Статья: "Новые информационно-коммуникативные технологии в сфере дополнительного образования и использование компьютерных программ при проведении занятий"
Статья: "Новые информационно-коммуникативные технологии в сфере дополнительного образования и использование компьютерных программ при проведении занятий"
Использование новых информационных технологий открывает для педагога новые возможности в проведении своего занятия. Изучение любой дисциплины с использованием НИТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающихся к занятиюИспользование новых информационных технологий открывает для педагога новые возможности в проведении своего занятия. Изучение любой дисциплины с использованием НИТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающихся к занятию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Новые информационно-коммуникативные технологии в сфере дополнительного образования и использование компьютерных программ при проведении занятий"»
Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Новые информационно-коммуникативные технологии в сфере дополнительного образования и использование компьютерных программ
при проведении занятий
Подготовила
педагог дополнительного образования
Захарова Тамара Григорьевна
г. Ханты-Мансийск
2020
Новые информационные технологии обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. Понятие информации является основополагающим в этом процессе. Так как обучение является передачей информации ученику, то, по определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена обучающимися. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология, обучения".
Таким образом, появление такого понятия "новая информационная технология (НИТ)" связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении. Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи. Как уже отмечалось в образовании "педагогическая технология" и ''информационная технология" - это в определенной степени синонимы.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:
1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
2) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
3) мультимедийные программные продукты;
4) компьютерные средства телекоммуникаций.
Электронно-вычислительная техника сегодня - неотъемлемая часть технического оснащения школы. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения с качественно новой стороны. Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:
- делает процесс обучения наглядным;
- повышает объективность оценки ответов;
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
- сокращает время проверки знаний обучащающихся.
Использование новых информационных технологий открывает для педагога новые возможности в проведении своего занятия. Изучение любой дисциплины с использованием НИТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающихся к занятию. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил". Применение современных технологий в дополнительном образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации деятельности, контроля качества обучения и т.д.
Следует разбираться в таких понятиях, как компьютерное обучение (КО) и электронное обучение (ЭО). Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин - электронное обучение, т.е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники.
Различают два основных вида ЭО:
рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);
интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.
Компьютер позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты - всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание обучающихся на занятии.
Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя обучающимся на занятиях. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого занятия. Программное обеспечение MS PowerPoint позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы. Эти звуковые файлы могут содержать функциональную музыку, позволяющую обучающемуся расслабляться, а так же файлы дикторского текста, которые подробно объясняют, то, что в данный момент происходит на экране компьютера.
Использование ЭР (электронное издание, учебное электронное издание, электронный учебник):
- Электронное издание (ЭИ) - совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD), а также опубликовано в электронной компьютерной сети
- Учебное электронное издание (УЭИ) должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
- Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой
Занятия с применением компьютерных систем не заменяют педагога, а, наоборот делают общение с воспитанником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у воспитанников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.
На занятиях компьютер можно использовать при проведении лабораторного практикума, контроле знаний обучающихся, изучении теоретического материала, в исследовательской деятельности.
Использование таких технологий позволяет повысить качество и эффективность подготовки будущих выпускников, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению.
Что же положительного дают такие занятия?
Ребятам очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к занятию.
Каждый обучаемый выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял.
Обучение идет индивидуально.
Способствует развитию самостоятельности.
Материал снабжен рисунками, различная цветовая гамма, звуковое сопровождение, если это возможно, все это оказывает положительное воздействие на ученика.
Сочетается контроль и самоконтроль.
Дает возможность быстро и эффективно тестировать
Список использованной литературы:
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – Москва: Академия, 2005.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Академия, 2005.
Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – Москва: Академия, 2006.