kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «Этика и психология общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – методическое пособие к аудиторным занятиям

                                                                      (внеаудиторной самостоятельной работе)

                    обучающихся                  

по учебной дисциплине  «Этика и психология общения»

                                                           для обучающихся  по профессии     

13450  Маляр   

                             18880   Столяр строительный  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «Этика и психология общения»»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»













Учебно – Методическое пособие

по учебной дисциплине «Этика и психология общения»


Успех делового общения.

Способы улучшения общения

Учебно – методическое пособие к аудиторным занятиям

(внеаудиторной самостоятельной работе)

обучающихся

по учебной дисциплине «Этика и психология общения»

для обучающихся по профессии

13450 Маляр

18880 Столяр строительный





















Ангарск, 2015год


Рассмотрено и одобрено Утверждаю:

на заседании ПЦК Директор АТСТ

гуманитарного цикла _______ Леснов В.Н.

Протокол № 04 от

«08 »__12_2015 г.

Председатель ПЦК

___________ Н.В.Ефремова













Составитель: Ефремова Н.В., преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»




Рецензент: Алехина Л.С., кандидат исторических наук, преподаватель НОУ СПО «Ангарский экономико- юридический колледж»

























Содержание


  1. Типы поведения

  2. Неуверенное поведение

  3. 3. Агрессивное поведение

  4. Уверенное поведение

  5. Тест. Насколько Вы уверены в себе?

  6. Отличие уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

  7. Последствия трех типов поведения

  8. Процедура (тренинги)

  9. Вывод

  10. Словарь

  11. Литература





































Пояснительная записка


Учебно – методическое пособие разработано в соответствии с программой, Федеральным государственным образовательным стандартом и предназначено для обучающихся по профессии

18880 Столяр строительный

13450 Маляр

Данное учебно – методическое пособие призвано оказать помощь в систематизации,углублении и обобщении знаний по теме «Успех делового общения.

Способы улучшения общения» по УД «Этика и психология общения» как на учебных занятиях, так и при самостоятельной внеаудиторной работе, при подготовке к зачету.

С целью овладения указанным общепрофессиональным циклом и соответствующими общими и профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения общепрофессионального цикла должен:

уметь:

  • соблюдать правила профессиональной этики;

  • применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

  • определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

знать:

  • правила обслуживания населения;

  • основы профессиональной этики;

  • психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности маляра строительного и столяра строительного;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.













Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать

внимательно слушать и

перестань говорить, когда

нечего больше сказать.

И. Лафатер




Три типа поведения. Традиционно в психологии личности выделяются 3 типа поведения: уверенное, неуверенное и агрессивное. 

 

Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других. 

 

Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей. 

 

Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими. 

 

Данные типы поведения в жизни проявляют себя по-разному: через особенности взаимоотношений с другими людьми, через систему ценностей и установок личности, и через невербальное поведение. При этом по данным разных авторов от 60 до 90% (А.Пиз, А.Мейерабиан, Ю.И.Александров и др.) информации передается невербальными средствами. Поэтому на тренинге уверенности большое внимание уделяется именно телесно-двигательным проявлениям уверенности, неуверенности и агрессивности. 

 

Осознание и управление собственными телесно-двигательными процессами важно в тренинге уверенности, по крайней мере, по двум причинам. 

 

Во-первых, это дает возможность саморегуляции и управления собственным состоянием уверенности. Принятие уверенной позы и чувствование нюансов ее телесных ощущений может помочь почувствовать себя более уверенным. 

 

Во-вторых, это способ управления чужим мнением. Поскольку партнер по общению будет оценивать нашу уверенность во многом опираясь на наблюдение (осознанное или неосознанное) наших телесных проявлений. И это важно для самопрезентации, например, в ситуациях собеседования по поводу приема на работу, в деловых переговорах. 

 

Кроме этого, хочу отметить, что способность различать разные типы поведения является важной составляющей компетентности в общении. Во многих группах тренинга уверенности в себе актуальным было умение видеть разницу между уверенным и агрессивным поведением, поскольку одно иногда принималось за другое. 

 

Исследование двигательных паттернов. 

 

В рамках тренинга уверенности, проводимого в Московской службе психологической помощи населению, одно из занятий посвящалось изучению телесных проявлений разных стилей поведения: уверенного, неуверенного и агрессивного. Исследование проводилось в 2005г. 

 

Выборка – участники четырех групп тренинга уверенности в себе. 

 

Этапы исследования двигательных паттернов. 

1.Ведущая рассказывает о трех типах поведения. 

2.Ведущая объясняет схему наблюдения движений. 

3.Участники работают в парах по наблюдению за двигательными паттернами друг друга. 

4.Участники всей группы составляют обобщенный список характерных телесно-двигательных особенностей проявления трех типов поведения. 

 

Участникам предлагалась следующая схема наблюдения движений. Схема составлена с опорой на систему Р.Лабана , при этом используются собственные слова. 

 

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ. 

Части тела: Голова; Плечи; Руки, пальцы; Спина; Тазовая область; Ноги, стопы. 

Движение в пространстве: Вперед/ назад; Вправо/ влево; Верх/ вниз. 

Скорость движения: Быстро/ медленно. 

Форма тела: Узкое/ широкое. 

Сила движения: Сильное/ слабое. 

Качество движений: Резкие/ плавные. 

Направление движения: Направленные/ ненаправленные. 

Наклон корпуса: Вперед/ назад/ держится прямо. 

Включение в движение оси тела: Ось тела включена в движение/ Ось тела не включена в движение (движение рук, ног отдельно). 

 

 

Результаты исследования двигательных паттернов. Представленные результаты являются обобщением эмпирического материала. Статистический анализ данных не проводился. При описании типов поведения использованы слова участников тренинга. Для одного типа поведения иногда указывались несколько вариантов телесных проявлений. 

 

НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 

Голова: опущенная или наклон в сторону, вниз. 

Мимика: застывшая мимика или неконтролируемые движения мышц лица. 

Взгляд: взгляд вниз, в пол, или «бегающий» взгляд (быстрое перемещение взгляда по пространству), или взгляд из-под лобья, или расфокусированный взгляд. 

Рот: «покусывает ногти или губы», «улыбка не до конца». 

Плечи: опущенные, подняты вверх и вперед. 

Спина: согнутая, «сутулая». 

Грудная клетка: «закрывание себя» (сумкой, руками). 

Руки, пальцы: поправляет/ подергивает/ теребит одежду или прическу, мелкие движения пальцами, руки совершают различные движения (сумку открывают, пальцы теребят). 

Тазовая область: «ерзание на стуле». 

Ноги, стопы: колени вместе; носки внутрь; мелкие, маленькие шаги; перенос веса с ноги на ногу; перекрещенные ноги. 

 

Движение в пространстве: «сидит на краешке стула», «ходит по стенке». 

Наклон корпуса: наклон туловища к коленям, наклон туловища в сторону. 

Форма тела: узкая поза, сжатие туловища. 

Скорость движения: быстрые движения руками и ногами; скорость может меняться (быстрая или замедленная). 

Сила движения: слабые; сниженный тонус ног. 

Качество движения: резкие, «угловатые». 

Направленность движения: нарушение точности движения, хаотичные изменения тела, частые изменения положения тела. 

Расслабление/ напряжение: напряжение рук, ног; скованность; напряжение. 


что делает в таких случаях человек с неуверенным поведением


А он действует исподтишка, НЕПРЯМО. Он тоже хочет добиться своего, но всегда с помощью манипуляции, интриги, сложной многоходовки — и при этом чаще всего остаётся в дураках, либо тратит слишком много сил на то, чтобы добиться пустякового результата.


Откуда берётся неуверенное поведение

Психологи называют это замечательным термином, внимание ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ.


Когда кто-то (или мы сами себе) навязывает мысль, что мы вот этого не можем, и вот этого, и вот эщё этого — тоже не можем.


Некогда женское воспитание давало в приданое всем барышням именно ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Поэтому они никогда не действовали напрямую, а всегда строили козни, пока их не обвиняли в хитрости как черте присущей их полу вообще. А всего лишь — коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции...


Многие национальные диаспоры, живущие годами в окружении чужаков и испытывающие некоторые притеснения, с молоком матери впитывали опять-таки ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ.


И поэтому они тоже никогда не действовали напрямую, пока сожительствующие с ними бок о бок национальные большинства не начинали обвинять их в хитрости как в национальной черте. А всего лишь — коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции.


Неуверенные люди страдают о т того, что не умеют ни


- выразить,

- ни проконтролировать свой гнев.


Поэтому они теряют спонтанность — главный ресурс творческого человека.


При этом неуверенные люди вполне могут вести себя ОЧЕНЬ ВЫСОКОМЕРНО. Дело в том, что так называемый «комплекс превосходства» это часто прикрытие «комплекса неполноценности».


Помните семнадцатилетнего Д,Артаньяна, каким описал его Дюма


Д,Артаньян был страшно неуверенным в себе провинциальным подростком, ехавшим в Париж на позорной лошади...


Как пишет Дюма «Каждый взгляд он принимал за вызов, каждую улыбку — за оскорбление».


Со стороны он не показался бы Вам неуверенным человеком. Однако высокомерие — это всегда признак запущенной неуверенности в себе.


Помните! Неуверенность, уверенность и агрессивность — проявляются сразу же в наших мимике,


осанке,

жестах,

взгляде и

интонации речи.

Самое печальное — то, что никому не нужно быть психологом, чтобы с пяти секунд знакомства чётко определить нас как человека


уверенного,

неуверенного,

агрессивного.

Этот психологический расклад способен сделать за пять секунд в своей голове — деградировавший бомж, собака, лошадь, человек с двумя классами образования, девяностолетняя бабушка, никогда не выезжавшая из родного села.


Никто не называет то, что почувствовал умными психологическими словами, но Вы будете сразу же взвешены и ... найдены лёгкими. Не дай бог...


Как бороться со своей прозрачностью «народными средствами»


- Взгляд можно спрятать под стёклами тёмных очков,

- мимику уничтожить равномерными жевательными движениями челюстей, засунув в рот жевательную резинку и не выпуская её оттуда,

- Жесты минимизировать, всегда держа руки в карманах, а ходить научившись под ритм музыки из плеера,

- осанку спрятать под свободной одеждой-балахоном,

- интонацию речи уничтожить взяв манеру говорить нечётко, растянуто. Приблатнённо.


Вот. Перед нами портрет АБСОЛЮТНО НЕУВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.


Вывод

Критерии неуверенности

Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования.

Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют.


 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 

Голова: подбородок параллелен полу, или поднят вверх, или опущен вниз; «качание головой вперед-назад». 

Мимика: выдвинутая вперед нижняя челюсть. 

Взгляд: пристальный взгляд «глаза в глаза»; суженные веки (прищуренный взгляд); прямой взгляд; взгляд долго фиксируется на партнере. 

Плечи: «приподнятые плечи». 

Грудная клетка: грудь выставлена вперед. 

Спина: прямая. 

Руки, пальцы: кидание предметов; «бьет пальцами по стулу», «бьет кулаком», «размахивает руками»; оскорбительные жесты; «руки в боки»; хлопанье дверью; сжатые кулаки; «руки тянутся вперед по направлению к партнеру»; руки опираются на ноги. 

Ноги, стопы: «стучит ногой об пол»; широкие шаги; ноги расставлены шире плеч. 

 

Движение в пространстве: «занимает все пространство кресла». 

Наклон корпуса: вперед по направлению к партнеру. 

Форма тела: широкая поза; широкие шаги. 

Скорость движения: быстрая. 

Сила движения: сильные, «слышимые/ шумные движения». 

Качество движения: резкие. 

Направленность движения: направленные или хаотичные движения. 

Расслабление/ напряжение: напряжение. 


Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека?

Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику.


 

УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 

Голова: прямая, подбородок параллелен полу. 

Мимика: живое выражение лица. 

Взгляд: прямой/ открытый взгляд, контакт глаз, сфокусированный взгляд, устойчивый контакт глаз: «глаза в глаза». 

Рот: улыбка, «легкая улыбка». 

Плечи: расправленные. 

Грудная клетка: открытая; грудь вперед. 

Спина: прямая, ровная; «есть опора на спинку кресла». 

Руки, пальцы: расправленные кисти рук; руки лежат на подлокотниках или вдоль тела; перекрещенные руки с открытой грудной клеткой; жестикуляция соответствует смыслу сказанного. 

Ноги, стопы: стопы параллельны друг другу; расстояние между стопами «на ширине плеч»; или нога на ногу; опора на стопы. 

 

Движение в пространстве: «полностью занимает сиденье кресла». 

Наклон корпуса: прямо. 

Форма тела: туловище расправлено. 

Скорость движения: средняя, редко меняется (стабильная). 

Сила движения: достаточно сильная. 

Качество движения: плавные, ритмичные. 

Направленность движения: целесообразные, направленные, точные. 

Расслабление/ напряжение: расслабленность; «расслабленные руки». 


Уверенность в себе — по каким признакам ее можно определить?

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит.


Насколько Вы уверены в себе?

Если Вы все же решили попытаться изменить свое поведение, то вначале мы рекомендуем Вам самостоятельно оценить, насколько Вы в настоящее время уверены в себе. Для этого мы предлагаем Вам ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте высказывания и решите, насколько Вы с ними согласны. Ниже приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что Вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» — что Вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени Вашего согласия с тем или иным высказыванием.

 

 

не согласен — полностью согласен

(1)

Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

(2)

Мне трудно сказать «нет»

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

(3)

В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

(4)

Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

(5)

Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

 

Сумма баллов

 

Теперь сложите все баллы. А сейчас подумайте о том, какой суммы баллов Вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). Позднее Вы сможете проверить, достигли ли Вы уже своей цели, или Вам следует еще поработать над собой. Тогда Вы увидите, насколько увереннее и смелее стали. Вместе с этим Вы сможете порадоваться, что к тому моменту времени пробрели большой опыт.

«Уверенность в себе» или «наглость»?

Мы все время говорим об уверенности в себе. Но что это такое? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотели бы обратить Ваше внимание на очень важное замечание.

Вести себя уверенно — не означает вести себя бесцеремонно.

Часто на него не обращают внимание. Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования. То есть, правильным будет именно разумное поведение в такой ситуации.

Если речь идет исключительно об объективном требовании, то, предъявляя его, следует вести себя соответствующим образом.

Что значит «вести себя соответствующим образом»?

В такой ситуации не следует быть агрессивным. Это просто не уместно и не принесет никакой пользы делу. Возможно, в результате этого другой человек почувствует себя подавленным и выполнит все, что я потребую. Но, возможно, моя агрессивность вызовет сопротивление с его стороны. А это, в свою очередь, снизит вероятность, что он все-таки выполнит мое требование. В любом случае агрессивным поведением я только испорчу отношения с этим человеком.

Но это ни в коем случае не значит, что от агрессивного поведения нужно принципиально отказаться, вовсе нет. Каждый человек может вести себя так, как считает правильным и уместным в той или иной ситуации, при условии, что он уважает право другого человека на физическую и моральную неприкосновенность. Но при этом всегда следует прогнозировать последствия своих действия. Если, например, друг взял у меня книгу и, несмотря на неоднократные напоминания, все еще не вернул, то я могу решительно и четко повторить свое требование. Вероятнее всего, больше я ничего не буду ему одалживать. Я также могу отругать, оскорбить его или даже угрожать ему. Возможно, таким образом, я получу назад книгу, но тем самым очень сильно испорчу с ним отношения.

Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение?

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Наверное, не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул.

Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного.

Последствия этих трех способов поведения

Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?».

Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно.

Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику.

Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных.

В следующей таблице приведены некоторые из перечисленных признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Если Вы понаблюдаете за своими друзьями, знакомыми или коллегами и при этом определите, какой человек ведет себя уверенно, какой неуверенно и какой агрессивно, то, наверное, заметите и другие признаки, которыми Вы сможете дополнить этот перечень.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

Уверенное

Неуверенное

Агрессивное

Голос

громкий внятный

тихий

напряженный, повышенный тон или тихий

четкий

нерешительный

скрывающий угрозу, шипящий

Формулировка

недвусмысленная

неясная, нерешительная

угрожающая, оскорбительная, обижающая

Содержание

точное обоснование выражения собственных потребностей

излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей

угрожающая, оскорбительная, обижающая

использование слова «Я»

использование безличных предложений

никаких объяснений и обоснований

чувства и эмоции выражаются прямо

чувства выражаются косвенно

игнорирование прав других
угрозы, оскорбления, бескомпромиссность

Жестикуляция, мимика

подчеркивающая, живая, расслабленная осанка

практически отсутствует или судорожная

неконтролируемая, угрожающая, бурная

зрительный контакт

отсутствие зрительного контакта

отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»

Влияние

собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным

собеседник чувствует свое превосходство и / или испытывает жалость

собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

Процедура: Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. Например, можно представить, что ваш друг «забыл» вернуть взятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой: «Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни мои деньги!» Неуверенная реакция может быть выражена такими словами: «Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишком задерживаться с возвратом этих денег?» Наконец, уверенное поведение может включать такую фразу: «Я полагал, что мы договорились: ты должен был вернуть мне деньги сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать это не позднее пятницы».

Надо, чтобы свои способы поведения продемонстрировали все участники группы, даже если времени каждому хватит только на один из трех вариантов. Для этого каждому из участников должна быть предложена ситуация, отличная от тех, что были ранее предложены другим. Если при работе над этими ситуациями прибегать к ролевым играм, участники группы могут отождествлять себя с самыми уверенными, неуверенными или агрессивными людьми из числа их знакомых. При этом они должны помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем произносимые им слова, поэтому интонации, жесты и позы должны соответствовать изображаемой реакции. Если для этого упражнения используют ситуации, которые приведены ниже, можно либо вызывать добровольцев из числа участников группы, либо обходить всех по очереди. При этом надо, чтобы каждый получил обратную связь от участников группы, которая будет оценивать степень уверенности или агрессивности его реакций. Абсолютно правильных реакций в таких случаях не бывает, и их обсуждение может быть очень информативным.

Ниже приведены примеры ситуаций для упражнений в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении, но руководитель группы и его участники могут придумать и что-нибудь другое.

  1. Приятель лезет к вам с разговорами, а вы ужасно спешите, и вот чтобы отделаться от него, вы говорите: ...

  2. Вы заказали в ресторане бифштекс с кровью, но он оказался пережаренным. Вы говорите официанту: ...

  3. За ремонт автомобиля вы получили счет на сумму, которая на 25 долларов превышает предварительную оценку. Вы говорите служащему мастерской: ...

  4. Вы ловите на себе взгляд привлекательной особы противоположного пола и чувствуете, что, возможно, заинтересовали ее (или его) собой. Вы подходите к ней (к нему) и говорите: ...

  5. Собака вашего соседа использует ваш газон как отхожее место. Вы подходите к соседу и говорите ему: ...

  6. Ваш сосед по комнате в общежитии поставил вас в неловкое положение, без вашего ведома пригласив в гости незнакомого вам человека. Вы говорите ему: ...

  7. Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто-то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите: ...

  8. Вы пришли в ресторан, но вас не устраивает место, которое вам предложили. И вы говорите метрдотелю: ...

  9. Ваш знакомый (знакомая) приглашает вас куда-либо, но вам с ним не очень-то интересно. И вы говорите: ...

  10. Ваш друг просит вас одолжить ему вашу машину, но вы не считаете его таким уж хорошим водителем. Вы говорите ему: ...

  11. Ваш приятель ставит вас в неловкое положение, рассказывая при всех истории о вас, и вы говорите ему: ...



 Вывод

 

Итак, выше были описаны общие – отмечаемые многими клиентами – двигательные паттерны трех типов поведения: неуверенного, агрессивного и уверенного. Эти данные можно представить в табличном варианте. И работа по составлению обобщенной таблицы осуществлялась ведущей и участниками тренинга на завершительном этапе занятия, посвященному изучению двигательных паттернов. 

 

Работа с индивидуальными двигательными паттернами. В процессе занятия основное внимание уделялось исследованию индивидуальных паттернов увереннего-неуверенного-агрессивного поведения. И работая в парах, каждый участник имел возможность «продвигать» все три типа поведения, и получить обратную связь партнера-наблюдателя. При этом акцент был сделан на осознание и наблюдение специфических для данного человека телесно-двигательных способов выражения каждого из типов поведения. 

 

В процессе обсуждения (шеринга) уделяется внимание следующим вопросам: 

Какой из типов поведения характерен для меня? 

Каковы мои характерные 1-2-3 движения для каждого из типов поведения? 

Какой легче/труднее проявлять? 

Есть ли запреты/ барьеры на проявление того или иного типа поведения? 

В чем разница между уверенным и агрессивным поведением? 

 

Еще одним из способов работы на тренинге является поиск «переходного» движения между «неуверенностью» и «уверенностью». Когда клиент имеет две «точки» — характерные движения неуверенного поведения и уверенного поведения , и нужно найти третье движение, которое станет «мостиком», «переходом» от одного к другому. Поиск «переходного» движения носит эмпирический характер, и способствует осознанию процесса перехода – преобразования одного качества движения (неуверенного) в другое (уверенное). И в этом поиске заключен большой потенциал процесса саморегуляции и управления собственным состоянием. В дальнейшем (в своей жизни) клиент может использовать найденные «переходные» движения как ключик для «открывания двери уверенности в себе». 

 

 




Словарь


Паттерны в психологии  представляет собой набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий.



















Литература

 

1. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Спб, «Речь», 2002. 

 2. Гринберг Дж. Управление стрессом. Спб: «Питер», 2002. С.136. 

 3. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. Спб, 2000. 

 4. Материалы Специализации по танцевально-двигательной психотерапии. Перевод И.В. Бирюковой. 

 5. Материалы семинара «Введение в Лабан-анализ», проведенного в рамках Обучающей программы по танцевально-двигательной терапии Розой М. Говони и Терезой Эскобар. Москва, 1997. 

 6. Разные варианты работы с «переходными» движениями и рисунками я имела возможность и счастье узнать от И.Бирюковой, Т.Колошиной, Е.Мазур, О.Троицкой, О.Горневой и др.

7. Х. Рудигер, С. Виттманн «Социальная компетенция». — Харьков, 2005


 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «Этика и психология общения»

Автор: Ефремова Нина Васильевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 387011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства