Воспитательная программа для 6 класса "Будущая опора школы" (БОШ)
Воспитательная программа для 6 класса "Будущая опора школы" (БОШ)
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений.
Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений.
Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность, культура и интеллект. Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих четырех категориях содержится генетический код человечества. Этими же четырьмя блоками можно обозначить задачи любого педагога.
Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.
Пятиклассник, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, а необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Воспитание этих качеств осуществляется через 5 комплексных целевых программ, реализуемых совместно педагогами, родителями, учащимися.
1. Труд и призвание
Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам):
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ. Практические дела: ученических производственных бригадах.
Формирование предприимчивости: изготовление изделий прикладного искусства, овладение навыками народного творчества.
Развитие культуры труда: измерительные работы в мастерских, труд на компьютере.
Отношения с трудовыми партнерами и коллективами: работа на договорных условиях.
Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих комплексах, является основой для многообразной профориентационной работы.
Практикум: «Как определить свое призвание».
2. Культура и личность
Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:
Культура как синтез духовности предшествующих поколений.
Нравственная культура.
Культура труда.
Политическая культура.
Религия и культура.
3. Труд и общение в развитии человека
Расы, народы, нации.
Славяне и народы, образовавшиеся на их основе.
Мир человеческого сознания.
Жизненный опыт человека.
Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу.
Права и свободы человека.
Единство прав и обязанностей.
Человек - мера всех вещей.
Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.
4. Безопасное поведение
Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность.
Как вести себя в конфликтных ситуациях.
Что значит быть болельщиком.
Всегда соблюдать законы.
Как быстрее выздороветь при наступлении болезни.
Нравственно-экономические категории: экономика и экология, социальная забота, философия рынка, рационализация и изобретательство, экономическая зависимость, экономическая реформа.
Содержание и формы воспитательной работы школы
Направление содержания
Формы и методы воспитательной работы
Традиционные мероприятия
Праздник «День знаний»
День Учителя
Осенняя сказка
День МАТЕРИ
Новогодние праздники
День влюбленных
Праздник 23 февраля, 8 марта
Общественно полезная деятельность
1. Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи, поздравления ветеранов В.О. войны с Днём Победы
Ценностно-ориентированная деятельность
1. Проведение различных секций патриотического направления
Правовое воспитание
1. Мероприятия, направленные на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака». Профилактики наркомании и алкоголизма.
2. Встречи с ветеранами
Экологическое воспитание
1. Экологические десанты в лес, на море.
Художественное творчество
Конкурс новогодних газет
Газета «Неделя науки».
Вечер пятиклассников, посвящённый дня защитников Отечества
Вечер, посвящённый Дню 8 марта
Общественный смотр работы кружков и студий дополнительного образования
Спортивно-оздоровительные мероприятия
1. День здоровья «Осенний кросс»
2 Первенство школы по баскетболу
3. Первенство школы по волейболу
4. «Весёлые старты»
5. День здоровья
6. «Золотая ладья» (шахматы)
7. Эстафета
8. Зарница
Работа с учащимися
1. Изучение психологических особенностей учащихся
2. Составление социального паспорта школы
3. Вовлечение учащихся в работу кружков, секций, общественных мероприятий
4. Изучение условий жизни данной категории учащихся в семье.
В здоровом теле – здоровый дух- программа рассчитана на 3 года.
Цель: развитие моральных и нравственных качеств учащихся, выработка потребности в самосовершенствовании, саморазвитии в различных направлениях, сближение членов коллектива.
Задачи:
Создание условий для формирования основ безопасности и здорового образа жизни; пропаганда ЗОЖ.
эстетическое воспитание и развитие творческих способностей;
патриотическое воспитание.
ТЕМА 2013-2014: «Нет границ для развития»
Развитие по направлениям: физическое, эстетическое и нравственное воспитание; предоставление возможности раскрыться в той или иной области.
2014– 2015: «Красота спасёт мир»
Продолжение работы в тех же направлениях. Красота против вредных привычек.
2016– 2017: «Я – личность!»
Положительные и отрицательные качества личности. Что значит – быть личностью. Личность и здоровье
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:
“Индивидуальность”
,“Самостоятельность”,
“Доброта”,
“Творчество”,
“Взаимовыручка”,
“Семья”,
“Здоровье»
Цели и задачи воспитательной работы в 2013 - 2014 учебном году
Цель:воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.
Задачи:
Коллективный уровень:
*развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;
* работать над совершенствованием коллективной деятельностью.
2.групповой уровень:
*организовать деятельность микроколлективов, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;
*продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать свое мнение, умение коллективно решать творческие задачи;
*продолжать совершенствовать правила и законы микроколлектива.
3. индивидуальный уровень:
*продолжать беседы по индивидуальным программам здорового образа жизни, помогать учащимся в их совершенствовании;
*через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;
*развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников
Прогнозируемые результаты:
Усвоение подростком патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения;
Умение строить свое будущее по законам гармонии и красоты;
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
Развитие органов классного ученического самоуправления.
Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы “Будущая опора школы” являются следующие:
Уровень сформированности классного коллектива.
Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Психологические особенности подросткового возраста
(11 - 13 лет)
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.
Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.
От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).
Так как ведущей деятельностью учащихся 5-х классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика.
Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.
Список класса
№
ФИО
дата рождения
адрес
родители
1
Андрющенко Алина
2
Вавиленко Александр
3
Гончаренко Денис
4
Ивлева Алена
5
Иконникова Елена
6
Картавых Илья
7
Кузьмин Сергей
8
Матыченко Ксения
9
Печенкин Алексей
10
Рязанцев Виктор
11
Сидоров Семен
12
Сорокин Максим
13
Хромова Ирина
14
Францева Екатерина
Актив класса
Должность
Ответственный
староста
Ивлева Алена
завуч
Матыченко Ксения
главный дежурный
Вавиленко Александр
библиотекарь
Францева Екатерина
стилист
Сидоров Семен
редактор
Картавых Илья
художники
Печенкин Алексей
Ответственный по столовой
Кузьмин Сергей
цветовод
Иконникова Елена
Сан.тройка
Сорокин Максим, Андрющенко Алина, Рязанцев Виктор
Социальный паспорт класса
Многодетные семьи:
Листок здоровья
№
Ф.И.О.
Диагноз
Группа
Физическая
группа
№
парты
Рекомендации
1
Андрющенко Алина
2
Вавиленко Александр
3
Гончаренко Денис
4
Ивлева Алена
5
Иконникова Елена
6
Картавых Илья
7
Кузьмин Сергей
8
Матыченко Ксения
9
Печенкин Алексей
10
Рязанцев Виктор
11
Сидоров Семен
12
Сорокин Максим
13
Хромова Ирина
14
Францева Екатерина
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5а класс
(на начало учебного года)
В классе 14 учащихся: 5 девочек и 9 мальчиков. На «5» (по итогам прошлого учебного года) успевают: Ивлева Алена, Картавых Илья, Матыченко Ксения, Рязанцев Виктор, Хромова Ирина.Печенкин Алексей имеет одну 3 по английскому языку. Неуспевающих нет. Практически все учащиеся посещают кружки.
Взаимоотношения в классе стабильные. К учёбе относятся положительно.
Больше всего пропусков по итогам прошлого года у Андрющенко Алины, практически все пропуски по уважительным причинам. Меньше всего пропусков у мальчиков.
Девочки очень активные и самостоятельные, очень часто выносят свои предложения на обсуждения, следят за дежурством и посещаемостью одноклассников, делают замечания недобросовестным учащимся. Мальчики общительные, способные юноши, но в дела класса включаются по просьбе либо учителя, либо одноклассниц.
Отношения между классным руководителем и учащимися уважительные.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Родительские собрания, консилиумы.
Индивидуальная работа с родителями по вопросам учебы, развития личности ребенка.
Организация консультаций для родителей учителей, работающих в данном классе.
Организация обмена опыта между родителями.
Просвещение родителей о возрастных особенностях детей.
Ведение социального паспорта семей.
Работа с родительским активом.
Выявление интересов родителей и привлечение их к организации досуга детей.
Организация совместных мероприятий (Дети, родители, педагоги)
Анкетирование родителей.
Посещение семей.
Привлечение родителей к дежурству на вечерах.
*Индивидуальные беседы при необходимости решения возникающих проблем;
*Знакомство с условиями жизни и взаимоотношениями в семь;
*Диагностика;
*Анкетирование.
Работа с родителями
Родительские собрания
1 четверть
Организованно-установочное собрание.
СЕМЬЯ=УЧЕНИК=ШКОЛА»
-основные дела на год;
-об обедах;
-о возможности оказания помощи;
-о ведении дневников;
2 четверть
Тематическое собрание
Тема «Адаптация пятиклассников»
3 четверть
Тематическое собрание
4 четверть
Собрание по итогам года
Состав родительского комитета
Хромова Елена Александровна, Картавых Геннадий Иванович, Матыченко Виктория Александровна
Фамилия, Имя учащегося
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Андрющенко Алина
Вавиленко Александр
Гончаренко Денис
Ивлева Алена
Иконникова Елена
Картавых Илья
Кузьмин Сергей
Матыченко Ксения
Печенкин Алексей
Рязанцев Виктор
Сидоров Семен
Сорокин Максим
Хромова Ирина
Францева Екатерина
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ежедневно:
Организация дежурства в классном коллективе
Выяснение причин отсутствия учащихся Индивидуальная работа с учащимися
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся
Проведение классных часов (согласно плану)
Работа с родителями и учителями – предметниками (по ситуации)
Каждый месяц:
Совещание по планированию работы
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам четверти
Проведение родительского собрания
Один раз в год:
Проведение открытого мероприятия
Оформление личных дел учащихся
Анализ работы с классом
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2013-2014 УЧ. ГОД
Ноябрь
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Гражданско-патриотическое воспитание
Беседа о Дне народного единства.
Беседа по ПДД
Спортивно-оздоровительная работа
Классный час «Берегись наркотиков»
Досуг
Мероприятия, посвященные Дню Матери:
Классный час «Женщина-мать. Высокое предназначение».
Участие в конкурсах, посвященных Дню матери.
Акция «Пусть всегда будет мама»
Работа с родителями
Консультирование родителей по вопросам обучения
Род. Собрание № 2
Индивидуальная
Работа
Работа по предупреждению неуспеваемости
Декабрь
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Викторина-игра «Интеллектуальный ринг»
Гражданско-патриотическое воспитание
Урок конституции
Беседа по ПДД
Спортивно-оздоровительная работа
Акция «Здоровее поколение 21 века»
Профессиональная ориентация
Встреча с соц. педагогом
Досуг
Акция «Рождественский подарок далекому другу»
Новогодний вечер
Работа с родителями
Родительское собрание на конец первого полугодия
Индивидуальная
Работа
Работа по просьбам учителей-предметников
Контроль за посещаемостью и успеваемость «трудных» учащихся
Январь
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Анкетирование по итогам полугодия
Гражданско-патриотическое воспитание
Беседа по ПДД
Спортивно-оздоровительная работа
Участие в спортивных состязаниях
Досуг
День блинов
Работа с родителями
Информирование по итогам полугодия
Индивидуальная
Работа
Февраль
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Знакомство в обучающими Интернет-ресурсами
Гражданско-патриотическое воспитание
Уроки мужества
Спортивно-оздоровительная работа
Декада физкультуры и спорта
Конкурс «А ну-ка , парни»
Профессиональная ориентация
Диагностика
Досуг
Вечер к 23 февраля
Работа с родителями
Родительское собрание № 4
Индивидуальная
Работа
Работ по предупреждению попусков
Март
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Диспут «Учение: наши возможности и наше будущее в наших руках»
Участие в школьной ученической конференции
Досуг
Вечер к 8 марта
Конкурс «А ну-ка, девушки!»
Работа с родителями
Инд. Работа с родителями «трудных» учащихся»
Индивидуальная
Работа
Работа по предварительным итогам 3 четверти
Работа с неуспевающими
Апрель
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Читательская конференция «Что читаем мы и наши родители?»
Гражданско-патриотическое воспитание
Беседа по ПДД
Спортивно-оздоровительная работа
Акция «Кто самый здоровый?»
Профессиональная ориентация
Досуг
КВН «День юмора и улыбки»
Работа с родителями
Декада «Семья и школа»
Индивидуальная
Работа
Работа учащихся с учителями-предметниками
Май
Основные направления
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Интеллектуально-познавательная деятельность
Викторина ко Дню Победы
Конкурс стихов
Гражданско-патриотическое воспитание
Кл. час «Победе посвящается…»
Открытый классный час
Акция «Рядом с нами живут ветераны»
Поздравление ветеранов ВОВ и труда в праздником Победы
День Памяти, посвященный воинам, погибшим в горячих точках.
Спортивно-оздоровительная работа
Операция
«Мой класс и школьный двор»
Декада безопасности дорожного движения
Досуг
День мороженого
Работа с родителями
Родительское собрание № 5
Информация по итогам года
Индивидуальная
Работа
Работа учащихся с учителями-предметниками
Изучение личности учащихся.
фамилия имя учащегося
Отн.к учёбе
Отн.к труду
Отн. к об. д-ти
Отн. к иск-ву
Отн.к тов-м
Отн.к Ф.К.
Ур. воспит.
Андрющенко Алина
Вавиленко Александр
Гончаренко Денис
Ивлева Алена
Иконникова Елена
Картавых Илья
Кузьмин Сергей
Матыченко Ксения
Печенкин Алексей
Рязанцев Виктор
Сидоров Семен
Сорокин Максим
Хромова Ирина
Францева Екатерина
Воспитанность учащихся
фамилия имя учащегося
долг и отв.
Бережливость
Дисципл-сть
Отв. Отн. к учению
Отн. к труд
Коллект-м и тов-во
Добр. и отзывч-ть
Чест. и правд-ть
Прост-та и скром-ть
Культур. уровень
Уров. Воспит-ти
Андрющенко Алина
Вавиленко Александр
Гончаренко Денис
Ивлева Алена
Иконникова Елена
Картавых Илья
Кузьмин Сергей
Матыченко Ксения
Печенкин Алексей
Рязанцев Виктор
Сидоров Семен
Сорокин Максим
Хромова Ирина
Францева Екатерина
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов); СП – слабо проявляется (3 балла);