Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством.»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства.
Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программы ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
- Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;
- Содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- Приобщать подрастающее поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранению и охране здоровья детей.
Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:
- гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;
- научности;
- интеграции;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
- соответствие содержания возрастным особенностям учащихся.
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно-нравственной, гармонично- развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
- расширять знания в области современного хореографического искусства;
- способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.
- Развивать способности к фантазии и импровизации;
В области воспитания:
- Содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- Развивать чувства гармонии, чувства ритма, выразительность движений;
- Совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и физические потребности.
- Воспитывать нравственность и трудолюбие;
В области физической подготовки:
- Развивать гибкость, координацию движений;
- Развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
- укреплять физическое и психологическое здоровье.
- Способствовать формированию стройной осанки, красивой походки.
В хореографическое объединение приняты дети 1-4 классов. Наполняемость группы составляет 15 человек. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные.
В результате освоения программы дети должны
знать:
- позиции рук и ног, положение головы;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии;
- значение слов «ритм», «темп»;
- различные музыкально-пространственные упражнения;
- 3-4 танца.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
Ø правильно выполнять позиции рук и ног, положение головы;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции.
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Исполне-ние на празднике
1
Вводные занятия. Правила техники безопасности
1
2
Игровые технологии
1
Азбука классического танца
3
Изучение элементов различных движений
1
4
Отработка движений
1
5
Соединение движений в танец
1
6
Отработка танца
2
7
Исполнение танца
Осенний бал
Изучение танца «Вальс для мамы»
8
Изучение элементов различных движений
2
9
Отработка движений
1
10
Соединение движений в танец
1
11
Отработка танца
2
12
Исполнение танца
День матери
Изучение танца «Современные ритмы»
13
Изучение элементов различных движений
1
14
Отработка движений
1
15
Соединение движений в танец
1
16
Отработка танца
2
17
Исполнение танца
Новый год
Изучение танца «Поварята»
18
Изучение элементов различных движений
1
19
Отработка движений
1
20
Соединение движений в танец
1
21
Отработка танца
2
22
Исполнение танца
День Защитника Отечества
Изучение танца «Гномики»
23
Изучение элементов различных движений
1
24
Отработка движений
1
25
Соединение движений в танец
1
26
Отработка танца
2
27
Исполнение танца
8 Марта
Изучение танца «Русский перепляс»
28
Изучение элементов различных движений
1
29
Отработка движений
1
30
Соединение движений в танец
1
31
Отработка танца
2
32
Исполнение танца
9 Мая – День Победы