булочки.
28. Пора ужинать.
29. Праздник урожая.
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Правильное питание как составная часть сохранения и укрепления здоровья; витамины
ответственность за своё здоровье.
Спортивные праздники :
30. «Лыжня зовёт»
31. «Снежный снайпер»
32. «.Весне – физкульт-ура!»
33. «Мама, папа, я – спортивная семья»”.
1
1
1
1
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.
виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки).
Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Литература
Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании»