Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в начальеной школе»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное
духовно-нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Формы внеурочной деятельности, используемые в начальной школе:
экскурсии
кружки
секции
диспуты
олимпиады
соревнования
поисковые и научные исследования
общественно полезные практики;
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутри школьная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство
деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Система воспитательной работы начальной школы (с 1-го по 4-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:
1). Спортивно-оздоровительное:
Работа спортивных секций по мини-футболу, теннису, баскетболу.
Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутри школьных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
2). Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
3). Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4). Гражданско-патриотическое:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.
Тематические классные часы.
Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
5). Общественно-полезное:
Проведение субботников.
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Заключение. В процессе реализации программы по основным направлениям внеурочной деятельности предполагается дать воспитанникам знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования станут чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура школьника в начальном звене включает в себя культуру жизненного самоопределения, человеческих отношений, культуру труда, правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую,художественную, физическую культуру.Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.Для того, чтобы добиться поставленных целей воспитательной работы необходимо вовлечь в процесс все внутренние ресурсы образовательного учреждения (учителя, педагога-организатора, социального педагога, учителя-психолога, логопеда, воспитателей ГПП, педагогов дополнительного образования).Использованная литература.1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
3. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М.Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.