Внеурочное занятие в 4 классе "Моё рукотворчество"
Внеурочное занятие в 4 классе "Моё рукотворчество"
Программа по внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" является продолжением изучения смежных предметных областей изобразительного искусства, технологии, истрории в освоении различных видов и техник декоративно- прикладного мастерства. Новые жизненные условия в которые поставлены современные ученики, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть инициативными и мыслящими, самостоятельными, ориентированными на лучшие конечные результаты.Реализация этих требований подсилу толлько творческому человеку.Программа "Моё рукотворчество" помогает развитию этих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие в 4 классе "Моё рукотворчество" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 28.08.2015 г. № 120
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «МОЁ РУКОТВОРЧЕСТВО»
Уровень общего образования (класс)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 4 КЛАССЕ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 0,5ч, за год 18 ч.
Учитель Авдиенко ГалинаГеоргиевна.
Программа разработана на основе ФГОС с учётом примерной программы Т.Н. Просняковой
«Художественное творчество»
2015-2016 уч.год
1.Пояснительная записка.
Программа разработана для занятий с учащимися 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. Программный материал внеурочной деятельности «Моё рукотворчество» дополняет образовательную область технология в рамках предмета «Технология». Соответствует требованиям Стандарта, способствует реализации Основной Образовательной программы начального общего образования.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, направленного на продуктивную преобразовательную творческую деятельность. Создание условий для разнообразных видов творческой деятельности.
Основной целью внеурочной деятельности «Мое рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитию творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.
Задачивнеурочной деятельности.
Образовательные:
формирование умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;
Развивающие:
развитие наблюдательности, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;
развитие способностей к дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.
Воспитательные:
приобщать учащихся к основам рукоделия;
воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.
2. Общая характеристика программы.
Содержание программы «Моё рукотворчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник декоративно-прикладного мастерства. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Народное и декоративно-прикладное ремесло является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного мастерства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного мастерства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства и ремесла особенно возрастает в наше время. Роспись, плетение, вышивка вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Керамика, роспись, декорирование доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров-ремесленников.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
3. Место внеурочной деятельности в учебном плане.
На изучение внеурочной деятельности «Моё рукотворчество» в учебном плане МБОУ ТСОШ№3 отводится 0,5 часа в неделю., за год 18 ч
4. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
5.Ожидаемые результаты
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов —приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
6. Тематическое планирование 4 класс.
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Содержание занятия
Виды деятельности
Личностные УУД
Природные материалы – 4часа
1
Листопад в ладошках Техника безопасности при работе с природным материалом.
1
03.09
(10.09)
Аппликация из природных материалов. Работа с засушенными листьями, семенами, улучшение приемов наклеивания на бумагу. Понятие «стилизация».
Преобразование разных природных материалов между собой.
Аппликация букет и натюрморт (на выбор)
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
2
Икебана и букет. Цветы из яичных лотков в композиции с засушливыми листьями.
1
17.09
(24.09)
Букет из природных материалов и цветов из яичных лотков «Донские просторы»
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
3
Аппликация из карандашной стружки и засушливых листьев.
1
01.10
(08.10)
Выполнение аппликации из карандашной стружки, осенних листьев»
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
4
Моделирование из семян, шишек, сухоцветов
1
15.10
(22.10)
Чудесные превращения
Познакомить с технологией изготовления изделий с использованием шишек, семян, сухоцветов.
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Пластичные материалы – 6 часа
5
Рисование пластилином «Домик в деревне».
1
29.10
(12.11)
Повторение свойств пластилина – его пластичности, мягкости, способности принимать нужную форму, податливости, возможности вносить поправки в готовое изделие. Подготовка пластилина к работе. Разные приемы лепки. Создание деталей разной формы – круглой основы, состоящей из единого блока, и более мелких компонентов, которые делаются из разных составляющих.
Аппликация из пластилина на картоне «Домик в деревне»
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
7
Дымковская игрушка. Лепка из пластилина и солёного теста «Барыня»
1
19.11
(26.11)
Лепка- выполнение из пластитина Дымковскую игрушку, Барыня
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
8
Герои мультфильмов в пластилине
1
03.12
(10.12)
Лепка – конструирование «Герои мультфильмов в плститине»
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Бумага и картон – 5 часов
9
Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги.
1
17.12
(24.12)
Работа с бумагой. Поделки из бумаги и картона. Повторение свойств различных видов бумаги. Развитие навыков конструирования из бумаги. Выполнение разных видов вырезания.
Моделирование из гофрированного картона «Кошка в полоску»
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
10
Транспарантное вырезание
1
14.01
(21.01)
Транспарантное вырезание «Болонка и другие»
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
12
Моделирование из конусов
1
11.02
(18.02)
Изготовление изделий из конусов (бумага). «Задумчивая артистка»
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
13
Объемное моделирование
1
25.02
(03.03)
Моделирование из бумаги «Компаньон художника – пес барбос».
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Текстильные материалы – 4 часа
14
Знакомые незнакомцы
1
10.03
(17.03)
Работа с тканью, трикотажными нитками. Повторение свойств ткани. Обсуждение разных видов ткани и ниток и их выбор. Закрепление умения создавать выкройку из ткани. Проверка качества работы. Повторение умений по обработке деталей из ткани.
Беседа «Мир тканей и ниток ». Виртуальная экскурсия в магазин тканей.
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
15
Чудесные превращения « Многоликая роза »
1
07.04
(14.04)
Украшение из лент
« Многоликая роза »
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; Научить работе с лентами
16
Чудесные превращения Тюльпан.
1
21.04
(28.04)
Украшение из лент «Тюльпан»
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
17
Аппликация из кружев
1
05.05
(12.05)
Аппликация из кружевного полотна «Бабочка»
18
Панно «Из сказки»
1
19.05
(26.05)
Изготовление панно «Из сказки»
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рогозина Т.М. и др. Технология [Текст] : Учебник : 4 кл. / Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б. Мылова. - Изд. 2, испр. - М.: Академкнига / Учебник.2008.-112с: ил.;
Нагибина М.И. Поделки [Текст] // М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим как маги.- Я.: Академия развития, 2001.-137с: ил.;
Щеблыкин И.К. Поделки [Текст] // И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова Аппликационные работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1983.-91с: ил.;
Ю.Афонькин СЮ. Поделки [Текст] // СЮ. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Уроки оригами в школе и дома.- М.: Аким, 97.-143с: ил.;
4. Электронные ресурсы. Работа с тканью. http://wwwmillionpodarkov.ru./podelki/podelki-na-urokah-truda-v-nachalnoj-shkole-dekorativnye-frukty.htm;
5. Электронные ресурсы. Уроки труда в начальных классах. http://parohod/ kd/trud/page/8/;