Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о авторской разработке рабочей программы по курсу "Психологии"»
Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
программа формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
Устав НОУ Школы «Экология и Диалектика»
Типовое положение об ОУ.
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или какими-то иными способами.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данного цикла занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Программа выстроена, основываясь не только на возрастных особенностях подростков, но и на особенностях, а также интересах, присущих учащимся разного возраста.
Программа занятий для 7-9 классов составлена на основе авторской программы А.В. Микляевой («Я – подросток», 2011).
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Планируемый результат
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные компетенции:
умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
способность контролировать эмоции, управлять ими;
умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
стремление к изучению своих возможностей и способностей;
успешная адаптация в социуме.
Метапредметные компетенции:
умение анализировать;
умение работать с текстом;
развитие воображения;
развитие внимания и памяти.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год для реализации программы курса выделено 34 часа в 5 классе, 35 часов в 6-7 классах, 36 часов в 8 классе и 34 часа в 9 класса (по 1 часу в неделю) в соответствии с учебным планом.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности:
индивидуальная;
групповая;
игра;
беседа.
Содержание курса
Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
Формировать навыки саморегуляции.
Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Тематическое планирование учебного материала по уроку психологии
№ п/п
Сроки проведения
Наименование раздела (ч.)
Тема урока
Примечание
План.
Фактич.
1
02.09-07.09
Общение, общительность, трудности в общении
2
09.09-14.09
Какая бывает информация
3
16.09-21.09
Невербальная информация.
4
23.09-28.09
О чем говорит наша мимика?
5
30.10-05.10
О чем говорят наши жесты?
6
07.10-12.10
Как лучше подать информацию?
7
14.10-19.10
Как лучше понять информацию?
8
21.10-26.10
Барьер на пути информации. Виды барьеров.
9
05.11-09.11
Барьеры, которые создаю я сам.
10
11.11-16.11
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные. Восприятие и обработка.