kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Волшебница" - кружок декоративно-прикладного творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок декоративно-прикладного творчества "Волшебница" для учениц 5 класса (возраст 11-12 лет). Срок реализации 1 год.

Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебница" - кружок декоративно-прикладного творчества »

















Кружок декоративно-прикладного творчества

«Волшебница»

художественно-эстетического направления



на 2013-2014 учебный год.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 11-12 лет



Учитель технологии:

Макарова Ольга Валентиновна.













Пояснительная записка.



Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.


Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Волшебница» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 5-8 классов.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.



Структура программы

Программа кружка «Волшебница» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Изготовление народной куклы

  • Изготовление современной куклы

  • Вторая жизнь вещей

  • Роспись по ткани

  • Работа с природным материалом

  • Творческий проект

  • Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз

  • воплощение в материале

  • выявление формы с помощью декоративных фактур.


Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах-выставках районного, городского, областного, всероссийского и международного уровня.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: конкурс, выставка-презентация, викторина, чаепитие.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.


Условия реализации программы:

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии.

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде, в музее школы.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.


Дидактический материал:

Журналы, статьи, DVD диски, публикации с описанием техники изготовления изделия. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в обучающиеся должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства;

- о народных промыслах;

- о способах декорирования;

-о народной кукле;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала, изготовление, представление результата, самооценка деятельности);

- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;

- составлять композиции, узоры;

- оформлять готовые формы


Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей - участие в международных и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества, а также организация и проведение конкурсов-выставок на базе МБОУ СОШ №73.










Содержание программы кружка

п\п

Перечень разделов, тем

Вид занятия

Кол-во часов темы

Месяц

1.

Введение. Вводный инструктаж.

Цветоведение


Теория

2

сентябрь

2.

Народные традиции

Практическое занятие

Изготовление народной куклы

6

сентябрь

3.

Кукла в подарок

Практическое занятие

Изготовление народной куклы

6

октябрь


4.

Кукла на память

Практическое занятие

Изготовление народной куклы

2

октябрь

5.

Новогодний серпантин

Практическое занятие

Изготовление новогодних символов

4

ноябрь

6.

Новогодняя сказка

Практическое занятие

Изготовление новогодних игрушек

4

ноябрь

7.

Вторая жизнь вещей

Практическое занятие

Изготовление игрушек, украшений из различных материалов б/у

8

декабрь

8.

Творческий проект

Теория

2

январь

9.

Творческий проект

Практическое занятие

4

январь

10.

Работа с природным материалом

Практическое занятие

Изготовление композиций, декорирование

4

февраль

11.

Роспись по ткани

Теория

2

март

12.

Роспись по ткани

Практическое занятие


8

март

13.

Творческий проект

«Подарок другу»

Практическое занятие


16

апрель май


Итого: 68часов.






Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества «Волшебница»

  1. Теория. Введение. Вводный инструктаж. Цветоведение.

  2. Народные традиции.

2.1 Практическое занятие. Изготовление народной куклы скрутки.

2.2 Практическое занятие. Изготовление народной куклы вепсской.

2.3 Практическое занятие. Изготовление народной куклы кубышки-травницы.

3. Кукла в подарок.

3.1 Практическое занятие. Изготовление куклы «Зайчик».

3.2 Практическое занятие. Изготовление куклы «Подорожница».

3.3 Практическое занятие. Изготовление куклы «Колокольчик».

4. Кукла на память.

Практическое занятие. Изготовление куклы-колечка.

5. Новогодний серпантин.

5.1 Практическое занятие. Пошив символов года 2014 – лошадок.

5.2 Практическое занятие. Изготовление символов года 2014 – «Огненного коня».

6. Новогодняя сказка.

6.1 Практическое занятие. Изготовление новогодних игрушек из фетра.

6.2 Практическое занятие. Изготовление новогодних игрушек из ткани.

7. Вторая жизнь вещей.

7.1 Практическое занятие. Изготовление игрушек из джинсов.

7.2 Практическое занятие. Изготовление игрушек из трикотажных изделий.

7.3 Практическое занятие. Изготовление украшений для дома из б/у пластика, DVD дисков.

7.4 Практическое занятие. Изготовление украшений для дома из б/у одежды, пряжи, бижутерии.

8. Теория. Творческий проект.

9. Практическое занятие. Творческий проект. Разработка изделия.

10. Практическое занятие. Творческий проект. Составление технологической последовательности изготовления изделий.

11. Работа с природным материалом.

11.1 Декорирование рамок для фото ракушками.

11.2 Декорирование подсвечников ветками, специями, сухоцветами.

12. Теория. Роспись по ткани.

12.1-12.2 Практическое занятие. Свободная роспись.

12.3-12.4 Практическое занятие. Роспись панно.

13. Практические занятия. Творческий проект «Подарок другу».

13.1Постановка задачи. Исследования.

13.2 Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи, её проработка.

13.3 Конструирование – чертёж, шаблон.

13.4-13.7 Изготовление изделия.

13.8 Оценка работы. Защита проекта.




Литература

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. DVD Делаем сами. Русская тряпичная кукла. Студия SovaFilm, 2009г.

3. Тряпичные куклы. Авт.-сост. Т.М.Ткачук. – М.: аст: Политиздат, 2011. – 32 с.: ил. – (Поделки своими руками).

4. Цветы и игрушки из декоративной бумаги. Оригинальные идеи для украшения интерьера / Армин Тойбнер, пер. с нем. Ю.Габдуллиной. – М.:Астрель, 2012. – 32с., 4с.вкл. – (Своими руками. Просто и красиво).

5. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. «ЭКСМО» Москва,

6. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –Москва « ЭКСМО», 2005. – 64 С., ил.

7. Русские народные обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 201. – 240с.: ил.+вкл.

8. Занятия в школе дизайна 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г.Вершинникова, Р.В.Игнатьев. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151с.

9. Роспись по ткани / Спецвыпуск газеты Рукоделие: модно и просто – стильные фантазии №8, август, 2013г.

10. Мастер-класс учителя технологии 5-11кл./ Э.Ю.Глушкова. – М.: Планета, 2013. – 128с. – (Уроки мастерства).

  • DVD 1 Русский народный костюм.

  • DVD 2 Вышивка, ткачество, стилизованный костюм.

11. Игрушки / Е.А.Шилкова. – М.: РИПОЛ классик, 2012. – 32с.: ил. – (Рукоделие).

12. Занятия по прикладному искусству 5-7 класс / авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 127с.: ил.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Волшебница" - кружок декоративно-прикладного творчества

Автор: Макарова Ольга Валентиновна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства