kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. 

Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ

Разделы темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

1

Учащиеся должны знать:

— представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;


2


История взаимоотношений человека и природы 

7

Учащиеся должны знать:

  • о предмете изучения экологии человека; связи современ­ных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного че­ловека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических про­блемах общения с природой и людьми;

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

а также умения:

  • высказывать суждения о характере изменения инфор­мационной среды жизни человека, форм и способов его об­щения, их влияния на здоровье человека;

  • Метапредметные результаты:

  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

  • называть существенные признаки дискуссии, составлять её сценарий и организовывать её; в дискуссии аргументиро­вать свою точку зрения;

  • применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок-манипуляций, устранять их; распознавать недостовер­ную информацию по её существенным признакам;

  • представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


3


Основные понятия экологии

27

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-- основные понятия экологии;

-- факторы среды, их влияние на живые организмы;

-- приспособленность организмов к различным условиям существования;

-- экологические группы растений по отношению к факторам света, воды, почвы и воздуха.

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно- следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— работать в соответствии с поставленной задачей;


4

Сообщества и экосистемы.

25

В результате изучения раздела учащиеся должны :

называть:

  • широко распространенные виды, редкие виды, биотопы, сообщества, экологические факторы.

Приводить примеры:

  • природных и искусственных сообществ;

  • приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов растений и животных своего региона;

  • направлений хозяйственной деятельности, вызывающих изменения природной среды.

Характеризовать:

  • среды обитания организмов;

  • экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества;

  • приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;

  • особенности природной среды, влияющие на здоровье людей;

  • источники заболеваний, находящиеся в природной среде;

  • профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.

Обосновывать:

  • взаимосвязь организма и среды;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);

  • взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;

  • роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).

Распознавать:

  • природные и искусственные сообщества.

Сравнивать:

  • природные и искусственные сообщества;

  • степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.

Применять знания:

  • о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;

  • для характеристики (на элементарном уровне) влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • для прогнозирования возможных экологических последствий (ситуаций);

  • для выполнения проектной работы

Делать выводы:

  • о необходимости охраны окружающей среды;

  • о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных;

  • за состоянием окружающей среды.

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе;

  • сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.



5



Край, где ты живешь.

7


Предметными результатами являются представления:

  • о научной области экологии, предмете её изучения;

  • о принципе предосторожности;

  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте экологически грамотного пове­дения коренных народов своей местности;

  • о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

  • о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;


Метапредметными результатами являются умения:

  • рефлексировать личные затруднения при работе с ин­формацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете, музее, у представителей старшего поколения, специ­алистов;

  • представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла;

  • пересказывать полученную информацию своими слова­ми, публично представлять её;

  • различать достоверные объективные знания и субъек­тивные мнения о них;

  • называть признаки ложной информации, способы про­верки информации на достоверность;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, уча­ствовать в планировании её действий;

  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, кон­сультанта.

В результате изучения раздела учащиеся должны :

Распознавать:

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;

  • редкие виды флоры и фауны;

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе;

  • сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.



6


Полевой практикум

3

Ставить экологические эксперименты, проводить исследования по изучению взаимодействия организмов с факторами среды и объяснять их результаты.


7

Наши древние корни

7

Учащиеся должны знать:

  • устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообрази­ем, разнообразием этнокультур и выживанием человечества;

  • приводить примеры сохранения биологического разнообра­зия, возрождения культуры коренных народов своей местности;

Метапредметные результаты:

  • обосновывать значение общения с природой для телес­ного и психического здоровья человека;

  • использовать данные науки, культурно-исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека;

  • о просвещения, его принци­пы и формы; участвовать в эколого-просветительском проекте.


8

Природа и человек: у истоков культуры

5


Учащиеся должны знать:

-- развитие первоначальных представлений о возникновении устной и письменной речи, наиболее распространенных языках. -- особенности восприятия человеком окружающего мира, связь между человеком и окружающем миром.

Метапредметные результаты:

-- анализировать и сравнивать знания человека о природе.

--выявить связь между человеком и природой. Делать выводы о разумной деятельности человека.

-- определять как человек получает информацию об окружающем мире.

---устанавливать взаимосвязь познания человеком природы и самого себя.

9

Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов

5

Учащиеся должны знать:


--примеры единства человека и природы в представлениях древних людей.

---последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

---представления об эстетическом, этическом, культурно-историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы.

-- представления о природе в верованиях древних славян.

-- взаимосвязь человека с природой, его отношение к природе в различных религиях народов России.

Метапредметные результаты:

  • перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недо­пустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

--- использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природе.

10

Научные методы в экологии

5


Учащиеся должны знать:

-- философские особенности об отношениях человека к природе.
--- примеры о взаимосвязи природы и человека в различные эпохи, называть философов природы.

-- взаимосвязь между природой и человеком.

-- методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент

-- примеры моделирования в экологии.

-- философов различных эпох, повествующих о взаимосвязи природы и человека. --- роль наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

Метапредметные результаты:

  • перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении про­екта; проводить оценку результатов проекта, его обществен­ную экспертизу.

-- уметь пользоваться приборами, используемыми в экологических исследованиях.

11

Человек изменяет природу

3

Учащиеся должны знать: -

-- периоды в истории взаимоотношений человечества и природы.

-- причину истощения запасов природных ресурсов и проблему их рационального использовании.

-- приводить примеры охраны и восстановления природы в России, особо охраняемых природных территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы.

Метапредметные результаты :

-- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-- называть принципы работы в команде (мягкое управ­ление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения об­щей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диа­лог; называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, автори­тетное мнение, здравый смысл);





12

Отношение человека к природе в искусстве

10

Учащиеся должны знать:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства) экологической направленности;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

Метапредметные результаты :

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;



Итого

105






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии

Автор: Аймитова Наталья Юрьевна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271046

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства