Модифицированная программа дополнительного образования
«КОВЧЕГ»
для учащихся 10-12 лет,
срок реализации программы – 1 год.
Пояснительная записка
Воспитание – процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Со сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания». Итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. И система эта должна быть движущейся, развивающейся.
Основная цель данной программы – показать и воспитать на примерах истории Русской Православной Церкви милосердное отношение к ближнему независимо от социального статуса личности.
В связи с этим можно выделить три педагогические задачи.
Первая – это подвести ребенка к осмыслению таких понятий как Бог, мироздание, храм, жизнь, грех и добродетель и др. посредством вступления с ним в открытый диалог, чтобы скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, помочь обрести целостное мировоззрение.
Вторая задача – познакомить ребенка с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание, т.к. каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить. Это означает, что необходимо не только просвещать детей истинным знанием, но реально учить делам добра и милосердия.
И третья задача – это подготовка ребенка к осмыслению личного духовного опыта, т.е. опыта общения с Богом.
Изучение данной программы актуально в связи с тем, что в настоящее время перед педагогами стоит цель создания условий для развития творческой, нравственной, гармоничной личности. Именно поэтому делается упор на формирование у ребенка таких качеств как милосердие, доброта, терпимость, чувства взаимопомощи и поддержки, любовь к Родине, к семье, природе посредством изучаемого материала.
Общая характеристика учебного курса
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. И новый курс «Ковчег» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Программа «Ковчег» по содержательной, тематической направленности является духовно-нравственной;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении); по времени реализации – краткосрочной (1 год обучения).
Программа «Ковчег» предназначена для школьников 10-12лет.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
4.Ценностные ориентиры содержания курса
В основе учебно - воспитательного процесса курса заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате работы по программе обучающиеся должны:
-знать понятия «заповедь», «блаженства», «братство и неправедное братство», «секты», «раскаяние», «плащаница», «пророки и пророчества», «чудотворец», «мученик», «блаженный», «монашество и монастырь», «искушения», «иконописец», «святая вода», «крест Господень», «святые мощи», «богослужение», «церковное облачение», «апостолы»;
-знать главные православные церковные праздники;
-знать жития святых: мученицы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, равноапостольных Кирилла и Мефодия, великомученицы Екатерины, Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святителя Митрофана Воронежского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны;
-знать историю строения Вавилонской башни, историю Каина и Авеля, историю Ноя, историю о царе Ироде, историю Иуды;
-знать мировые религии их основные отличия: ислам, буддизм, христианство;
-научиться выполнять сувениры из различных материалов (творческие задания к таким праздникам, как Рождество и Пасха)
6.Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Название тем | Содержание занятий | Общее кол-во часов |
1 | Наш язык – зеркало духовной жизни | Церковнославянский язык. Его назначение и красота. Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Что Петр1 сделал для русского языка? Библия и Евангелие. Игры со словами. | 1 |
2 | Почему люди говорят на разных языках? | История Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение. Объяснение значение выражений. Игры со словами. | 1 |
3 | История Каина и Авеля | Объяснение слов «окаянный, раскаяние, покаяние» Игры с однокоренными словами. | 1 |
4 | История Ноя | Объяснение слов и выражений: «допотопный», «после нас хоть потоп», «Всемирный потоп», «хам», «хамство». История о сыновьях Ноя. Игры со словами. | 1 |
5 | Истории о Рождении Христа | Почему ясли – детское учреждение? Почему жестокого человека называют «иродом»? Объяснение выражения «избиение младенцев» Игры со словами. | 1 |
6 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | Повторение пройденного материала в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение картины с использованием различных семян. | 2 |
7 |
8 | О распятии Христа | Объяснение слов и выражений: «чистый четверг», «тайная вечеря», «причастие», «иуда» как символ предательства (о грехе самоубийства), «крестные муки», «нести свой крест». Что такое «Плащаница» и где ее хранят? | 1 |
9 | Образы святости в православной церкви. Жития Святых | Общие наименования святых. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Екатерина. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец. Блаженная Ксения Петербургская. Блаженная Матрона. Святитель Митрофан Воронежский. Творческое задание: нарисовать самый запомнившийся момент жития какого-либо святого (по выбору воспитанника) | 4 |
10 |
11 |
12 |
13 | Пророки и пророчества | Объяснение значения слов. Рассказ об Иоанне Крестителе и Илье Пророке. | 1 |
14 | О монашестве и монастырях | Объяснение значения слов. Рассказ о жизни и подвигах людей, живущих в монастырях. | 1 |
15 | Притчи | Чему учат нас притчи? Повторение уже известных притч о талантах, о блудном сыне (1 год обучения), обсуждение новых притч. | 1 |
16 | Новые искушения | Суеверия, оккультизм, сатанизм, магия. Эстетизм или «культ упаковки». Творческое задание: сравнить портреты женщин у художников 19 века и фотографии женщин в модных журналах. | 1 |
17 | День именинника | Организация и проведение праздника внутри объединения | 1 |
18 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение рождественской открытки с использованием различных материалов («Рождественская звезда»). | 2 |
19 |
20 | Рождество Христово | Подготовка совместного мероприятия детско-юношеского центра и школы искусств. Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника. | 3 |
21 |
22 |
23 | Икона – окно в небесный мир | Как писались иконы. Иконописцы (Андрей Рублев). Иконы Божьей Матери (истории их создания) | 1 |
24 | Святыни Церкви | Святая вода. Для чего освящаются дома и квартиры. Святые источники. Крест Господень. Святые мощи. Освященный хлеб. | 1 |
25 | О богослужении Православной Церкви | Недельный круг богослужений. Всенощное бдение. Вечеря. Утреня. Крестный ход. Церковное облачение. | 1 |
26 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение подставки для пасхального яйца в технике «Тестопластика»; выполнение поздравительных открыток для детей, находящихся на лечении в Таловской ЦРБ. | 4 |
27 |
28 |
29 |
30 | Мировые религии | Ислам, буддизм, христианство. Их основные отличия. | 1 |
31 | Братство. Неправедное братство | Что значит: не сотвори себе кумира? Возникновение сект. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 |
32 | Заповеди и блаженства | Законы природы и нравственности. Обстоятельства возникновения заповедей и блаженств и их значение. Творческое задание: напишите законы, по которым мы могли бы жить в семье, в школе, в объединении (на выбор), в чем их сходство с заповедями. | 1 |
33 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | Повторение пройденного материала форме мини-теста и беседы. Творческое задание: нарисуйте 1 из дней ваших будущих каникул. | 1 |
34 | Акция «Доброе дело» | Обсуждение с воспитанниками, чем бы они могли помочь окружающим, выбор одного из направлений работы, осуществление акции. | 1 |
|
| ИТОГО | | 34 |
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Название тем | Теория | Прак-тика | Общее кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
1 | Наш язык – зеркало духовной жизни | 0,5 | 0,5 | 1 | Личностные развитие чувства преданности и любви к Родине, её русскому языку, истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока; | |
2 | Почему люди говорят на разных языках? | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; | |
3 | История Каина и Авеля | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока; | |
4 | История Ноя | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |
5 | Истории о Рождении Христа | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока; Познавательные нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; | |
6 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | 1 | 1 | 2 | Регулятивные - самостоятельное формулирование темы и цели урока; Познавательные- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | |
7 | Познавательные- самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | |
8 | О распятии Христа | 0,5 | 0,5 | 1 | Регулятивные В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. | |
9 | Образы святости в православной церкви. Жития Святых | 4 | | 4 | Познавательные- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | |
10 | Личностные – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; | |
11 | Познавательные- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | |
12 | Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог | |
13 | Пророки и пророчества | 0,5 | 0,5 | 1 | Личностные осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; | |
14 | О монашестве и монастырях | 0,5 | 0,5 | 1 | Личностные – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог | |
15 | Притчи | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | |
16 | Новые искушения | 0,5 | 0,5 | 1 | Регулятивные составлять план решения проблемы | |
17 | День именинника | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | |
18 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | 1 | 1 | 2 | Познавательные Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | |
19 | Личностные развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России | |
20 | Рождество Христово | 1 | 2 | 3 | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. | |
21 | Личностные настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими | |
22 | Регулятивные Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). | |
23 | Икона – окно в небесный мир | 0,5 | 0,5 | 1 | Познавательные Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). | |
24 | Святыни Церкви | 0,5 | 0,5 | 1 | Познавательные Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). | |
25 | О богослужении Православной Церкви | 0,5 | 0,5 | 1 | Личностные настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | |
26 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | 1 | 3 | 4 | Личностные настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; | |
27 | Регулятивные Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. | |
28 | Личностные осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); | |
29 | Личностные знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России; | |
30 | Мировые религии | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
31 | Братство. Неправедное братство | 0,5 | 0,5 | 1 | Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. | |
32 | Заповеди и блаженства | 0,5 | 0,5 | 1 | Коммуникативные умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения. | |
33 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | 0,5 | 0,5 | 1 | Личностные – умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; | |
34 | Акция «Доброе дело» | | 1 | 1 | | |
| | |
ИТОГО | 17 | 17 | 34 | | |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Из дидактического обеспечения необходимо наличие учебных картин и схем, видеокассет и CD-дисков. Также для работы может быть использована компьютерная программа «WORD» (при подготовке презентаций), а также телевизор и видеомагнитофон, что позволит передать воспитанникам информационный материал более наглядно.
Литература для педагога
Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. – Т., «Имидж Принт», 2009г.
Праздники Православной Церкви / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
Первые шаги в православном храме / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
А.Декоппет Проповеди для детей. – Киев, издательство имени святителя Льва, 2004г.
Н. Опрышко Православные святые. Почитание и прославление. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
Главные молитвы православия / М.Тимофеев. – М., «Эксмо», 2010г.
Литература для детей
Я познаю мир: Мировая художественная культура: Дет. энцикл. / Е.Ю.Пархоменко. – М., «Издательство АСТ», «Ермак», «Издательство Астрель», 2003г.
Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
Я познаю мир: Культура: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
Я познаю мир: История: Дет. энцикл. /Н.В.Чудакова, А.В. Громов. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
Я познаю мир: Русский язык: Дет. энцикл. / В.В. Волина. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
Молись, дитя! Детский православный молитвослов. – М., 2010г.