Сообщение из опыта работы социально - правовое развитие дошкольников
Сообщение из опыта работы социально - правовое развитие дошкольников
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости кдругим людями их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практичнского применения. Это я решаю в процессе социально-правового развития дошкольников в ходе ознакомления с Конвенцией о правах ребенка. Я считаю, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов - объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы социально - правовое развитие дошкольников»
Сообщение из опыта работы
Микова Александра Николаевна Воспитатель старшей группы 10 МАДОУ 102 г. Томска
Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
«Проблемные» родители – не вина ребёнка,
а его беда и несчастье.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребности личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса.
Правовому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных
представлений о своих правах и свободах,
развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и
создавать условия их практического применения.
Это я решаю в процессесоциально – правового
развития дошкольников в ходе ознакомления c Конвенцией о правах ребенка.
Я считаю, что ребёнок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.
Начиная работу с детьми по правовому воспитанию, я выделила для себя ряд проблем:
•Какие статьи Конвенции могут и должны быть реализованы в нашем дошкольном учреждении;
•Как понятнее и доступнее донести до детей содержание статей, смысл каждого права;
•С помощью каких форм работы целесообразно проводить данную деятельность.
Прежде чем преступить к работе с детьми, я изучила литературу по данной проблеме. Затем разработала проект социально-правовой направленности«Дорогою добра».
Целью моего проектастало-
формирование культуры поведения
у дошкольников, ознакомление детей
с основными статьями Конвенции
по правам ребенка.
Основные задачи в работе с детьми:
сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья;
формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки.
Формы и методы работы
Организованные занятия:«Имею право жить», «По – разному зовутся дети», «Моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Я самый – самый», «Не обижай меня», «Грамоте учится – всегда пригодится», «Расти здоровым», «Моя родина – Россия», «Отдых, игры, развлечения».
Беседы, этические беседы:«Беседы о правах ребёнка», «Что такое права человека», «Что означает твоё имя», «Расскажи о своей семье», «Что такое хорошо, что такое плохо»,
«О правах играя».
Чтение и обсуждение сказок:Сборник правовых сказок «Светлана» «Три поросёнка», «12 месяцев», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Ш. Перро «Спящая красавица», «Красная шапочка», А. Толстого «Приключения Буратино» и «Цветик – семицветик», «Волшебник изумрудного города» и т. д.
Коммуникативные игры:«Назови ласково», «Круг радости», «Согрей птичку» «Узнай по голосу»,
Театрализованнаяиграсказки «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», « Как волк телёночку мамой был» и т.д.
Рисование, лепка и аппликацияна различные темы;
Просмотр мультфильмов«Рыжий, рыжий, конопатый», «Винни Пух в гостях у кролика»; «Азбука прав ребенка из цикла Смешарики», «Волшебник изумрудного города».
Проводить мониторинг качества правового образования воспитанников и родителей.
Проводить консультации и тренинги.
Формы работы с педагогами:
Международный заочный конкурс«Надежда планеты» - Проект «Социально-правовое воспитание дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка».
Всероссийский уровень - публикация авторского материала на тему:«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста».
Всероссийский уровень - публикация авторского материала на тему: Методическая разработка конспекта«Изумрудная тропа детских прав и волшебства».
Областной конкурс-выставка «Инновации-2014»- доклад «Реализация инновационного проекта «Социально-правовое развитие дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка».
Областной уровень - мастер - класс по теме:«Социально-личностное воспитание дошкольников», Департамент общего образования Томской области, Томская епархия православной церкви;
Деловые игры:«Знаем ли мы права детей?»,«Добрый ли ты?»
Коллективные просмотры открытых занятий:«Дорогою добра».
«Изумрудная тропа детских прав и волшебства».
Работа с родителями
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.
Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:
знакомить родителей с нормативно-правовыми документами;
помочь понять и принять, что ребёнок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;
повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании ребенка;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
вести работу по профилактике жестокого обращения с детьми;
выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;
создать особую форму общения между родителями и воспитателями.
Консультации для родителей:
«Воспитание ребёнка в семье»; «Поощрение и наказание »; «Знаем ли мы права детей»;«Право на жизнь без насилия» (о недопустимости физических наказаний в семье);
«Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).
Информационные стенды:
«Декларация о правах ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка»;
«Четыре заповеди мудрого родителя»;«Искусство быть родителем»;
«Наказывая, подумай: зачем? »; 7 правил для всех (Владимир Леви) »;
Выставки детских работ«Я рисую мои права».
Результат педагогической деятельности:
Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.
Научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей.
У детей формируются нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.