kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. 

Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ

Разделы темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

1

Учащиеся должны знать:

— представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязи и взаимодействия между природой и человеком
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;


2


История взаимоотношений человека и природы 

7

Учащиеся должны знать:

  • о предмете изучения экологии человека; связи современ­ных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного че­ловека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических про­блемах общения с природой и людьми;

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

а также умения:

  • высказывать суждения о характере изменения инфор­мационной среды жизни человека, форм и способов его об­щения, их влияния на здоровье человека;

  • Метапредметные результаты:

  • собирать необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

  • называть существенные признаки дискуссии, составлять её сценарий и организовывать её; в дискуссии аргументиро­вать свою точку зрения;

  • применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок-манипуляций, устранять их; распознавать недостовер­ную информацию по её существенным признакам;

  • представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.


3


Основные понятия экологии

27

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-- основные понятия экологии;

-- факторы среды, их влияние на живые организмы;

-- приспособленность организмов к различным условиям существования;

-- экологические группы растений по отношению к факторам света, воды, почвы и воздуха.

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно- следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— работать в соответствии с поставленной задачей;


4

Сообщества и экосистемы.

25

В результате изучения раздела учащиеся должны :

называть:

  • широко распространенные виды, редкие виды, биотопы, сообщества, экологические факторы.

Приводить примеры:

  • природных и искусственных сообществ;

  • приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов растений и животных своего региона;

  • направлений хозяйственной деятельности, вызывающих изменения природной среды.

Характеризовать:

  • среды обитания организмов;

  • экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества;

  • приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;

  • особенности природной среды, влияющие на здоровье людей;

  • источники заболеваний, находящиеся в природной среде;

  • профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.

Обосновывать:

  • взаимосвязь организма и среды;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);

  • взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;

  • роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).

Распознавать:

  • природные и искусственные сообщества.

Сравнивать:

  • природные и искусственные сообщества;

  • степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.

Применять знания:

  • о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;

  • для характеристики (на элементарном уровне) влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • для прогнозирования возможных экологических последствий (ситуаций);

  • для выполнения проектной работы

Делать выводы:

  • о необходимости охраны окружающей среды;

  • о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных;

  • за состоянием окружающей среды.

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе;

  • сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.



5



Край, где ты живешь.

7


Предметными результатами являются представления:

  • о научной области экологии, предмете её изучения;

  • о принципе предосторожности;

  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте экологически грамотного пове­дения коренных народов своей местности;

  • о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

  • о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;


Метапредметными результатами являются умения:

  • рефлексировать личные затруднения при работе с ин­формацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете, музее, у представителей старшего поколения, специ­алистов;

  • представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла;

  • пересказывать полученную информацию своими слова­ми, публично представлять её;

  • различать достоверные объективные знания и субъек­тивные мнения о них;

  • называть признаки ложной информации, способы про­верки информации на достоверность;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, уча­ствовать в планировании её действий;

  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, кон­сультанта.

В результате изучения раздела учащиеся должны :

Распознавать:

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;

  • редкие виды флоры и фауны;

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе;

  • сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.



6


Полевой практикум

3

Ставить экологические эксперименты, проводить исследования по изучению взаимодействия организмов с факторами среды и объяснять их результаты.


7

Наши древние корни

7

Учащиеся должны знать:

  • устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообрази­ем, разнообразием этнокультур и выживанием человечества;

  • приводить примеры сохранения биологического разнообра­зия, возрождения культуры коренных народов своей местности;

Метапредметные результаты:

  • обосновывать значение общения с природой для телес­ного и психического здоровья человека;

  • использовать данные науки, культурно-исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека;

  • о просвещения, его принци­пы и формы; участвовать в эколого-просветительском проекте.


8

Природа и человек: у истоков культуры

5


Учащиеся должны знать:

-- развитие первоначальных представлений о возникновении устной и письменной речи, наиболее распространенных языках. -- особенности восприятия человеком окружающего мира, связь между человеком и окружающем миром.

Метапредметные результаты:

-- анализировать и сравнивать знания человека о природе.

--выявить связь между человеком и природой. Делать выводы о разумной деятельности человека.

-- определять как человек получает информацию об окружающем мире.

---устанавливать взаимосвязь познания человеком природы и самого себя.

9

Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов

5

Учащиеся должны знать:


--примеры единства человека и природы в представлениях древних людей.

---последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

---представления об эстетическом, этическом, культурно-историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы.

-- представления о природе в верованиях древних славян.

-- взаимосвязь человека с природой, его отношение к природе в различных религиях народов России.

Метапредметные результаты:

  • перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недо­пустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

--- использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природе.

10

Научные методы в экологии

5


Учащиеся должны знать:

-- философские особенности об отношениях человека к природе.
--- примеры о взаимосвязи природы и человека в различные эпохи, называть философов природы.

-- взаимосвязь между природой и человеком.

-- методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент

-- примеры моделирования в экологии.

-- философов различных эпох, повествующих о взаимосвязи природы и человека. --- роль наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

Метапредметные результаты:

  • перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении про­екта; проводить оценку результатов проекта, его обществен­ную экспертизу.

-- уметь пользоваться приборами, используемыми в экологических исследованиях.

11

Человек изменяет природу

3

Учащиеся должны знать: -

-- периоды в истории взаимоотношений человечества и природы.

-- причину истощения запасов природных ресурсов и проблему их рационального использовании.

-- приводить примеры охраны и восстановления природы в России, особо охраняемых природных территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы.

Метапредметные результаты :

-- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-- называть принципы работы в команде (мягкое управ­ление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения об­щей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диа­лог; называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, автори­тетное мнение, здравый смысл);





12

Отношение человека к природе в искусстве

10

Учащиеся должны знать:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства) экологической направленности;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

Метапредметные результаты :

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;



Итого

105






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование внеурчной деятельности по экологии

Автор: Аймитова Наталья Юрьевна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства