Основная часть | - Итак, начинаем, сегодня вы побудете в роли участников экскурсии по жизнедеятельности замечательного и интересного автора - Н. Н. Носова. - И первая наша остановка – это «Детство Н. Н. Носова» - Послушайте и подумайте, какими видами деятельности занимался Н. Н. Носов? - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке, расположенном в 27 километрах от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и назывался - Ирпень. Теперь там живёт более 42 тысяч человек, но в 1908 году это был небольшой городок, который у местных жителей вызывал воспоминания о седой старине, дикой природе и княжеской охоте. Отец Николая Носова был актёром эстрады и кинематографа. Мать - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитывала четырёх детей: старший сын Пётр, Николай и младшие Лариса и Борис. - Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился... С этого момента я уже не мог остановиться и принялся за чтение: то есть прочитывал отдельные слова, где бы они мне ни попадались... Через несколько дней уже вполне сносно читал. Дядя Володя - брат отца - подарил нам по книжке... Томик, подаренный мне, назывался «Чудо-сказки», а другой, подаренный брату, - «Волшебные сказки». В тот же день я принялся читать свои «Чудо-сказки» и уже не отходил от книги, пока не дочитал до конца, после чего засел за «Волшебные сказки». Так началась моя дружба с книгой». - Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехала в Киеве. Пётр и Николай стали учиться в киевской гимназии. Николай Носов вспоминает: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в публичную библиотеку. Читал там книжки. И нужные, и ненужные... Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне... Пел в школьном хоре... Играл в оркестре (скрипка, мандолина, гитара)... Вместе со своими двоюродными братьями Шурой Тихоновым и Серёжей Василевским выпускал ежемесячный иллюстрированный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже романы с продолжением». - Давайте подведём итог по первой станции. - Каким ребёнком был Н. Н. Носов в семье? - Во сколько лет научился читать Н. Н. Носов? - Его кто-нибудь обучал чтению? - Какими видами деятельности увлекался? - Можно сделать вывод, что Н. Н. Носов уже с ранних лет проявлял себя как разносторонний человек. - Хорошо, переходим на вторую остановку – «Выбор жизненного пути». Здесь вы узнаете про то, кем хотел стать Н. Н. Носов, во время этой остановки, обратите внимание на увлечения писателя. - В послереволюционные годы (после 1917 года) в стране свирепствовали страшные болезни, вся семья Носовых переболела сыпным тифом, Николай болел особенно тяжело, так что даже разучился ходить. Отгремела Гражданская война. Семья Носовых вновь вернулась в Ирпень. Пётр и Николай продолжают учиться в киевской вечерней рабочей школе и одновременно работают в Ирпенской цементной артели, потом - там же, на кирпичном заводе. Старший брат серьёзно занялся живописью, с этюдником ходил в лес, на реку или в поле, рисовал пейзажи. Николай увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Увлёкся он и новым видом искусства - кинематографом. В 1927 году Николай Носов поступил в Киевский художественный институт. Здесь же учился старший брат Пётр. Через два года братья перевелись в Московский институт кинематографии. После его окончания работали на студии «Мосфильм»: Пётр - художником, Николай - режиссёром. В кино Николай Николаевич проработал до 1951 года как постановщик мультфильмов, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны для армии ставил военно-технические фильмы. В одном из них так сумел рассказать об устройстве и особенностях английского танка «Черчилль», что был удостоен ордена Красной Звезды. - Чем увлекался Н. Н. Носов, будучи зрелым человеком? - За что был награждён орденом Красной Звезды? - Также стоит отметить, что Н. Н. Носов увлёкся наукой, хотел развивать данные навыки, позже был погружён в кинематографию – это стало его одним из основных видов деятельности. - И третья наша остановка и самая важная – это «Писательство», здесь вы узнаете о писательской жизни Н. Н. Носова, во время этой станции выделите для себя, какие произведения писателя вызовут у вас интерес? И с чего начался писательский путь автора? - Писательский путь Н. Н. Носова начался с того, что он рассказывал своему сыну рассказы, сказки. С 1938 года начинает писать детские рассказы. Первый рассказ Носова назывался «Затейники» и был напечатан в том же году в журнале «Мурзилка» (№ 9). Затем были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки» и др. Предвоенные рассказы и новые – «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. – были включены в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», выпущенный издательством «Детгиз» в 1945 г. Позже вышли в свет сборники рассказов Носова: «Ступеньки» для младшего возраста и «Весёлые рассказы» (1947) для среднего возраста. Широкую популярность завоевали и его повести для среднего возраста: «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома» . В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга». Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли романы-сказки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965) – роман-сказка с элементами научной фантастики и политической сатиры. Это «научно-фантастическая повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». «Незнайку на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником по экономике. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения. За эту трилогию Носову была присуждена только что учрежденная премия им. Н. К. Крупской (1969). - Известны читателям и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). «Семь рассказов в этой книге. Семь, и все по-настоящему смешные, полные выдумки, фантазии, наблюдательности». «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972) написана в форме коротких дневниковых записей из жизни дедушки и внука. В неё входят «эпохи» дошкольного возраста: «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т. д. Это автобиографичное произведение. Воспоминания о семье и детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшей уже после смерти писателя. Два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» (1976), и «Всё впереди» (также 1976). «В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им в прозе образы и сюжеты (к/ф «Два друга», «Дружок», Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др., пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник», «Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.». - Названия каких произведений вам запомнились? - С чего начался писательский путь Н. Н. Носова? - Я так думаю, что у Н. Н. Носова с самого детства и юности уже предрасположенность к тому, чтобы начать писать произведения. Т.к. в раннем возрасте он научился читать, писал статьи для ежемесячного иллюстративного журнала. - Чётвёртая наша остановка и последняя – это конкурс выразительного чтения отрывка из произведения Н. Н. Носова «Фантазёры». - Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Николай Николаевич Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. - Ребята, а как вы думаете, кто такие фантазёры? - А вы любите фантазировать? - Николай Носов тоже любил фантазировать. И один из сборников так и называется «Фантазеры». - Каждый литературный герой имеет человеческие качества - положительные или отрицательные, которые одобряются или высмеиваются. - Кто главные герои в рассказе «Фантазёры»? - Что Мишутка и Стасик делают на протяжении всего рассказа? - Приведите примеры фантазий этих ребят, прочитав отрывок из книги. - Герои произведений Носова восхищают нас силой человеческого разума, стремлением к знаниям, справедливостью. А ещё в книгах этого замечательного автора много доброго юмора, что также дает нам положительные эмоции и является хорошим средством воспитания полезных качеств. - А как зовут третьего мальчика? - Какую роль он играл в рассказе? - Мишутка и Стасик оценили его ложь? - Какой поступок они совершили для Иры? - Почему они отдали мороженое Ире? - Согласны, что они поступили, как настоящие друзья? - Почему? - Как вы думаете, их фантазия помогла им развеселить и отвлечь Иру от ложного наказания? - Поэтому в паре предоставляю отрывок «Фантазёры», но для начала повторим правила выразительного чтения: 1) Передать интонацией настроение героя; 2) Ставить правильно ударения в словах; 3) Соблюдать паузы; 4) Учитывать знаки препинания при чтении. - Распределите между собой чтение по ролям за Мишутку и Стасика. На подготовку вам даётся – 7 минут. - Итак, начинаем выразительное чтение. - Первая пара выходит … - Молодцы, дипломами награждаются … - А вы бы помогли в сложной ситуации другу, если бы это потребовалось? Сбор «цветика – семицветика». - Сейчас составим цветик-семицветик из законов дружбы. - Выходите по одному и читайте вслух закон. Желающие подходят к первой паре, берёт лепесток, читает закон и прикрепляет на доску.
- Как вы понимаете эти законы в общем?
- Всё верно. Я думаю, что дружба – это дар, данный свыше. Нужно беречь, оберегать это качество. Потому что друг нас поймёт, поддержит, поможет. | (Слушают)
- Вторым. - В возрасте пяти лет. - Нет, он сам научился, когда обучали его брата. - Играл в шахматы, читал книги, играл в оркестре, выпускал ежемесячный журнал.
- Химией, кинематографией.
- За военно-технические фильмы, рассказывал об особенностях танка.
- Трилогия о Незнайке, Фантазёры, Два друга. - Писательский путь Н. Н. Носова начался с того, что он рассказывал своему сыну рассказы, сказки. - Это люди, которые размышляют и в своём воображении создают картины, образ. - Да. - Мишутка и Стасик. - Фантазируют. (Приводят примеры) - «- Сколько тебе лет? - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок» - Игорь. - Хотел доказать, что он самый настоящий врун, подставив сестру Иру. - Нет. - Купленное одно мороженое на двоих, отдали Ире. - Чтобы успокоить её. - Да.
- Потому что они поняли её ситуацию и попытались ей помочь. - Да.
(Распределяют чтение по ролям) - Да. - Один за всех, и все за одного. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. Помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями. Не обманывайте друг друга. Не нарушайте своих обещаний. Берегите друзей. - Друг – это наивысшее счастье, с ним нужно считаться, понимать, а главное – беречь. | Словесный. Фронтальная. Словесный. Фронтальная. Словесный. Фронтальная. Практический. Индивидуальный. Практический. Индвидуальный. |