kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шахматный всеобуч

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373); составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности «Шахматный всеобуч» (Шахматы 4 класс: Комбинации. В.Н.Коновальчук и др. -Ростов н/Д: ИПО ЮФУ 2010 г).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шахматный всеобуч»

  1. Содержание учебного предмета


1

Основа рабочей программы

Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования  и науки от 06.10.2009 № 373);

составлена на основе примерной программывнеурочной деятельности «Шахматный всеобуч»(Шахматы 4класс класс:Комбинации. В.Н.Коновальчук и др. -Ростов н/Д: ИПО ЮФУ 2010г )

является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 109» на 2016 – 2017 учебный год.


2

УМК


3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов в 1 четверти

9 часов

5

Количество часов во 2 четверти

8 часов

6

Количество часов в 3 четверти

9 часов

7

Количество часов в 4 четверти

8 часов

8

Количество часов за год

34 часа


Наименование разделов учебной программы



Кол-во час


Основные содержательные линии


Система оценки планируемых результатов

1.

Организационное занятие.

3

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Происхождение шахмат.

Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика

Мини-исследования. Совместное оценивание процесса выполнения.

2.

Правила игры.

6

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Игровая практика. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Игровая практика. Защита.

Игровая практика.

Игровая практика. Постановка проблемной ситуации. Оценка действий достижения.


3.

Тактика игры.

8

Две ладьи против короля.

Игровая практика. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата.

Урок-практикум. Творческая работа. Самооценка.

4.

Стратегия игры

9

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Матовые комбинации. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Матовые комбинации. Тема освобождение пространства. Тема уничтожения защиты. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.. Тема уничтожения защиты.

Наблюдение над комбинациями фигур. Тактические приёмы. Самоопределение способностей.

5.

Итоговое занятие.

8

Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах

Составление патовых комбинаций. Авторские мини-проекты. Самоанализ действий.


Итого

34





  1. Планируемые результаты



2.1Личностные:формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности ,развитие сильных сторон характера;

воспитание психологической устойчивости поражениям, умения бороться с «депрессией», «звёздной» болезнью.

обучение абстрактно – логическому мышлению;

развитие качества настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.).


2.2Метапредметные: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2.3Предметные: формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, и взятие каждой фигурой.


3. Календарно-тематическое планирование

I четверть

раздел учебной программы

тема урока

количество часов

основные виды учебной

деятельности

Дата проведения

Организационное занятие.

Закрепление знаний. Соревнование

2

Анализировать игру, составлять дальнейший план игры. Игра.

1.09

8.09

Краткая история шахмат. Просмотр фильма

1

Наблюдение и сбор новых знаний. Разработка оригинальных заданий.

15.09

Правила игры.

Шахматная нотация. Практикум

2

Тактические приёмы.Учебное проектирование.

22.09

29.09

Ценность шахматных фигур. Просмотр фильма

4


Иллюстрации на заданную тему. Тестирование.


6.10

13.10

20.10

27.10



II четверть

раздел учебной программы

тема урока

количество часов

основные виды учебной деятельности

дата проведения

Тактика игры.

Техника матования одинокого короля. Соревнование

4

Нестандартные дидактические задания. Игра.

10.11

17.11

24.11

1.12

Достижение мата без жертвы материала

4

Матовые комбинации. Мониторинг сформированности умения играть.

8.12

15.12

22.12

29.12

III четверть



раздел учебной программы

тема урока

количество часов

основные виды учебной деятельности

дата проведения

Стратегия игры

Шахматная комбинация. Соревнование

7

Учебное проектирование.

Шахматная партия.

12.01

19.01

26.01

2.02

9.02

16.02

2.03

Шахматная комбинация. Турнир.

2

Шахматный турнир.

9.03

16.03



IV четверть

раздел учебной программы

тема урока

количество часов

основные виды учебной деятельности

дата проведения


Итоговое занятие.

Шахматная комбинация

5

Практическая работа на тренинговой площадке.

6.04

13.04

20.04

27.04

4.05

Экскурсия в шахматный клуб

3

Наблюдение. Исследовательская деятельность. Обсуждение.

11.05

18.05

25.05








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Шахматный всеобуч

Автор: Петренко Валентина Григорьевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Открытый фестиваль ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ"
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi_fiestival_shakhmatnyi_vsieobuch"
    ["file_id"] => string(6) "470756"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1527061496"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация на тему "Знакомство с шахматными  фигурами""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiianatiemuznakomstvosshakhmatnymifighurami"
    ["file_id"] => string(6) "329267"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463904228"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Основы шахматной игры""
    ["seo_title"] => string(24) "osnovy_shakhmatnoi_ighry"
    ["file_id"] => string(6) "468724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1525712585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства