kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методический план занятий по плаванию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить человека плавать - значит привить ему жизненно необходимый навык. Плаванье является одним из эффективных средств гармонического физического развития человека, укрепление его здоровья. Достаточно вспомнить о специфических особенностях плавания, чтобы представить ценность воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм. Одна из них заключается в том, что человек производит движения в необычной для себя среде – воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводность, вязкость, плотность и др.) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение   в   воду   вызывает   изменения   теплорегуляционных процессов, что может способствовать закаливанию организма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический план занятий по плаванию »

36










Разработка учебно-методического плана занятий по плаванию в рамках школьной программы
































Отрадный 2015

Оглавление

Введение 2

Физиологические особенности организма у людей, занимающихся плаванием 3

Анализ существующих программ обучения плаванию в школе 8

Планы-графики учебного материала 36

Выводы 50

Литература 51


Введение

В нашей стране по-прежнему велико число несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России тонут в среднем 17 тысяч человек.

В целом, число несчастных случаев еще больше: многие оказываются спасенными.

Тонут преимущественно лица трудоспособного возраста (25 – 35 лет) и дети. Каждый пятый погибший на воде – ребенок (В.В.Горбунов, 1990). Среди погибших на воде в 85% случаев – лица мужского пола. Принимая во внимание бесценность человеческой жизни, любая смерть по причине утопления – трагична. Если добавить, что тонут, главным образом, дети и лица трудоспособного возраста, можно утверждать: проблема носит важный государственный характер.

Причины гибели на воде – разные, но одна из главных – неумение плавать. По статистике, лица, не умеющие плавать, терпят бедствие на воде 5-6 раз чаще, чем те, кто умеет плавать (С. Имамходжаева, В.Медняков, 1989).

В специальной литературе отмечается низкий уровень плавательной подготовки населения. Основным путем решения проблемы несчастных случаев на воде – массовое обучение плавать. Отсутствие оборудованных мест занятий, загрязнение окружающей среды, климатические условия большинства регионов России и многие другие причины обуславливают суть и проблемы и не способствуют ее решению (А.Д.Викулов, 2003)

Возможности разных форм организации обучения плаванию в стране, в целом, не велики.

Заметной современной тенденцией на мировом рынке и в России является появление большего количества оборудованных плавательных бассейнов – разных форм, размеров, разных конструкций. В последние годы в России количество крупных плавательных бассейнов возросло примерно на 20%. Такие спортивные сооружения в наибольшей степени соответствуют требованиям к оборудованию мест занятий физическими упражнениями.

Плавание – это один из самых массовых и популярных видов спорта, прекрасное оздоровительное средство, средство закаливания, средство отдыха. Великое значение прикладных аспектов плавания (Л.И.Анкина, 1988; В.Н.Мухин, 1988; В.Н.Платонов, С.Л.Фесенко 1990 г, Н.Ж. Булгакова и др. 1996; Т.И.Осокина и др. 1991; Т.Г.Меньшуткина 1999; В.Н.Платонов, 2000).

Значительное число несчастных случаев на воде (в том числе со смертельным исходом), с одной стороны и популярность плавания с другой стороны, обуславливает суть проблемы обучением детей плаванию.

Физиологические особенности организма у людей, занимающихся плаванием

Научить человека плавать - значит привить ему жизненно необходимый навык. Плаванье является одним из эффективных средств гармонического физического развития человека, укрепление его здоровья. Достаточно вспомнить о специфических особенностях плавания, чтобы представить ценность воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм. Одна из них заключается в том, что человек производит движения в необычной для себя среде – воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводность, вязкость, плотность и др.) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменения теплорегуляционных процессов, что может способствовать закаливанию организма.

Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии.

В целом это способствует достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) ткани. Раздражая рецепторы тела, вода оказывает стимулирующие воздействие на центральную нервную систему. При плавании создаются особые условия для деятельности сердечнососудистой системы. Известный советский физиолог спорта B.C. Фарфель, много лет посвятивший изучению физиологических основ плавания, так характеризует функциональное состояние организма при плавании: «В группе мышц отсутствует статистическое напряжение, и мышечная система, как правило, расслаблена. Сосуды мышц так же расслаблены, их просвет расширяется, и вследствие этого уменьшается сопротивление кровотоку. По расширенным сосудам кровь продвигается под меньшим, чем по норме, давление. Этому способствует также горизонтальное положение тела. Сердце выталкивает кровь по артериальной системе периферии по горизонтали, а не по вертикали, как это бывает при ходьбе по суше. Сокращение мышц действует подобно насосу, помогая «выжимать» кровь по венозной системе к сердцу. » Все это оказывает благоприятное воздействие на деятельность органов кровообращения.

Особенности двигательной деятельности пловца

При нахождении тела пловца в воде земное притяжение является «топящей» силой. Однако этой силе противостоит «подъемная» сила, определяемая потерей веса при погружении в воду. В пресной воде «топящая» превышает «подъемную» примерно на 0.8 - 1 кг. Таким и становится вес пловца в воде. Снижение веса тела облегчает усилия пловца. Однако передвижение в воде имеет и специфические трудности, которые обусловлены большей плотностью воды по сравнению с воздухом. При погружении в воду пловца испытывает гидравлическое давление, которое нарастает при увеличении глубины погружения. Сопротивление воды движением пловца очень значительна. Оно определяет величину мышечных усилий при плавании. Сопротивление воды рассчитывается по формуле R= kV2 , где R- сопротивление воды в кг, к - коэффициент, зависящий от плотности воды, от коэффициента обтекаемости и площади наибольшего поперечного сечения тела, V – скорость движения в м/с. Сопротивление воды увеличивается пропорционально квадрату скорости движения. Например, при буксировке пловца со скоростью 13 м/с оно составляет около 5 кг, при скорости 1,7 м/с – 5,5 кг. Обычно при спортивной деятельности часть мышц выполняет статистическое напряжение, что необходимо для поддержки определенной позы тела. При плавание это не требуется, и все основные мышечные группы пловца выполняют динамическую работу.

Анализаторы. В процессе тренировок у пловца формируется особое комплексное восприятие различных раздражителей, называемая «чувством воды». Оно обусловлено ощущениями, возникающими при раздражении тактильного, температурного, проприоцептивного и вестибулярного рецепторов. При наличии «чувства воды» пловцы хорошо анализируют малейшие изменения в величине сопротивления воды, ее давление и температуру. Эти ощущения способствуют улучшению движений пловца. Тренировки в плавание способом кроль повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата. Это обусловлено его многократными раздражениями при поворотах головы во время вдоха и выдоха и, кроме того, воздействием на вестибулярный аппарат Холодовых раздражителей.

Двигательный аппарат

Под воздействием тренировки у пловцов развивается сила мышц. При плавании в работу вовлекаются все основные мышечные группы. Способы плавания кроль и дельфин предъявляют наибольшее требование к мышцам рук и плечевого пояса, вызывая преимущественное развитие этих мышц. У пловцов, обладающих высокой техникой движения, отмечается строгая последовательность работы отдельных мышечных групп в каждом двигательном цикле. Она сохраняется и при повышении скорости плавания. При этом возрастает мышечное усилие и удлиняется путь их приложения в срезе грибка. В фазе переноса длительность усилий, наоборот, уменьшается. Мышцы пловца должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Дыхание и расход энергии

При плавании дыхание осуществляется в необычных условиях. При вдохе и особенно при выдохе пловцу приходится преодолевать сопротивление воды. В связи с этим плавание является одним из эффективных средств развития дыхательной мускулатуры. По величине жизненной емкости легких пловцы занимают одно из первых мест среди спортсменов, специализирующих в различных видах спорта. У пловцов-мастеров спорта она составляет в среднем 6055+410 мл, что превышает должностную величину более чем на 30%. Легочная вентиляция при плавании может возрастать до 120-150 л/мин. Однако даже такая величина ее недостаточна для удовлетворения потребностей организма в кислороде. Коэффициент использования кислорода значительно увеличивается (до 5-6%). Однако при максимальных скоростях этот коэффициент снижается (в среднем до 4%), что ведет к уменьшению потребления кислорода и преобладанию анаэробных процессов, обеспечивающих восстановление АТФ. Потребление кислорода при плавании у квалифицированных спортсменов-мужчин составляет в среднем 5-6 л/мин, что близко к величине их МПК. Расход энергии при плавании несколько больше, чем при циклической работе в других видах зависит от большей теплопроводности воды по сравнению с воздухом. Даже при неподвижном пребывании в воде 120 С в течении 4 минут расходуется 100 Ккал тепла, т.е. столько же, сколько в воздушной среде за 1 час.

Спокойное состояние в воде 24-250 С в течении 3-4 минут вызывает повышение энергетических трат более чем на 50%. Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанции 100-1500 м он составляет в среднем от 100 до 450 Ккал.

Кровообращение

Горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, т.к. в этих условия отсутствуют препятствия для продвижения крови - сила тяжести. У пловца в положении лежа систолический объем крови несколько больше, чем в положении сидя и стоя. Поэтому при плавании увеличение систолического объема по отношении к исходному показателю несколько меньше, чем при других физических упражнениях. Однако абсолютные величины систолического объема крови при плавании могут быть очень большими. Увеличение систолического объема крови и учащение сердцебиения ведут к значительному повышению минутного объема крови. Благоприятным фактором для деятельности сердца при плавании является отсутствие статических напряжений скелетных мышц. Их ритмичные сокращения, сочетаясь с глубоким дыханием, усиливают венозный приток к сердцу. Особенности работы сердца при плавании способствует его развитию.

Кровь

Изменения в картине крови при плавании типичны для циклической работы субмаксимальной и большой мощности (увеличивается содержание эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, повышается концентрация молочной кислоты снижается резервная щелочность).

Выделительные функции и терморегуляция

При плавании почти отсутствует потоотделение. Продукты обмена веществ, которые при других физических упражнениях выводятся с потом, у пловцов могут выводиться только через почки. Это предъявляет дополнительные требования к их функциям. Уменьшенное кровоснабжение почек при работе и необходимость выведения кислых продуктов обмена, изменяют проницаемость почечного эпителия. В связи с этим у пловцов нередко после заплывов появляется в моче белок. Изменение деятельности почек является одной из специфических реакций организма на плаванье. Длительное пребывание пловцов в прохладной воде может вести к значительным потерям тепла и переохлаждению тела. Однако у тренированных пловцов процессы, обеспечивающие сохранение постоянной температуры тела, более совершенны, чем у людей, не адаптированных к охлаждению. Таким образом, плавание является одним из эффективных средств закаливания организма.

Анализ существующих программ обучения плаванию в школе

Проанализировав общую школьную программу обучения плавания – это программа свои цели и задачи и составляет рекомендации для учителей для обучения детей. Урок идет 45 минут. Сетки часов нет. Школам самим предоставляется право выбора работы и методики обучения в зависимости от условий занятий (наличие бассейна в школе). В нашей школе предмет «физкультура - Плавание» идет как отдельный предмет обучения продолжительностью 2 учебный четверти (36 часов). Спаренные уроки (40 + 40). Эффективность спаренных уроков доказана проведением хронометража урока. Это время позволяет решать самую главную задачу: оздоровление детей, закаливание, обучение детей плаванию спортивным способом плавания, но и обучение навыкам и приемам спасения тонущих и оказания первой не медицинской помощи. С уроком плавания связаны и такие предметы как ОБЖ и военная подготовка, хотя они вынесены как отдельные предметы.

Ученики выпускных классов сдают зачет: «преодоление водной преграды: 9 классы – 1000 м, 10 классы – 1200 м, 11 классы – 1500 м. проплыть без остановки. 2 классы – 200 метров и т.д.». Это идет в предмете «Плавание», а не в ОБЖ и военной подготовке. Зачет по спасению тонущего и оказания первой помощи идет как практика так и теория.

Сравнительный хронометраж обычных и сдвоенных уроков 45 мин. и урока (40 + 40) Обычный урок (45 мин)

По звонку на урок дети организованно, всем классом заходят в раздевалки. Раньше они организованно не успевают, т.к. перемены 10 минут и надо пройти из кабинета предыдущего урока в здание бассейна и еще ряд объективных причин (столовая, учитель задержал класс, дежурные по школе и т.д.).

10.00 – 10.15 – проход в раздевалку. Душ.

10.15 – 10.20 – проверки присутствующих. Постановка целей и задач урока.

10.20 – 10.40 – основная часть урока.

10.40 – 10.45 – заключительная часть.

До следующего урока остается перемена 10 мин. Дети не могут посушиться и все время в напряжении, чтобы не опоздать на следующий урок. В общероссийской программе обучения написано: из 45 минут – не менее 30 минут проводить занятия в воде, остальное время отводится общеразвивающим и специальным упражнениям. Но как мы видим это не реально. Такие занятия малопродуктивны.

Сдвоенный урок (40 + 40 мин)

10.00 – 10.05 – проход в раздевалку.

10.05 – 10.20 – проверка занимающихся, упражнения на суше.

10.20 – 10.25 – душ.

10.25 – 11.05 – основная часть урока.

11.05 – 11.10 – заключительная часть.

Дети отпускаются за 10 минут до конца урока, т.к. работаем без перемены. 20 -25 минут, включая перемену, остается на одевание и сушку, и подготовку к другому уроку. Время на решение поставленных задач хватает.

Недостатки системы обучения плаванию в школе и меры по их преодолению

Анализируя работу других школьных плавательных бассейнов, где занятия проводятся по 45 минут и по одной учебной четверти в году, считаю эти занятия не продуктивными, т.к. учитывая подготовку к занятиям (переодевания, душ в начале и конце занятий) времени на занятия в воде остается 25 минут. Занятия проводятся в основном в игровом режиме. Времени на обучение спортивным способом плавания фактически нет. Спаренные уроки (2 х 40) считаю более эффективными, где включаются упражнения на суше и время позволяет проводить занятия в учебно-тренировочном режиме и достаточно остается времени на игры в воде.

Температура воды 280 позволяет более продуктивно использовать упражнения для освоения с водой. Выполнение упражнений в воде так же требует большего времени. Так же считаю нужно отказаться от метода многократного повторения упражнений. Время занятий дает возможность вводить в занятия более разнообразные упражнения, что приводит к интересу знаний. Считаю, что эта программа дает возможность более интересно и эффективней проводить занятия по плаванию на протяжении двух четвертей и двух спаренных уроков в неделю. Так же при наших условиях (занятия включены в общее школьное расписание) следует отказаться от методики «Комплексного обучения». Из нашей практики при обучении начальных классов акцент делается на определенный способ плавания. За полугодие (30 часов) учащейся овладевает основами техники плавания. При наших условиях продуктивней использовать метод целостного освоения плавательных упражнений, метод последовательного обучения - способом плавания (кроль на груди и на спине, брасс). В основу обучения положен способ плавания кроль на груди.

Весь учебный материал, применяемый при обучении плаванию школьников, изложен в плане-графике учебного материала в методическом плане обучения. Все средства, применяемые при обучении плаванию – общее развитие и специальные упражнения для изучения для изучения техники плавания, игры и развлечения на воде, учебные прыжки в воду, старты и повороты при плавании, изучение способов спасения тонущих, способов транспортировки пострадавших, оказания первой не медицинской помощи, учебно-тренировочные занятия, зачетные занятия, соревнования – распределены на 18 уроков (36 часов) в каждом классе общеобразовательной школы ( с 1 по 11 класс).

Во всех классах занятия начинаются с теории: техника безопасности и правила поведения на занятиях плаванием. Ребенок даже умеющий плавать, не должен переоценивать свои силы. Из-за беспечности, ложной смелости, присущей особенно мальчиком этого возраста, может произойти непоправимое. Заканчивается курс обучения во всех классах соревнованиями - «Первенство школы среди 1-2-3 и т.д. классов». Приглашаются родители и дирекция школы. Работа учителя видима. В начальной школе на первых уроках из-за вынужденных остановках, неумением передвигаться и повышенный теплоотдачи ребята мерзнут. Поэтому надо чередовать упражнения, выполняемые на месте, с упражнениями в движении. Необходимо так же чередовать упражнения, выполняемые с задержкой дыхания, с активными выдохами в воду. За счет усложнения учебного материала и постоянного увеличения проплываемых на уроках дистанций, растет нагрузка и повышается тренированность детей. Уроки строятся так, чтобы дети как можно больше плавали и как можно меньше стояли.

В начальной школе на первых уроках плавания бегло повторяются основные упражнения для освоения с водой. Большое внимание уделяется таким упражнениям как скольжение на груди и на спине. Эти упражнения надо повторять в каждом классе начальной школы и выполнять очень хорошо.

Также в начальной школе совершенствуется техника плавания в полной координации, а также с помощью одних ног, рук и посредством других упражнений. Проплываемое расстояние увеличивается постепенно. Также включены игры на воде, изучение стартов и поворотов. Отказ от методики более прогрессивного метода обучения «Комплексное обучение» обусловлено большим перерывом в обучении: полугодие. Приходится концентрироваться на обучении одного способа плавания и учащиеся приобретают более стойкий навык плавания.

Эта методика у нас себя оправдывается, что подтверждается практикой.

Предлагаемая система нормативов при обучении плаванию в школе с 1 по 11 классы

Нормативы начальной школы

1 класс – 25 м. кроль на груди с оценкой техники плавания.

2-3 класс – 50 м. кроль на груди и на спине с оценкой техники плавания.

200 м. на выносливость (без остановки, способы можно менять).

4 класс – 50 м. на груди, на спине, брасс с оценкой техники плавания.

300 м. на выносливость (без остановки, способы можно менять).

В средних классах продолжается совершенствование техники плавания, кроль на груди, на спине, брасс. Техника спортивных способов плавания совершенствуется во время проплывания в полной координации, а также с помощью одних ног, рук и других упражнений. Уделяется много времени на выполнение упражнений на согласования дыхания с работой ног и рук. Изучение стартов и поворотов. В средних классах учащиеся должны в совершенстве владеть техникой выполнения стартов и поворотов. В этих классах применяются все методы развития скорости и выносливости. В средних классах обучение проводится по методики целостно-раздельного обучения, т.к. идет уже совершенствование техники плавания и развитие специальной выносливости. Все занятия проходит в учебно-тренировочном режиме. Объем плавания увеличивается с 1000 м. до 3000 м. к восьмому классу. Опять же в средних классах, нам время позволяет эффективней использовать словесные методы (объяснение), наглядные (показ, учебные пособия).

В конце обучения каждый класс проводит зачетные соревнования.

5 класс – 50 м. в/с – 1.10, 50 н/с – 1.15, 50 брасс – 2 мин.

Плавание на выносливость – 300 м. (способы можно менять).

6 класс - 50 м. в/с – 1.00, 50 н/с – 1.05, 50 брасс – 1.40 мин.

Плавание на выносливость – 400 м. (способы можно менять).

7 класс - 50 м. в/с – 55, 50 н/с – 1.00, 50 брасс – 1.30 мин.

Плавание на выносливость – 500 м. (способы можно менять).

8 класс - 50 м. в/с – 50 сек, 50 н/с – 55 сек, 50 брасс – 1.20 мин.

Плавание на выносливость – 600 м. (способы можно менять).

В старших классах акцент делается на развитие плавательной выносливости методом многократного повторения отрезков с ограниченным временем отдыха. В старших классах очень много времени уделяется изучению приемов спасения, методам транспортировки, оказания первой не медицинской помощи тонущему. В конце обучения каждого класса проводится зачет:

- способы освобождения от захватов,

- способы транспортировки пострадавших в воде,

- оказание первой помощи пострадавшему.

Зачет:

9 класс – 50 м. в/с – 45 сек, 50 н/сп – 50 сек, 50 брасс – 1.10 мин.

Плавание на выносливость – 1000 м.

10 класс - 50 м. в/с – 40 сек, 50 н/сп – 50 сек, 50 брасс – 1.10 мин.

Плавание на выносливость – 1200 м. (способы можно менять).

11 класс - 50 м. в/с – 38-40 сек, 50 н/сп – 50 сек, 50 брасс – 1.05 мин.

Инновационная система обучения плавания в школе, охватывающая учеников с 1 по 11 классы

Исходя из всего выше сказанного, в отличие от методики обучения и программы обучения в других плавательных бассейнах, в наших условиях методики обучения отличаются: задачей обучения. Каждый школьник овладевает прочным навыком, спортивными способами плавания и владеет приемами спасения тонущих и оказания первой помощи. Исходя из этих задач и условий занятий, нам более целесообразно применять методику поочередного оборудования детей спортивным способом плавания.

Для учащихся школы у нас работает факультатив-плавание. Учащиеся после уроков приходят в бассейн и под руководством учителя продолжают совершенствование техники плавания. Также на занятиях для желающих изучается способ плавания «Дельфин». Занятия проводятся ежедневно, что создает удобство для учащихся. В школе учится 1100 детей. В первых классах 130 человек. Первый класс заканчивают умеющими проплывать 25 метров 97% учащихся. Технически грамотно плавать – заканчивают 100% учащихся. Если уроки пропущены по болезни, то учащиеся догоняют материал, посещая факультатив.

Успешное обучение плаванию невозможно без применения общеразвивающих и специальных упражнений, которые выполняются на суше. Выполнение этих упражнений содействует общему физическому развитию школьников, выработки правильной осанки, а также необходимых для успешного обучения плаванию двигательных качеств – ловкости, координации движений, силы, гибкости и подвижности. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений более близки к технике плавания. Их воздействие имеет избирательное направление и развивает, в основном, только те группы мышц, которые выполняют основную работу при плавании. Предварительное выполнение таких упражнений на суше подготавливает к изучению техники плавания в более сложных условиях. Специальные физические упражнения подготавливают к выполнению непрерывных циклических движений с большей амплитудой, характерных для техники плавания. Обычно из общеразвивающих и специальных упражнений составляется комплекс, содержание которого целиком зависит от учебного материала, выполненного в этот период времени в воде. По мере необходимости одни упражнения могут заменяться другими. Как правило, комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений. Затем идут упражнения для крупных мышечных групп корпуса, плечевого пояса, ног и рук. Выполнение силовых упражнений нужно чередовать с упражнениями маховыми. Маховые и рывковые упражнения рук и ног с большой амплитудой, а также упражнение на гибкость нужно давать только после разминки, когда дети разогреются. Рекомендуется заканчивать комплекс специальными упражнениями и упражнениями, имитирующими технику плавания. Такие упражнения по форме и характеру движений напоминают технику плавания и подводят к ее изучению в воде. Они являются как бы связной между тем, что делается на суше и в воде.

Комплекс упражнений на суше для изучения спортивных способов плавания

На занятиях на суше при изучении спортивных способов плавания целесообразней применять комплексную систему упражнений по изучаемому способу плавания. Так учащимся легче запомнить наиболее значимые упражнения.

I комплекс

  1. Из положения стоя, наклонившись вперед, руки впереди ладонями вниз – имитировать гребок одновременно обеими руками вниз – назад до бедер и обратно в исходное положение, согласовать движение рук с ходьбой на месте мелкими быстрыми шагами, дыхание не задерживать.

  2. Тоже согласование, но гребок руками выполнить до уровня груди (вертикального положения рук), дыхание не задерживать.

  3. Из положения стоя, наклонившись вперед, руки впереди ладонями наружу – имитировать гребок одновременно обеими руками через стороны до бедер и обратно в исходное положение. Согласовать движения рук с ходьбой на месте мелкими быстрыми шагами, дыхание не задерживать.

  4. То же согласование, но гребок руками выполнить до линии плеч, дыхание не задерживать.


II комплекс

Из положения стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, одну руку вытянуть вперед ладонью вниз, кисть слегка повернута внутрь, пальцы сложить «лодочкой», другую вытянуть назад ладонью вверх, голову опустить лицом в воду. Попеременные движения руками как при плавании кролем на груди в согласовании с дыханием и с ходьбой на месте: каждый раз, когда одна и та же рука приблизится к бедру, повернуть голову в сторону этой руки и сделать выдох, все остальное время цикла затрагивается на выдох.


III комплекс

  1. Встать в полный рост, поднять руки вверх ладонями наружу – одновременно обеими руками имитировать гребок через стороны до бедер и обратно в исходное положение. Согласовывая движения рук с ходьбой на месте мелкими быстрыми шагами, дыхание не задерживать.

  2. И.П. основанная стойка. Имитировать попеременные укороченные гребки предплечьями и кистями в сторону и вниз, согласовывая движения рук и ходьбой на месте мелкими и быстрыми шагами, дыхание не задерживать.


IV комплекс

  1. Сесть на скамейку, взяться за ее задний край, ноги выпрямить и соединить, пятки вместе, ноги выпрямить и соединить, пятки вместе, находятся на полу, носки врозь, одновременно сгибать и разгибать стопы в голеностопных суставах (стопы «на себя» и «от себя»), после каждого движения пауза, дыхание не задерживать.

  2. То же, но развести прямые ноги в сторону (угол между ногами не более 600) и энергичным движением свести в исходное положение.

  3. То же, но стопы «взять на себя» - выполнять разведение и ускорение сведения прямых ног.


V комплекс

  1. Из положения стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вперед, ладонями наружу, смотреть вперед – движения прямыми руками в стороны и немного вниз (не далее линии плеч), одновременно согнуть руки в локтях и опустить локти вниз, подвести кисти под грудь и соединить их указательными пальцами, затем быстро выпрямить руки в исходное положение – пауза, дыхание произвольное.

  2. Из положения стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки на коленях, смотреть вперед – выдох, опустить голову – энергичный выдох, поднять голову – выдох и т.д.

  3. Из положения стоя, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вперед ладонями вниз, смотреть вперед – выдох, опустить голову – выдох, повернуть кисти ладонями наружу и имитировать гребок прямыми руками в стороны и немного вниз (не далее линии плеч). Во время гребка поднять голову и сделать вдох через широко открытый рот, затем опустить голову лицом вниз, начать выдох, согнуть руки в локтях, подвести кисти под грудь и соединить в локтях, подвести кисти под грудь и соединить указательные пальца, быстро выпрямить руки в исходное положение – пауза, закончить выдох и т.д.

На каждом занятия перед выполнением специальных упражнений в обязательном порядке проводится выполнение общеразвивающих упражнений.


Общеразвивающие и специальные упражнения на суше при обучении спортивных способов плавания

1 КЛАСС

Урок 1

- ОРУ.

Урок 2

- ОРУ.

- Выполнение подготовительных упражнений для освоения с водой.

Урок 3

- ОРУ.

- Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой.


Урок 4

- ОРУ.

- Движение ног кроль на груди.

Урок 5

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движением ног в воде.

Урок 6

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями ногами кроль на груди.

Урок 7

- ОРУ.

-Упражнения для ознакомления с работой ног способом кроль на груди.

Урок 8

- ОРУ.

- Движения ног кроль на груди под счет учителя.

Урок 9

- ОРУ.

- Движения ног кролем на груди лежа на лавочке.

Урок 10

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями руками кроль на груди.

Урок 11

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями руками кроль на груди.

Урок 12

- ОРУ.

- Изучение техники дыхания в плавании кроль на груди.

Урок 13

- ОРУ.

- Изучение техники дыхания в плавании кроль на груди.

Урок 14.

- ОРУ.

- Упражнения для согласования работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди.

Урок 15

- ОРУ.

- Упражнения для согласования работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди.

Урок 16

- ОРУ.

-Имитируя работу рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди лежа на лавочке.

2 КЛАСС

Урок 1

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями ногами кроль на спине.

Урок 2

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями ногами кроль на спине.

Урок 3

- ОРУ.

- Изучение работы ног кроль на спине.

Урок 4

- ОРУ.

- Движение ног кроль на спине лежа на лавочке, руки прямые за головой, ноги кроль на спине.

Урок 5

- ОРУ.

-Движение ног кроль на спине лежа на лавочке, руки прямые за головой, кисти рук соединены, ладонями вверх.

Урок 6

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями рук кроль на спине.

Урок 7

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями рук кроль на спине.

Урок 8

- ОРУ.

- Изучение работы рук кролем на спине лежа на лавочке.

Урок 9

- ОРУ.

- Изучение работы рук кролем на спине лежа на лавочке.

Урок 10

- ОРУ.

- Изучение техники дыхания в плавании кроль на спине.

Урок 11

- ОРУ.

- Согласование работы рук, ног и дыхания в способе кроль на спине.

Урок 12

- ОРУ.

- Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине.

Урок 13

- ОРУ.

- Упражнения на согласования работы рук и дыхания в плавании кроль на спине.

Урок 14

- ОРУ.

- Имитация работы рук ног и дыхания в плавании кроль на спине лежа на лавочке.


Урок 15

- ОРУ.

- Имитация работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине лежа на лавочке.

Урок 16

- ОРУ.

- Имитация работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине лежа на лавочке.


3 КЛАСС

Урок 1

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями ногами брасс.

Урок 2

- ОРУ.

- Сесть на скамейку, взять за ее дальний конец руками, выпрямить и соединить ноги, пятки на полу – движение ногами как при плавании брассом.

Урок 3

- ОРУ.

- Сидя на полу принять положения ног способом брасс, носки на себя.

Урок 4

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с движениями ног брасс.

Урок 5

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом брасс лежа на скамейке.

Урок 6

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом брасс лежа на скамейке.


Урок 7

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом брасс лежа на скамейке.

Урок 8

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления работы рук способом брасс.

Урок 9

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления работы способом брасс.

Урок 10

- ОРУ.

- Имитация работы рук способом брасс.

Урок 11

- ОРУ.

- Имитация работы рук способом брасс.

Урок 12

- ОРУ.

- Имитация работы рук способом брасс.

Урок 13

- ОРУ.

- Согласование работы рук и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 14

- ОРУ.

- Согласование работы рук и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 15

- ОРУ.

- Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 16

- ОРУ.

- Упражнения на согласования работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.


4 КЛАСС

Урок 1

- ОРУ.

- Упражнения на согласования движений одной и обеих рук кролем на груди с дыханием.

Урок 2

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхание кроль на груди.

Урок 3

- ОРУ.

- Упражнение на согласование работы рук, ног и дыхания кроль на спине.

Урок 4

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине.

Урок 5

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 6

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук и дыхания в плавании способом брасс.



Урок 7

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом плавания брасс.

Урок 8

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом плавания брасс.

Урок 9

- ОРУ.

- Сесть на скамейку «взять стопы на себя», развести ноги в стороны (до угла 450 – 600) и быстро соединить, оставляя стопы в положении «на себя».

Урок 10

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом плавания брасс.

Урок 11

- ОРУ.

- Имитация работы ног способом плавания брасс.

Урок 12

- ОРУ.

- Сесть на скамейку «взять стопы на себя», согнуть ноги в коленных суставах, выпрямить ноги в исходное положение, сохраняя положение стоп на себя.

Урок 13

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы ног способом брасс.

Урок 14

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы ног способом брасс.

Урок 15

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 16

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.


5 КЛАСС

1 урок

- ОРУ.

- Выполнить комплекс упражнений на суше, обратить внимание на движение рук кролем с дыханием. Изучение поворота «Маятник» кроль на груди.

2 урок

- ОРУ.

- Выполнить I комплекс упражнений. Выполнить упражнения согласования движений при плавании кролем на груди и на спине.

3 урок

- ОРУ.

- Выполнить I комплекс упражнений. Упражнения с движениями рук, как при плавании кролем на груди и на спине. Изучение поворотов кроль на спине.

4 урок

- ОРУ.

- Выполнить комплекс упражнений II, обращая внимание на упражнения, связанные с согласованием движений и дыханием кроль на груди и на спине.


5 урок

- ОРУ.

- Выполнить II комплекс упражнений, обращая внимание на упражнения, связанные с согласованием движений и дыхания кроль на груди и на спине. Изучение поворота «Маятник» кроль на груди.

6 урок

- ОРУ.

- Выполнить II комплекс упражнений, обращая внимание на упражнения, связанные с согласованием движений и дыхания. Изучение стартового прыжка кроль на груди.

7 урок

- ОРУ.

- Выполнить III комплекс упражнений. Выполнить подготовительные упражнения для изучения стартового прыжка.

8 урок

- ОРУ.

- Выполнить III комплекс упражнений, обратить внимание на синхронную работу рук способом брасс. Упражнения для изучения стартового прыжка.

9 урок

- ОРУ.

- Выполнить III комплекс упражнений, обратить внимание на синхронную работу рук способом брасс. Упражнения для изучения поворота способом брасс.

10 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений, внимание на разведение стоп в плавании брассом. Изучение старта способом брасс.

11 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений, обратить внимание на работу ног в плавании брассом.

12 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений, обратить внимание на согласование работы ног и дыхания.

13 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений, обратить внимание на согласование работы ног и дыхания.

14 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений, обратить внимание, чтобы угол между ногами был не более 600. Упражнения для изучения поворота способом брасс.

15 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Упражнения для изучения поворота и старта способом брасс.

16 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Упражнения для изучения поворота и старта способом брасс.

6 КЛАСС

1 урок

- ОРУ.

- II комплекс упражнений, обратить внимание на упражнения для согласования движений рук с дыханием кролем на груди.

2 урок

- ОРУ.

- I-II комплекс упражнений, обратить внимание на упражнения для согласования движений рук с дыханием кролем на груди и на спине.

3 урок

- ОРУ.

- Выполнить программу предыдущего занятия.

- Изучение стартового прыжка кроль на груди и на спине.

4 урок

- ОРУ.

- Выполнить I – III комплекс упражнений.

- Имитировать стартовый прыжок самостоятельно и под команду учителя.

5 урок

- ОРУ.

- Выполнить I – III комплекс упражнений.

- Поворот на спине и правило его выполнения.

6 урок

- ОРУ.

- Упражнения для ознакомления с поворотом при плавании кроль на спине.

7 урок

- ОРУ.

- Выполнить II комплекс упражнений.

- Упражнения на выполнение поворота кролем на груди «Маятник».

8 урок

- ОРУ.

- Упражнения для изучения поворота кролем на груди и на спине.

9 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений.

- Упражнения для поворота способом брасс.

10 урок

- ОРУ.

- Выполнить программу предыдущего занятия.

- Упражнения для поворота способом брасс.

11 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений.

- Упражнения для изучения поворота способом брасс.

12 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование работы рук и дыхания способом брасс.

13 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование работы рук и ног способом брасс.

14 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование работы ног и дыхания в плавании способом брасс.


15 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

16 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

7 КЛАСС

1 урок

- ОРУ.

- II комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование движений рук с дыханием при плавании кроль на груди и кроль на спине.

2 урок

- ОРУ.

- II комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование движений рук с дыханием при плавании кроль на груди и кроль на спине.

3 урок

- ОРУ.

- II комплекс упражнений. Сделать имитацию стартового прыжка с махом рук и выпадом вперед кролем на груди.

4 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений.

- Имитация стартового прыжка и поворота способом брасс.

5 урок

- ОРУ.

- IV комплекс упражнений.

- Имитация стартового прыжка и поворота способом брасс.

6 урок

- ОРУ.

- Выполнить программу предыдущего занятия.

7 урок

- ОРУ.

- V комплекс упражнений. Добавить упражнения согласования движений при плавании брассом.

8 урок

- ОРУ.

- V комплекс упражнений. Обратить внимание на упражнения для согласования движений при плавании брассом на груди.

9 урок

- ОРУ.

- V комплекс упражнений.

- Правило выполнения стартов и поворотов в плавании кроль на груди, на спине, брассом.

10 урок

- ОРУ.

- V комплекс упражнений.

- Правило выполнения стартов и поворотов в плавании кроль на груди, на спине, брассом.

11 урок

- ОРУ.

- Выполнить программу предыдущего занятия.

12 урок

- ОРУ.

- Комплекс упражнений V.

Урок 13

- ОРУ.

- IV - V комплекс упражнений на суше.

Урок 14

- ОРУ.

- IV - V комплекс упражнений на суше.

15 урок

- ОРУ.

- V комплекс упражнений. Обратить внимание на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

Урок 16

- ОРУ.

- IV - V комплекс упражнений.

8 КЛАСС

1 урок

- ОРУ.

- Имитация работы рук способом кроль на груди.

2 урок

- ОРУ.

- Согласование работы рук и дыхания в плавании способом кроль на груди.

3 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы ног и дыхания в плавании способом кроль на груди.

4 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы ног и дыхания в плавании способом кроль на груди.

5 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук и дыхания в плавании способом кроль на спине.

6 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук и дыхания в плавании способом кроль на спине.

7 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук и дыхания в плавании способом брасс.

8 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

9 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласования работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

10 урок

- ОРУ.

- Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.

11 урок

- ОРУ.

- Имитация стартового прыжка и поворота способом кроль на груди.

12 урок

- ОРУ.

- Имитация стартового прыжка и поворота способом кроль на спине.

13 урок

- ОРУ.

- Имитация стартового прыжка и поворота способом брасс.

14 урок

- ОРУ.

Имитация стартового прыжка и поворота способом брасс.

15 урок

- ОРУ.

- Имитация движений способом плавания кроль на груди, на спине, брасс.

16 урок

- ОРУ.

- Имитация движений способами плавания кроль на груди, на спине, брасс.

Теоретический материал (9, 10, 11 класс)
  1. Провести беседу о прикладном значении плавания.

Плавание – жизненно необходимый навык. Рассказать о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, купаясь в открытых водоемах, как входить в воду, каким способом и в каких направлениях плавать.

  1. Рассказать о мерах предупреждения несчастных случаев и приемах оказания помощи тонущему человеку с берега: спасательные поддерживающие средства и правила их применения; использование подручных поддерживающих средств.

  2. Рассказать о мероприятиях предшествующих искусственному дыханию: приведение пострадавшего в чувство, проверка пульса, дыхания; подготовка пострадавшего к проведению искусственного дыхания.

  3. Рассказать о способах искусственного дыхания «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Показать, как делается искусственное дыхание по способу Сильвестера и Шефара. Распределить учащихся по парам, чтобы каждый проделал приемы искусственного дыхания на своем партнере.

  4. Рассказать и показать занимающимся возможные захваты тонущего и приемы освобождения от них.

  5. Упражнения для ознакомления с техникой транспортировки «тонущего».

  6. Упражнения для изучения способов транспортировки пострадавшего.

  7. Ознакомление с приемами освобождения от захватов тонущего.

  8. Способы транспортировки пострадавшего.

  9. Оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Правило соревнований по плаванию.

  10. Судейство соревнований по плаванию.

  11. ОБЖ – плавание.

  12. Военная подготовка – плавание.

  13. История развития плавания в России.





Планы-графики учебного материала

План-график учебного материала

для 1 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Техника безопасности и правила поведения в бассейне»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения на освоения с водой.


+

+

+

+

+

+












  1. Изучения дыхания способом кроль на груди




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Элементарные гребковые движения руками и ногами способом кроль на груди.




+

+

+

+

+

+

+









  1. Упражнения для изучения техники плавания способом кроль на груди.





+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Выполнение упражнений с досточкой и без досточки при изучении способа плавания кроль на груди.




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Прыжки в воду.







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Игра в воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения для изучения техники плавания на спине.












+

+

+

+

+

+


  1. Зачетное занятие.


















+

План-график учебного материала

для 2 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Гигиена плавания»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение работы рук кролем на груди и на спине.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение работы ног кролем на груди и на спине.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди и на спине.








+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Выполнение различных упражнений с досточкой на руках и ногах.


+

+

+

+

+

+






+

+

+

+

+


  1. Изучение стартов и поворотов.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







  1. Игры в воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Плавание кролем на груди и на спине в полной координации.





+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетное занятие.



















  1. Плавание дистанции по отрезкам 25 м. в полной координации












+

+

+

+

+

+

+




План-график учебного материала

для 3 класса

Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Предупреждение травм и несчастных случаев при плавании»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения с досточкой или кроль на груди и ногах.


+

+

+

+

+

+












  1. Изучение работы рук кроль на груди и на спине.








+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания.


+


+


+


+


+


+


+


+



  1. Плавание кроль на груди и на спине в полной координации.



+


+


+


+


+


+


+


+


  1. Изучение работы рук способом брасс.


+

+

+

+

+

+












  1. Изучение работы ног способом брасс.








+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение дыхания способом брасс.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.









+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Плавание с досточкой ноги и руки способом брасс.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение стартов и поворотов.











+

+

+

+

+

+

+


  1. Игра на воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетное занятие.


















+

  1. Плавание дистанции по отрезкам 25 м. в полной координации.


+


+


+


+


+


+


+


+



План-график учебного материала

для 4 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Плавание – важное средство закаливания организма»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения для изучения работы рук способом брасс.


+

+

+

+

+













  1. Упражнения для изучения работы ног способом брасс.







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом брасс.







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди.


+

+

+

+

+













  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на спине.


+

+

+

+

+













  1. Изучение стартов и поворотов.


+


+


+


+


+


+


+


+



  1. Плавание способами кроль на груди, на спине, брасс по отрезкам 25 м.



+


+


+


+


+


+


+


+


  1. Игры на воде.



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетное занятие.


















+


План-график учебного материала

для 5 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Техника спортивных способов плавания»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Проплывания контрольных отрезков кролем на груди 4 х 50 на технику.


+




+



+



+



+




  1. Проплывания контрольных отрезков кролем на спине 4 х 50 на технику.



+




+



+



+



+



  1. Проплывания контрольных отрезков брасс 4 х 50 на технику.




+




+



+



+



+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании способом кроль на груди, на спине, брасс.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Дистанционное плавание на выносливость до 800 м.






+



+



+



+




  1. Изучение стартов и поворотов.




+

+

+

+




+

+

+

+





  1. Игра на воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетные занятия.


















+





План-график учебного материала

для 6 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Правила проведения разминки в воде»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения руки брасс с досточкой.


+

+

+

+

+

+












  1. Упражнения ноги с досточкой.








+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения на согласования работы ног и дыхания в плавании







+

+

+

+

+

+

+






  1. Согласование работы рук, ног и дыхания способом брасс.







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Плавание в полной координации способом брасс на технику по отрезкам 25 – 50 м.


+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+




  1. Дистанционное плавание на выносливость до 1000 м.


+



+



+



+



+



+


  1. Игра в воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение стартов и поворотов.



+

+


+

+


+

+





+

+



  1. Зачетные занятия.


















+






План-график учебного материала

для 7 класса

Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Эффективность влияния знаний плаванием на организм детей и подростков».

+


















  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди.


+

+

+




+

+

+

+




+

+

+


  1. Плавание на выносливость всеми способами.





+

+

+





+

+

+





  1. Упражнения на правильность выполнения гребка способами на груди и на спине, брасс.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Согласование работы рук, ног и дыхания в плавании брассом.


+

+

+

+

+

+












  1. Согласование работы ног, рук и дыхания в плавь на спине.









+

+

+

+

+






  1. Плавания в полной координации всеми способами по отрезкам 50 – 100 – 200 – 400 м.




+

+

+






+

+

+

+

+

+


  1. Изучение стартов и поворотов.


+

+




+

+

+

+

+








  1. Игры в воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетные занятия.


















+

  1. ОРУ. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Дистанционное плавание на выносливость до 1000 м.





+




+



+




+



План-график учебного материала

для 8 класса


Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория «Изучение спасательного инвентаря и пользование им (спасательные круги и шары), «Колес Александрова», «багры и кошки»

+


















  1. ОРУ на суше. Специальные упражнения на суше.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Упражнения на согласования работы рук, ног и дыхания способом кроль на груди.


+

+

+

+





+

+

+

+






  1. Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания способом кроль на спине.






+

+

+

+





+

+

+

+


  1. Упражнения на согласование работы рук, ног и дыхания способом брасс.


+

+

+

+





+

+

+

+






  1. Плавания в полной координации этими способами плавания 100 – 200 – 400 – 600 м.






+

+

+

+





+

+

+

+


  1. Игры в воде.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Зачетное занятие.


















+

  1. Изучение стартов и поворотов.



+

+

+




+

+

+



+

+

+



  1. Дистанционное плавание на выносливость до 1000 м.






+

+

+




+

+




+



План-график учебного материала

для 9, 10, 11 классов

Учебный материал

Номера уроков

1/2

3/4

5/6

7/8

9/10

11/12

13/14

15/16

17/18

19/20

21/22

23/24

25/26

27/28

29/30

31/32

33/34

35/36

Теория:

  1. Способы освобождения от захватов тонущего.

+


















  1. Способы транспортировки пострадавшего в воде.


+

















  1. Оказание первой не медицинской помощи пострадавшему.



+
















  1. Значения прикладного плавания.




+















  1. Правила соревнований по плаванию.





+














  1. Плавание и ОБЖ.






+













  1. Значение плавания в военной подготовке.







+












  1. ОРУ. Специальные упражнения для разучивания техники спасения тонущего и его транспортировки.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Дистанционное плавание всеми способами плавания до 1500 м.





+





+




+



+


  1. Упражнения на технику плавания всеми способами плавания.


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


  1. Изучение приемов и способов спасения тонущего.


+

+

+


+

+

+

+


+

+

+


+

+



  1. Оказание первой не медицинской помощи пострадавшему.


+

+

+


+

+

+

+


+

+

+


+

+



  1. Изучение способам транспортировки пострадавшего.


+

+

+


+

+

+

+


+

+

+


+

+



  1. Игры в воде.



















  1. Старты, повороты.





+





+




+





  1. Контрольные занятия.














+

+

+

+

+


Программа по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов для общеобразовательных учреждений (раздел «Плавание»)

За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов плавания 50 м.

Плавание, как вид двигательной деятельности, представляет высокие требования прежде всего к координационным способностям занимающегося, в особенности к равновесию, к ориентированию в пространстве, дифференцированно временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма. Систематическое занятие плаванием содействует также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками учитель может использовать материал программы более старших классов за счет освоения других способов плавания, увеличение дистанции проплывания, использования игр на воде и других упражнений. Начинать освоение навыка плавания рекомендуется с IV класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, можно приступить к обучению с первого класса. Для обучения плавать следует широко использовать близлежащие бассейны, открытые водоемы в теплое время года, занятия плаванием в загородных лагерях.

В отдельных случаях целесообразно организовать краткосрочные курсы. Большую помощь в этом могут оказать родители.

Основная направленность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

На освоение умений плавать и развитие координационных способов.

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой. (Погружение в воду с открытыми глазами, задержки дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжения на груди, спине и др.).

Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди на спине или брасс. Проплывания одним из способов 50 м.

Прыжки с тумбочки.

На совершенствование умений плавать и развитие выносливости.

Повторное проплывания отрезков 10 -25 м по 2 – 6 раз. 100 м 2 – 3 раза. Игры и развлечения на воде.

Основы знаний.

Развитие плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения.

Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации.

Самостоятельные занятия по разделу.

Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой для освоения умений плавать.


Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног в сочетании с дыханием, а так же умения прыгать и погружаться в глубокую воду, то в V – IX классах требования к плавательной подготовке учащихся повышаются.

Основной целью освоения данного раздела в V – IX классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач: прочное освоение техники одного из способов плавания; при обретении умения плавать, использовать второй способ: дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.

В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы. Уроки плавания могут осуществляться так же в виде отдельных курсов. При соответствующих климатических условиях эти занятия можно выносить за сетку учебных часов и проводить в теплое время года в городских и загородных оздоровительных лагерях.

Из 45 минут урока не менее 30 минут следует проводить занятия в воде. Остальное время отводится общеобразвивающим и специальным упражнениям пловца. При изучении таких умений, как стартовые прыжки, прыжки в воду, ныряние и плавание под водой, особое внимание следует уделять безопасности проведения занятий и состоянию водоема. С учащимися, которые не освоили или только приступили к занятиям плаванием, следует использовать программный материал начальной школы, а так же организовать дополнительные занятия во внеурочное время в специальных группах или предусмотреть возможности обучения непосредственно во время урока. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал (с. 166).

В школах, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Одновременно с этим включаются новые элементы по освоению прикладного плавания. Уроки по плаванию можно чередовать с уроками по другим разделам, проводить их в виде отдельных курсов, а так же выносить их за сетку учебных занятий и проводить в открытых водоемах, соблюдая правила безопасности. С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили навыки плавания, необходимо использовать программный материал предыдущих классов, организовать дополнительные занятия во внеурочное время. Учащимся, достигшим хороших результатов, можно давать задания по овладению всеми спортивными способами плавания. Включать игры и эстафеты на воде. В X – XI классах следует усилить акцент на использование водных процедур занятий плаванием для укрепления здоровьем (с. 199).




Характерные недостатки в технике плавания и основные упражнения для их устранения Кроль

Недостатки

Упражнения

Недостаточное продвижение вперед во время гребков руками.

1. Упражнения для развития мышц, участвующих в гребках: упражнения с амортизаторами, плавание с отягощением, плавание с помощью движений рук.

2. Плавание с акцентом на продвижении вперед во время гребка.

Плохо обтекаемое тело пловца.

1. Плавание с доской в руках при помощи движений ног, с удержанием бедра почти параллельным поверхности воды.

2. Плавание кролем с выпрямленным телом.

Недостаточная ведущая роль гребков руками.

Плавание при помощи непрерывных гребков руками.

Недостаточная непрерывность выполнения гребков рука­ми.

Плавание кролем с непрерывным тяговым усилием на всем протяжении гребка.


Задержка руки в воздухе после выполнения гребка.

Плавание кролем с окончанием гребка в одном темпе с быстрым началом проноса руки вперед по воздуху.


Излишнее скольжение с вытянутой вперед рукой.

Плавание кролем с более ранним началом гребков руками с высоким положением локтя.


Излишнее напряжение мышц рук, плохая подвижность в плечевых суставах, движение прямой рукой по воздуху и другие недостатки.

1. Упражнения на расслабления мышц рук при проносе.

2. Имитация проноса рук на суше в положении наклона вперед.

3. Упражнения на развитие подвижности плечевого пояса.

Кроль на спине

Недостатки

Упражнения

I. Недостаточное продвижение вперед во время гребков руками.

1. Упражнения на суше на развитие силы мышц рук.

2. Плавание на спине при помощи греб­ков одной рукой, выполняя движения ногами кролем, вытянув вторую руку за головой.

3. Плавание кролем на спине, добиваясь хорошего продвижения вперед во вре­мя гребков руками.

II. Скованные движения руками, мешающие выполнению гребков вследствие вкладывания руки в воду близко к оси тела.

Плавание кролем на спине, вкладывая ру­ки в воду несколько шире линии плеч, чтобы выполнить более свободные и мощные гребки.

III. Плохо обтекаемое положение тела пловца (высоко поднятая голова, согнутое положение тела).

1. Отработка на суше правильного положения тела.

2. Плавание кролем на спине, удерживая тело в хорошо обтекаемом, почти выпрямленном положении.

IV. Движение пловца от гребков направлено не только вперед, но и вправо, влево («рыскание»).

Плавание кролем на спине, добиваясь точ­ного продвижения вперед от гребков рука­ми.

V. Резкое начало гребка рукой, нарушающее ритм движении.

Плавание кролем на спине, выполняя более плавное начало гребка рукой.

VI. Задержка руки у бедра в конце гребка вследствие глубокого положения кисти после окончания гребка.

1. Плавание кролем на спине, заканчивая гребок ладонью у самой поверхности воды в темпе проноса рук по воздуху.

2. Плавание кролем на спине с поворотом плеч в направлении движения ладони в конце гребка для облегчения выхода руки из воды

VII. Пловец иногда пропускает вдох, задерживая при этом дыхание.

Плавание кролем на спине, выполняя один вдох и один выдох на каждый цикл движении

Брасс

Недостатки

Упражнения

I. Недостаточное продвижение вперед во время гребков руками.

Упражнение на суше для развития силы

мышц рук.

2. Плавание с помощью только гребков руками, удерживая ноги в неподвижном состоянии.

П. Недостаточное продвижение вперед в результате гребков ногами.

1. Упражнения на суше на развитие силы

мышц ног, различные приседания.

Плавание с доской в руках, делая движения ногами как при плавании брас­сом, добиваясь мощного толчка и про­должительного скольжения.

3. Удерживание себя в воде наибольшее положение с поднятыми вверх руками при помощи движений ног, как при пла­вании брассом.

III. Излишнее прогибание туловища при подтягивании ног и сгибание тела при гребке ногами.

1. Плавание брассом, добиваясь устойчи­вого, выпрямленного положения туло­вища.

2. Плавание брассом, заканчивая гребок ногами так, чтобы они, вытягиваясь, обеспечили хорошо обтекаемое, почти прямое положение тела.

VI. Запоздалый гребок ногами, вызывающий «растянутый цикл движений».

Плавание брассом с быстрым подтягиванием ног и следующим тотчас за этим гребком ногами.


Выводы
  1. Каждое учебное занятие должно быть направленно в первую очередь на укрепление здоровье детей.

  2. Различные специальные, подготовительные упражнения и упражнения для освоения способов плавания должны решать параллельно задачи закаливания организма, физического развития детей.

  3. Занятия плаванием в школе решают задачи предметов ОБЖ и военной подготовки.

  4. Спаренные уроки делают занятия более продуктивными и качественными.

  5. Последовательный метод обучения способам плавания, более эффективен при нашем расписании занятий.

  6. Целостное изучение плавательных движений при наших условиях занятий более эффективен.

  7. Больше времени занятий на суше более качественно подготавливает учащихся к изучению техники плавания в воде.

  8. Эффективность уроков плавания в системе школьных уроков физической культуры подтверждается лучшими показаниями и физической подготовленности, умственной работоспособности.

Литература
  1. Булгакова Н.Ж.. Обучение плаванию в школе. Москва. «Просвещение». 1974.

  2. Бурханов А.И. Физическое развитие школьников в процессе занятий плаванием // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - N 9. - С. 24-26.

  3. В помощь руководителям, специалистам и тренерам-преподавателям спортивных школ. Методические рекомендации. Москва, 2004. – 23 с.

  4. Васильев В., Никитский Б.. Обучение детей плаванию. ФиС. Москва. 1973.

  5. Васильев В.С. Познавательная и образовательная направленность уроков плавания / Васильев В.С. // Физическая культура в школе. - 1990. - N 6. - С. 27-30.

  6. Викулов А.Д. Плавание : Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с.

  7. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования : учеб. для студентов вузов. – Одесса: друк, 2006. – 695 с.

  8. Гигиенические требования к устройству эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Санитарные правила и нормы. Сан ПиН 2.1.2.568 – 96. Минздрав России. М., 1997.

  9. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. - М.: Сов. спорт, 1990. - 32 с.

  10. Дементьев В.В. Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - N 3. - С. 67-70.

  11. Мельникова Ю.А. Программно-нормативное обеспечение учебного процесса по плаванию с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся среднего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1999. - 20 с.

  12. Методические указания по обучению плаванию школьников начальных классов / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. – Л., 1983. – 17 с.

  13. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. Министерство образования Российской Федерации. Москва. 1995.

  14. Панаев В.Г., Кислов А.А.. «Нептун» собирает друзей. ФиС. Москва, 1983.

  15. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников / Российская академия образования. МГФСО. – М., 1992. – 36 с.

  16. Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание : техника обучения детей с раннего возраста. – М.: Гранд-Фаир, 2008. – 119 с.

  17. Плавание: методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва / Всероссийская федерация плавания. Утверждено на президиуме Всероссийской федерации плавания 24 декабря 1992 года. – М., 1993. – 42 с.

  18. Погребной А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 5. - С. 45-46.

  19. Программы. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 1996.

  20. Семенов Ю.А. Навык плавания - каждому : Из опыта программированного обучения плаванию - М.: ФиС, 1983. - 144 с.

  21. Теория и методика плавания: Примерная программа по специализации для вузов физической культуры. – М., 1997.

  22. Технология дифференцированного обучения плаванию для учащихся 5-9 классов : учеб. пособие / Ниясова Н.С., Мельникова Ю.А., Брысин В.В., Новак А.В. – Омск, 1997. – 32 с.

  23. Физиология человека : учеб. для вузов физ. культуры и фак. физ. воспитания пед. - М.: ФОН, 2001. - 491 с.

  24. Физиология человека : учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1975. - 496 с.

  25. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки. - 2007. - N 4. - С. 65-68.

  26. Шишкова Е.В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания // Физическая культура в школе. - 2007. - N 3. - С. 40-42.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методический план занятий по плаванию

Автор: Ольшанский Владимир Александрович

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163620


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства