kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учитель-духовный наставник

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе показана система работы по духовно- нравственному воспитанию учителя начальной школы  лицея "Ступени" Гайдамак Светланы Владимировны. В ней дано описание направлений, по которым работает учитель, ценностей, которые формируются благодаря проводимым мероприятиям. Определены ожидаемые результаты.Данная работа усилена фототчетом.

Просмотр содержимого документа
«Учитель-духовный наставник»

Гайдамак Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №11



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей " Ступени"















УЧИТЕЛЬ –

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК











Система воспитательной работы

учителя начальных классов

МАОУ лицея "Ступени"

Гайдамак

Светланы Владимировны







г. Хабаровск

2015г.







Содержание

№п/п


Стр.

1

Введение.

3

2.

«Учитель – духовный наставник»:



- Кто же такой идеальный учитель?

4


- Что такое душа, кто такой духовный человек?

6


- Что мы понимаем под духовно- нравственным воспитанием?

8


- Внимание государства к этому вопросу.

9


- Психолого- педагогические теории.

10


- Работа во 2 г классе по духовно- нравственному воспитанию

11

3.

Целостная педагогическая система воспитания.

22

4.

Библиографический список.

23

5.

Приложение.

24-32



.



















Введение



Назревшая необходимость выбора учителями пути совершенствования духовной жизни подрастающего поколения, научная и методическая неразработанность проблемы, потребность педагогической практики в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания заставили меня серьезно рассмотреть эту проблему и написать данную работу.

Объект описания - духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Цель описания  - раскрыть особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном мире.

В своей работе я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

-дать определение « идеального учителя»;

- раскрыть актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном мире и заинтересованность государства в этом вопросе ;

-познакомить с различными психолого- педагогическими теориями на данную тему ;

- реализация работы по данному направлению на примере моего класса.



















Воспитание — это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и  ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

В.А.Сухомлинский

Испокон веков учитель осознавал свою деятельность как особую миссию – быть духовным наставником юношества, учителем жизни. Вспоминаются прекрасные строки А.С.Пушкина, посвященные любимому педагогу питомцев Царскосельского лицея А.П.Куницыну:

Он создал нас,

Он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада вожена…



Учительская профессия — одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение — востребованы во все времена. Профессия учителя - древняя, массовая и уникальная профессия Чтобы разобраться, почему учитель должен быть не просто учителем , а должен быть еще и духовным наставником давайте ответим на несколько вопросов:

Вопрос 1: А кто же такой идеальный учитель?



Прежде чем попытаться создать этот образ давайте обратимся к словарям, как они трактуют понятие учитель.

УЧИТЕЛЬ - наставник, преподаватель, профессор, обучатель (Даль).

УЧИТЕЛЬ - лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник (Ушаков).

УЧИТЕЛЬ - лицо, занятое обучением детей в средней школе. Педагог- не только учитель или преподаватель, но и воспитатель (Словарь синонимов).

УЧИТЕЛЬ - означенное слово иногда употребляется вместо еврейского или холдейского Равви. В этом и в других подобных случаях оно означает духовного руководителя. Оно употребляется также часто и в смысле обыкновенного учителя (Библейская энциклопедия).

Итак, из вышесказанного следует, что понятие учитель широко и многогранно.
Мне кажется, что идеальный учитель - это настоящий русский



интеллигент (в самом лучшем смысле этого слова), умный, тонкий, всесторонне образованный, имеющий широкий кругозор, личность яркая и

творческая, открытый человек с прекрасным чувством юмора. Это - настоящий гуманист, основой мировоззрения которого, являются общечеловеческие ценности. Это цельная глубокая личность, человек кристально честный и исключительно порядочный, искренний и принципиальный, имеющий активную жизненную и гражданскую позиции.



Вопрос 2: Зачем нужен труд учителя?

Учитель - это посредник между обществом и подрастающим поколением. Обучать и воспитывать - это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя. Учителя приносят свет знаний в наши темные головы. Они показывают нам путь в жизнь. Учителя наравне с родителями помогают обрести свое место в мире, каждому человечку в обличие ребенка. Учителя нужны для того, чтобы помочь нам понять мир, понять других людей – людей великих и разумных. Именно в руках учителя хрупкое существо превращается в сильное и знатное. Именно учителя могут найти то самое оригинальное в наших головах, и не просто найти, а еще и раскрыть, показать миру… Зачем нужен человек, который посвящает себя изучению чужих жизней? Может для того чтобы дарить маленьким людям знание, и не только сколько будет 2х2 , но и знание об отношениях человеческих. О сознательных решениях. Возможно учитель это не тот, который в школе. Учитель- это духовный наставник, тот, что смог открыть тебя и покорить…

У каждого из нас был свой учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.



Вопрос 3: А в чем же заключена главная работа учителя?



Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается, -  в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.



Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если

учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".

Вопрос 4: Что от учителя требует его профессия?



Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Вопрос 5: Так кто же такой учитель?



Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. И все это - чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Чем больше будет идеальных учителей, тем совершенней, образованней, интеллектуальней и гуманней станет наше общество. Замечательно сказал Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».



А теперь давайте разберемся, а что же такое душа ?



«Душа - внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека» (толковый словарь русского языка).

«Душа»- употребляется для обозначения внутреннего мира человека» (большой энциклопедический словарь).

Есть такое понятие, как интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть

разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.





Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Так что же такое духовная личность?

Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот.


Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный.

Духовная личность – это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства.

Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном. Ответив на все эти вопросы, ясно, что в нашей современной жизни нам

так не хватает таких людей и, чтобы у детей воспитывать такие качества, учитель сам должен ими обладать.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания , ведь оно является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современное развитие общества привело в значительной мере к бездуховности подрастающего поколения. Чрезмерная ориентация на потребление разрушает личность, молодой человек становится своеобразным "экономическим животным", для которого не существуют ни идеалов, ни норм поведения. Данные исследования показывают не только становление среди значительной части современных школьников потребительской психологии, но и нарастание в их среде кризисных явлений, проявляющихся в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, агрессивности, эгоизме, презрении к истории и культуре своего Отечества. Негативные изменения в личности выпускника, в его духовной сфере, тревожат педагогов. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, агрессивная реклама алкогольной продукции и табачных изделий наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.


Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В настоящее время имеется ряд государственных документов определяющих цели и задачи развития образования,а именно :

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  3. Всеобщая декларация прав человека

  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

  5. Конвенция о правах ребенка

  6. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

А также в рамках ФГОС:

Основная образовательная программа начального общего образования.

Программа «Духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей системы образования сегодня является не только в

формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества,а так же формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Заинтересовавшись проблемами духовно- нравственного воспитания, я решала окунуться в истории этого вопроса и поняла, что эта проблема всегда

интересовала выдающихся педагогов. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со



скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Рассмотрим пример вальдорфской педагогики .

Принципиальный момент вальдорфской педагогики — идея классного учителя, духовного наставника. В ней огромное внимание уделялось подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7—14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка. Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей — создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т. д.

Многие русские учителя-вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова — создателя методики коллективных творческих дел (коммунарская методика), когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило — все творчески, иначе — зачем? Главная идея И. Иванова: жизнь детей должна быть наполнена массой событий, авторами которых становятся они сами. Дети обожают быть вместе — надо дать им эту возможность. Коммунарский круг, который проводится в начале и конце творческого дела, сродни общему кругу в вальдорфской школе. Наряду с педагогической системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность. Созвучны идеям Штайнера и идея школы Френе. Суть ее в том, что способности детей различны и не следует форсировать развитие ребенка, достигая больших результатов, чем сама природа. Одним из главных способов развития ребенка Френе считал мастерские ( столярного дела, рукоделия, кулинарии, танца, музыки, механики, печатного дела). То же самое читаем у Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного



духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической». Понимая всю важность и актуальность данной темы, всю работу в своих классах я строю с учетом данных требований и реализую их через следующие направления:

Направление 1. «Я – гражданин».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Какие вопросы обсуждаем:

-дать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

-уважение к защитникам Родины;

-умение отвечать за свои поступки;

-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


Данное направление реализуется через такие дела:

- чтение книг, изучение предметов, преду­смотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;


-в процессе  экскурсий, путешествий по историческим и па­мятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и ва­риативных учебных дисциплин;

-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы,  праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;

-посильное участие в социальных проек­тах,

-проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове­дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,  встреч с ветеранами и военнослужащими;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

- беседы, диспуты по  темам:  «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом»;

 - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;

 - групповая работа в объединении – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

 - социальное проектирование, проект «Улица героя-земляка».

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся:

          «Моя семья в истории страны»

          - «Кем из наших предков я горжусь?»

          - «Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»

Проект «Встречи»организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

Благодаря этим мероприятиям в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Приложение





Направление 2. «Если добрый ты…».



Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


Какие вопросы обсуждаем:

-детям нужно дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-различение хороших и плохих поступков;

-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.


Данное направление реализуется через такие дела:

-изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки.

-проведение внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;

-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в пе­дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

 -обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест­ной деятельности;

- « Дети- детям» посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе;

- беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, вы­полнение презентации совместно с родителями (законны­ми представителями)  и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих дружбу между поколениями.

регулярные классные часы по теме «Приглашаем в мир общения» (знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», бе­седы о прочитанных книгах,


художественных фильмах, теле­визионных передачах, компьютерные игры; обучение разли­чать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

– экскурсии в музеи г. Хабаровска;

–ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями ;

–туристические походы и другие формы совместно деятельности , требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных проблем. Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

Приложение

Ожидаемые результаты:

-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Направление 3. «Труд для себя и для других». 



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.




Какие вопросы обсуждаем:

-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях;

-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

Данное направление реализуется через такие дела:

  1. Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами

  2. Экскурсии на предприятия с целью знакомства с разными профессиями своего поселка

  3. Занятия в объединениях центра художественной направленности:

  • Изостудия

  • Театральная студия

  1. Организация исследовательской и проектной деятельности:

Проект «Профессии моих родителей»

- праздники труда, конкурсы;

- изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различ­ных проектов.

Приложение

Ожидаемые результаты:

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.



Направление 4. «Быть здоровым – здорово».



Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


Какие вопросы обсуждаем:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;


-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

-на уроках фи­зической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

-  беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спор­тивных секциях школы и внешкольных учреждений, при под­готовке и проведении подвижных игр, туристических похо­дов, спортивных соревнований.

 

Данное направление реализуется через такие мероприятия:

-знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

- спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

         –  проведение дней здоровья

          – выезды на природу.

- «Уроки здоровья» Важно сохранить здоровье в процессе обучения и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не

только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.Разговор о правильном питании.

-  занятия в спортивных секциях;

- классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые




порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье ; 

- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в слож-ной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

Приложение

Ожидаемые результаты :

-составление здоровьесберегающего режима дня и конт­роль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в по­мещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

-просмотра учебных фильмов, игро­вых и тренинговых программ в системе взаимодействия об­разовательных и медицинских учреждений;

-беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями.

Направление 5. «Зеленый дом».


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


 Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


Какие вопросы обсуждаем:

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным.

 -изучение учебных дисциплин, бесед;

-экс­курсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц,  создание и реализация коллективных природо­охранных проектов

-посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

-изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художествен­ные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими


произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

-изучение ва­риативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение

конкурсов исполнителейнародной музыки, художественных мастерских, тематических выставок.

Данное направление реализуется через такие дела:

- экскурсии в музеи г. Хабаровска, края, зоосад, парки;

-участие в акциях «Помоги зимующим птицам»;

-участие в конкурсе рисунков на тему «Сбережем природу родного края»

-занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве.

- встречи-беседы с людьми творческих профессий;

- классные часы, беседы по темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

-участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

-разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружаю­щего мира через художественные образы;

-проведение выставок семейного художественного твор­чества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с по­следующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий твор­ческих работ;

-участие в художественном оформлении кабинета.

  Приложение


Направление 6. «Красота вокруг нас».


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Красота во всем: в природе, в космосе, в жизни людей, красота духовной жизни.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.




Какие вопросы обсуждаем:

-представления о душевной и физической красоте человека;

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Данное направление реализуется через следующие мероприятия:

-посещение музеев, театров, выставок, концертов, филармонии с последующим обсуждением.

Приложение


Работа по всем направлениям невозможна без взаимодействия учителя и семьи. В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны.  Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого необходимо проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

Вся работа по духовно - нравственному воспитанию разбита на 4 основных этапа:

I. этап - 1класс - организационно- аналитический

II.этап - 2класс - формирующий

III.этап - 3класс -  корректирующий

IV.этап - 4класс - итоговый







Ожидаемые результаты духовно-нравственного развитияи воспитания обучащихся


По каждому направлению планируется достижение следующих результатов: 

Результаты духовно-нравственного воспитанияэто принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти:

– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;

– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.

Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно,  не вторгаясь во внутренний мир обучающего, не нарушая безопасности и приватности этого мира.

Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали  и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:

–либо не подписываются учениками;

–либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.  

Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:  

–оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;

–оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;  

–допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

Да сделать нужно многое. Возникает вопрос: А когда же учителю «заниматься воспитанием»?

Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности:

1).Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь происходит осмысление ценностей при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии


развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2).Внеурочная деятельность  – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных

беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

3).Внешкольная деятельность  –  начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).


Описать все возможные дела-мероприятия для нравственного развития своих учеников невозможно. Но в своей работе я постаралась лишь примерно очертить их.

Итак, подведем итоги сказанному.

Школьные годы- важнейший период в жизни каждого человека. Это время не только обретения знаний, умений и навыков, но и важнейший этап формирования и развития личности, раскрытия ее творческого потенциала, осознания себя во взаимодействии с обществом.

Личность учителя в вопросах воспитания играет исключительно важную роль. Идеальный учитель- это друг, старший товарищ, искренне заинтересованный в судьбе подопечных: знает не только особенности характера и проблемы ученика, но и осведомлен о его жизненных обстоятельствах, имеет тесный контакт с родителями.

На мой взгляд, основная задача учителя- не просто передать определенный объем знаний учащемуся, а научить мыслить, т.е. самостоятельно искать ответы на вопросы, принимать не стандартные решения, находить компромиссы.

Путь к достижению поставленной цели идеальный учитель уметь превратить в увлекательное путешествие по стране знаний, показать связь между духовным и материальным, древним и суперсовременным, реальным и вымышленным.

Последнее время государство уделяет большое внимание модернизации школы, что безусловно прекрасно. Однако никакое техническое оснащение школы никогда не сможет заменить главное в процессе обучения- учителя наставника.



Современные педагогические взгляды и убеждения:



1. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.





2. Каждый из нас должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, вдохновить подростка, пробудить в нем неповторимую личность.

3.Чем труднее даются человеку азы основ наук на уроках, тем важнее, чтобы его интеллектуальная жизнь не ограничивалась азами.



В заключении хочется отметить следующее: -Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является для обучающихся примером нравственног, гражданского и личностного поведения.

-Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

-Воспитание, являясь целостной педагогической системой, выступает интегративной духовно-нравственной функцией педагогической деятельности. Духовно-нравственную интегративность обеспечивает педагогика сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса. Важнейшим условием эффективной организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является наличие воспитательной системы. Под воспитательной системой мы понимаем упорядоченную совокупность структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает создание благоприятных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для целенаправленного развития личности. В сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.





Библиографический список:

  1. Анин, Б.М. Учитель в моей жизни/ Б.М. Анин.-М.: Педагогика, 1987.

  2. Елмаков, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя/ С.Б. Елмаков.- М. .: Педагогика, 1989.

  3. Загеязинский, В.Л. Педагогическое творчество учителя/ В.Л. Загеязинский.- М.: Педагогика, 1987.

  4. Ильин, И. Религиозный смысл философии/ И.Б. Ильин.- Париж, 1925.

  5. Кан- Калик, В.Л. Учителю о педагогическом общении/ В.Л. Кан- Калик.- М.: Педагогика, 1987.

  6. Кондрыпенков, А.В. Труд и талант учителя/ А.В. Кондрыпенков.- М.: Педагогика, 1989.

  7. Львова, Б.Л. Творческая лаборатория учителя/ Б.Л. Львова.- М.: Педагогика, 1985.

  8. Платон. Апология Сократа/ Платон, 2006.

  9. Раченко, И.П. Проблемы научной организации педагогического труда/ И.П. Раченко.- М.: Педагогика, 1987.

  10. Сластенин, В.Л. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки/ В.Л. Сластенин.- М.: Педагогика, 1976.

  11. Сластенин, В.Л. Педагогика: инновационная деятельность/ В.Л. Сластенин.- М.: Педагогика, 1997.

  12. Ушинский, К.Д. Педагогическое собрание: том 5/ К.Д. Ушинский.- М.: Педагогика, 1990.

  13. Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве/ И.Ф. Харламов.- М.: Педагогика, 1992.

  14. Щербаков, А.Л. Психологические основы формирования личности учителя/ А.Л. Щербаков.- М.: Педагогика, 1967.

















НАПРАВЛЕНИЕ 1. «Я – ГРАЖДАНИН».

МИНИ ПРОЕКТ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»











УЧАСТНИКИ ОКРУЖНОГО КОНКУРСА

ЧТЕЦОВ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ ГОРОД»

ПОБЕДИТЕЛИ ШКОЛЬНОГО

СМОТРА СТРОЯ И ПЕСНИ.




МУЗЕЙ ИМ. ГРОДЕКОВА.

ЗАНЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ. ИЗУЧАЕМ РОДНОЙ КРАЙ.



















ПАМЯТИ ПАВШИХ







НАПРАВЛЕНИЕ 2. «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ…».



АКЦИЯ « ДЕТИ - ДЕТЯМ»



НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА №5



ПОСВЯЩЕНИЕ В ТИГРЯТА



















ВЫЕЗД В ДЕТСКИЙ ДОМ №4

















ПОДАРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ



КОНЦЕРТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ























ПОСЕЩЕНИЕ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ



















НАПРАВЛЕНИЕ 3. «ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ».





















НАГРАДЫ ЗА ТРУД























НАПРАВЛЕНИЕ 4. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО».





ВЕСЕЛЫЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ














НАПРАВЛЕНИЕ 5. «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ».


ПОСТАНОВКА СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ

АКЦИЯ « УКРАСИМ ЕЛОЧКУ В ЛЕСУ»

АКЦИЯ « ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

















СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ





























ЗНАКОМИМСЯ С ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМИ ПИСАТЕЛЯМИ



























НАПРАВЛЕНИЕ 6. «КРАСОТА ВОКРУГ НАС». 



НАБЛЮДАЕМ, ОТКРЫВАЕМ, УДИВЛЯЕМСЯ.





РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ



СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ С РОДИТЕЛЯМИ

32



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учитель-духовный наставник

Автор: Гайдамак Светлана Владимировна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224645

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства